CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: Sovet
Информация о пользователе Sovet (
не в сети
)
Дата регистрации:
20.03.2012 15:01
Последний визит:
29.09.2024 14:14
Страна:
Россия
Город:
Питер
Пол:
Мужской
Дата рождения:
01.01.1974
Деятельность:
Rus
Образование:
высшее
Интересы:
музыка, история, русская литература
Любимые композиторы:
Мясковский, Гаврилин, Свиридов
Любимые исполнители:
Светланов, Плетнев, Федосеев
Еще о себе:
немного :-)
Добавил аудио:
875
Добавил видео:
82
Добавил книг:
2
Комментарии:
1348
Плейлист:
13
Друзья:
2
Тема:Концерт для скрипки с оркестром
(24.12.2018 22:54)
`В творчестве композиторов прибалтийских республик в 1948—1956 годах
концертный жанр занял весьма скромное место. В Эстонии было написано
шесть произведений, в Литве пять и лишь в Латвии жанр вызвал к себе
гораздо большее внимание. Впрочем активность творчества и его
художественная ценность не определяются количественными показателями;
самым продуктивным в отношении эволюции жанра этот период оказался не
для Латвии с ее одиннадцатью концертами, а для Литвы.
Начнем с того, что скрипичный концерт литовского композитора Б.
Дварионаса получил широкую всесоюзную известность. Он был с успехом
исполнен на II пленуме Союза советских композиторов в декабре 1948
года в Москве и удостоен Государственной премии; его оценили как
выдающийся образец национального реалистического искусства. Сейчас с
такой оценкой уже трудно согласиться, и она кажется преувеличенной,
ибо по-настоящему глубокого, большого содержания в концерте нет. Он
представляет собой простое, приятное произведение — не больше. Однако
для национальной музыкальной культуры Литвы концерт был и остается
явлением этапным, во многом показательным как в смысле освоения
народной песенности, так и в ее разработке средствами классического
симфонизма. По такому же пути шли и другие литовские композиторы.`
(Л. Раабен. Советский инструментальный концерт.)
Тема:3 вальса для фортепиано, посв. С. Ментер (1886)
(23.12.2018 13:13)
Хороший вальс!
Тема:Струнный квартет № 5 (1938-1939)
(21.12.2018 20:59)
Sovet писал(а):
Как творец симфоний Мясковский,
может быть, и уступает Прокофьеву и Шостаковичу (и то лишь `в целом`).
Но как мастер камерно-инструментальной музыки - нет, не
уступает.
И то - 6-я симфония НЯМ не `великая в малом` симфония,
а просто великая.
Единственный искренний и большой отклик на Революцию. Не `потом`, а
непосредственно.
Но что ж удивительного?
После отъезда Рахманинова и Прокофьева (и пока Шостакович не подрос)
Мясковский и был самым крупным композитором России - уже новой,
советской. В начале 1920-х гг.
Тема:Армянская рапсодия для двух фортепиано
(16.12.2018 17:37)
А.К. писал(а):
Вот - рай для обычных слушателей.
Зажигательно и эффектно.
Так сказать - полный антиХиндемит. Но очевидно, что такие штуки можно
писать вагонами. Поэтому - по большому счету...
Так и Бах с
Моцартом писали вагонами... зря?)))))
Да и сам Хиндемит не относился к малоипишущим ;)
Тема:Соната № 5 для фортепиано (1998)
(16.12.2018 00:19)
(это верная запись:-))
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор
(07.12.2018 00:57)
Из Википедии:
Edna Iles was born in Kings Heath, Birmingham in 1905. She began her
studies in Birmingham with Appleby Matthews, making her debut as
soloist with the City of Birmingham Orchestra at age 15 in the Liszt
E-flat Concerto. She made her Wigmore Hall recital debut soon
afterwards and established a prominent presence throughout Britain and
continental Europe during the 1920s and 1930s, giving recitals in many
of the leading artistic centres including Berlin, Vienna, Oslo,
Stockholm, and Budapest. Iles broadcast frequently for the BBC, and
appeared as concerto soloist with distinguished conductors including
Sir Thomas Beecham, Sir Adrian Boult, and Willem Mengelberg.
From 1930 Iles became a close friend, protegee and pupil of the
Russian composer and pianist Nikolai Medtner, who branded her `the
bravest and ablest besieger of my musical fortresses` and dedicated to
her his Russian Round Dance for two pianos. Edna Iles performed the
cycle of three Medtner piano concertos at the Royal Albert Hall in
1946 and, following Medtner`s death in 1951, continued to champion his
piano music in many recitals and broadcasts in Britain and abroad. She
also championed works by Ernest Bloch, Alan Bush, and Malcolm Arnold,
and won praise from leading composers for the technical refinement and
structural integrity of her interpretations. Edna Iles recorded her
last recital for BBC Radio 3 in 1977 and in 1980 took part in a
concert marking the centenary of Medtner`s birth.
In 2001 she donated her entire library of Medtner material to the
British Museum. It includes detailed notes on all her piano lessons
with Medtner, which provide unique information on how the composer
taught and wished his music to be interpreted. The archive is the
subject of a doctoral thesis.
She died in Solihull, West Midlands in 2003, aged 97.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор
(07.12.2018 00:56)
Знаменитейшая из зарубежных учениц Метнера.
Тема:8 пьес на темы русских народных песен
(28.11.2018 23:37)
Добавил ноты.
Тема:`Мадригал`, сюита для голоса и фортепиано на стихи К.Бальмонта (1908-1909)
(09.11.2018 15:40)
23 сентября `Мадригал` был исполнен в библиотеке им. Льва Толстого.
18 ноября исполняем с певицей снова. ))
`Мой дар убог, и голос мой негромок...` - это я о себе, а не о певице
и тем более не о НЯМ ))))
Тема:Сонатина для фортепиано (1942)
(04.11.2018 10:44)
1. Moderato
2. Narrante e lugubre
3. Molto vivo ed agitato
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(26.10.2018 20:49)
Классический пример неадекватности `внешних усилий` дирижера отклику в
оркестре.
Противоположный (практически) пример - это Мравинский.
Светланов, в общем, тоже любил `много двигаться` - но там-то отклик
был :-)))))
Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(11.10.2018 11:36)
Слава богу, я концертмейстер - и всегда играю по нотам :-))))))
Вот скоро будем скрипичную сонату Кара Караева исполнять в рамках
`Петербургской осени`...
Тема:Сонатина для фортепиано
(09.10.2018 12:39)
ДЖАЗОВЫЙ ГАЙДН.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2
(09.10.2018 12:38)
shark_bmt писал(а):
чем-то Метнера
напоминает
Ритмически - безусловно. Во Втором концерте в этом
смысле есть весьма `джазовые` фрагменты. :))
Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(09.10.2018 12:28)
Из комментариев:
- Красивая тетенька и играет бомбезно.
- Quelle superbe interpretation du BWV 1052. Je le redecouvre avec un
immense bonheur, grace a cette merveilleuse pianiste. Merveilleux
deuxieme mouvement. Pourquoi revenons nous toujours a la musique de
J.S Bach? Il me semble que la reponse est tout simplement dans cette
interpretation .
- Красивая музыка и ей под стать исполнительница: талантливая,
красивая, чувственная! Завидую её возлюбленному... Наверное он самый
счастливый человек в мире!
- Un seul mot : extraordinaire !
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(07.10.2018 10:54)
И никаких отзывов?
А исполнение выдающееся!!
Тема:Соната для скрипки и фортепиано
(01.10.2018 00:27)
Энергично!
Тема:Соната для скрипки и фортепиано (1946-1947)
(01.10.2018 00:00)
Превосходно и благородно, как и всё у Николая Яковлевича!
Тема:Пьесы для фортепиано
(28.09.2018 09:09)
2:17 - Тревожные терции
6:07 - Мальвина
10:36 - Одинокий клоун
Тема:Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор (1884)
(27.09.2018 13:11)
Не помню кто писал - Чайковский в этом произведении `воссоздает`
процесс композиции. Импровизационное начало.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №3 ми-бемоль мажор (1893)
(27.09.2018 13:05)
Мне эта версия нравится больше хотеевской.
Финал не нужно так затягивать. Не все хорошо рассматривать через
лупу. Главная сила Чайковского в крупной форме - во ФРЕСКОВОСТИ. Как и
у Шостаковича.
Когда на тебя едет `танк`. (В т. ч. и лирический! - у Чайковского
часто `сокрушающая лирика`).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 12:42)
Кстати, шансонетка чисто французского свойства - 2-я часть Второго
концерта Сен-Санса ОЧЕНЬ похожа по настроению.
А первым рецензентом премьеры этого концерта (солист - автор, дирижер
- А. Рубинштейн) был именно ЧАЙКОВСКИЙ :-))))))
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 12:38)
Сам Лазарь Берман писал по поводу своей работы над оригинальной
версией концерта (а он многократно играл `традиционную`) - что будто
океанский корабль поставили в док и счищают с него налипшие ракушки и
прочее...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 00:48)
!!!!
(2-я половина 1-й части)
https://www.youtube.com/watch?v=CKIm1ALv28M
(2-я часть)
https://www.youtube.com/watch?v=rmA0V0rb1iQ
(Финал)
https://www.youtube.com/watch?v=x3fundHivzc
Тема:Колыбельная для скрипки и фортепиано
(21.09.2018 20:55)
(Цит. по книге: Елена Битерякова. Кристиан Синдинг. 2007)
`...Синдинг пережил жену на пять лет и скончался 3 декабря 1941 года
на 86-м году жизни от сердечной недостаточности. Однако даже смерть,
которой так жаждал композитор, не принесла ему действительного
облегчения. Ряд обстоятельств, непосредственно предшествовавших ей, к
несчастью не позволили Синдингу спокойно уйти в могилу. Норвегия была
в то время оккупирована немцами, и композитор волею судеб оказался
вовлечен в норвежское нацистское движение. Уже в 1934 году фамилия
Синдинга встречается в списках членов нацистского клуба, созданного в
Кристиании. В 1936 году симпатии супругов Синдингов к нацистской
Германии были очевидны: «Они жили год за годом за границей, особенно
им обоим нравилось на родине музыки — в Германии. Сейчас они оба
выступают в числе самых ревностных последователей Третьего рейха» (Из
некролога А. Синдинг.). В годы оккупации Синдинг позволил завербовать
себя в члены местной нацистской партии «Национальный союз». П.
Воллестад, впрочем, отмечает, что анкета для вступления заполнена не
рукой композитора. Стремясь укрепить свои позиции, новые власти
создали «Почетный совет по искусству», в который они планировали
включить ведущих представителей художественной жизни Норвегии:
Гамсуна, Синдинга, Вигеланна и Мунка. Кроме того, в целях пропаганды
квислинговцы организовали выступление Синдинга в поддержку нацистского
режима по Норвежскому государственному радиовещанию (16.07.1940),
которое сыграло роковую роль в судьбе композитора. В той накаленной
атмосфере, когда восставали против всего, что отдавало неметчиной и
нацизмом, музыка Синдинга была занесена в черный список и забыта на
многие годы. Только в конце 1990-х годов некоторые из его произведений
стали вновь появляться в программах концертов.
{Надо сказать, что произведения Мунка, Вигеланна и Гамсуна избежали
столь последовательного и продолжительного бойкотирования. Гамсун был
признан виновным в измене, но обвинения были сняты ввиду его
преклонного возраста. Тем не менее, его судили «за использование
нацистского режима в целях наживы» и присудили к штрафу в 65 тысяч
долларов. Однако это не оказало значительного влияния на отношение
норвежцев к его сочинениям.}.
Маловероятно, что политические идеи Третьего рейха находили
какой-либо отклик у Синдинга. Для него Германия была олицетворением
культуры и цивилизации. Он учился в Лейпциге и добился там величайших
успехов. Вейнгартнер дирижировал премьерой его Второй симфонии, а
немецкие критики провозгласили его «великим представителем северного
духа»; его единственная опера написана на немецкий текст.
Всепоглощающая страсть к немецкой культуре и ко всему немецкому
совершенно заслоняла от композитора политическую основу нацизма. При
этом он не раз становился свидетелем проявлецерте Синдинга в Бергене в
январе 1941 года Эрнст Гласер исполнял его Первый скрипичный концерт
на инструменте, ранее принадлежавшем Уле Бюллю. В самом начале
выступление было прервано местными нацистами, настаивающими на том,
что национальная святыня, коей является скрипка Бюлля, не должна
оскверняться евреем. Синдинг в письме к X. Хейде очень возмущался
«выступлением этих подонков»: «Отвратительно было, что с Гласером
обращались столь оскорбительным образом. Как человек, художник и как
гость он был вправе требовать всеобщего уважения». Однако композитор
не видел или не хотел видеть политической действительности,
определяющей подобные «оскорбительные выступления».
Композитора, еще недавно считавшегося «национальной гордостью»
Норвегии, провожали в последний путь всего несколько соотечественников
— ближайшие друзья и коллеги. Д. Юхансен произнес надгробную речь, в
завершении которой призвал норвежцев внять голосу разума и не
поддаваться немецкой пропаганде: «Когда потомки услышат об отношении
соотечественников к Синдингу в последние годы, они будут испытывать
смесь восхищения и стыда. В нашей истории есть немало таких позорных
пятен. Они — следствие поверхностного взгляда на искусство и
художников».
Нацистские власти провели похороны Синдинга очень помпезно.
Подразделение Хирта (норвежские штурмовики) несло почетный караул у
гроба. На церемонии присутствовали немецкие военные всех степеней и
рангов. «Перед гробом стояли венки с шелковыми лентами, первый — от
Адольфа Гитлера, второй — от доктора Геббельса, далее от
рейхскомиссара Тербовена. Солдаты по двое возлагали к гробу венок за
венком. Затем последовали венки от различных родов войск Вермахта,
которые несли их представители. Последним приветом Синдингу послужили
слова генерала Редисса, назвавшего композитора `великим норвежцем и
другом Германии`».
В связи со смертью Синдинга Сибелиус телеграфировал: «С глубокой
скорбью музыкальный мир принял весть об уходе великого норвежского
композитора Кристиана Синдинга. Я всем сердцем разделяю эту скорбь и
посылаю моему восхитительному, гениальному другу последнее
приветствие».
1
«...
33
34
...»
54
classic-online@bk.ru
Тема:Концерт для скрипки с оркестром
(24.12.2018 22:54)
концертный жанр занял весьма скромное место. В Эстонии было написано
шесть произведений, в Литве пять и лишь в Латвии жанр вызвал к себе
гораздо большее внимание. Впрочем активность творчества и его
художественная ценность не определяются количественными показателями;
самым продуктивным в отношении эволюции жанра этот период оказался не
для Латвии с ее одиннадцатью концертами, а для Литвы.
Начнем с того, что скрипичный концерт литовского композитора Б.
Дварионаса получил широкую всесоюзную известность. Он был с успехом
исполнен на II пленуме Союза советских композиторов в декабре 1948
года в Москве и удостоен Государственной премии; его оценили как
выдающийся образец национального реалистического искусства. Сейчас с
такой оценкой уже трудно согласиться, и она кажется преувеличенной,
ибо по-настоящему глубокого, большого содержания в концерте нет. Он
представляет собой простое, приятное произведение — не больше. Однако
для национальной музыкальной культуры Литвы концерт был и остается
явлением этапным, во многом показательным как в смысле освоения
народной песенности, так и в ее разработке средствами классического
симфонизма. По такому же пути шли и другие литовские композиторы.`
(Л. Раабен. Советский инструментальный концерт.)
Тема:3 вальса для фортепиано, посв. С. Ментер (1886)
(23.12.2018 13:13)
Тема:Струнный квартет № 5 (1938-1939)
(21.12.2018 20:59)
может быть, и уступает Прокофьеву и Шостаковичу (и то лишь `в целом`).
Но как мастер камерно-инструментальной музыки - нет, не
уступает.
а просто великая.
Единственный искренний и большой отклик на Революцию. Не `потом`, а
непосредственно.
Но что ж удивительного?
После отъезда Рахманинова и Прокофьева (и пока Шостакович не подрос)
Мясковский и был самым крупным композитором России - уже новой,
советской. В начале 1920-х гг.
Тема:Армянская рапсодия для двух фортепиано
(16.12.2018 17:37)
Зажигательно и эффектно.
Так сказать - полный антиХиндемит. Но очевидно, что такие штуки можно
писать вагонами. Поэтому - по большому счету...
Моцартом писали вагонами... зря?)))))
Да и сам Хиндемит не относился к малоипишущим ;)
Тема:Соната № 5 для фортепиано (1998)
(16.12.2018 00:19)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор
(07.12.2018 00:57)
Edna Iles was born in Kings Heath, Birmingham in 1905. She began her
studies in Birmingham with Appleby Matthews, making her debut as
soloist with the City of Birmingham Orchestra at age 15 in the Liszt
E-flat Concerto. She made her Wigmore Hall recital debut soon
afterwards and established a prominent presence throughout Britain and
continental Europe during the 1920s and 1930s, giving recitals in many
of the leading artistic centres including Berlin, Vienna, Oslo,
Stockholm, and Budapest. Iles broadcast frequently for the BBC, and
appeared as concerto soloist with distinguished conductors including
Sir Thomas Beecham, Sir Adrian Boult, and Willem Mengelberg.
From 1930 Iles became a close friend, protegee and pupil of the
Russian composer and pianist Nikolai Medtner, who branded her `the
bravest and ablest besieger of my musical fortresses` and dedicated to
her his Russian Round Dance for two pianos. Edna Iles performed the
cycle of three Medtner piano concertos at the Royal Albert Hall in
1946 and, following Medtner`s death in 1951, continued to champion his
piano music in many recitals and broadcasts in Britain and abroad. She
also championed works by Ernest Bloch, Alan Bush, and Malcolm Arnold,
and won praise from leading composers for the technical refinement and
structural integrity of her interpretations. Edna Iles recorded her
last recital for BBC Radio 3 in 1977 and in 1980 took part in a
concert marking the centenary of Medtner`s birth.
In 2001 she donated her entire library of Medtner material to the
British Museum. It includes detailed notes on all her piano lessons
with Medtner, which provide unique information on how the composer
taught and wished his music to be interpreted. The archive is the
subject of a doctoral thesis.
She died in Solihull, West Midlands in 2003, aged 97.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до минор
(07.12.2018 00:56)
Тема:8 пьес на темы русских народных песен
(28.11.2018 23:37)
Тема:`Мадригал`, сюита для голоса и фортепиано на стихи К.Бальмонта (1908-1909)
(09.11.2018 15:40)
18 ноября исполняем с певицей снова. ))
`Мой дар убог, и голос мой негромок...` - это я о себе, а не о певице
и тем более не о НЯМ ))))
Тема:Сонатина для фортепиано (1942)
(04.11.2018 10:44)
2. Narrante e lugubre
3. Molto vivo ed agitato
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(26.10.2018 20:49)
оркестре.
Противоположный (практически) пример - это Мравинский.
Светланов, в общем, тоже любил `много двигаться` - но там-то отклик
был :-)))))
Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(11.10.2018 11:36)
Вот скоро будем скрипичную сонату Кара Караева исполнять в рамках
`Петербургской осени`...
Тема:Сонатина для фортепиано
(09.10.2018 12:39)
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2
(09.10.2018 12:38)
напоминает
смысле есть весьма `джазовые` фрагменты. :))
Тема:Концерт для клавесина, струнных и бассо континуо № 1 pе минор (1738?)
(09.10.2018 12:28)
- Красивая тетенька и играет бомбезно.
- Quelle superbe interpretation du BWV 1052. Je le redecouvre avec un
immense bonheur, grace a cette merveilleuse pianiste. Merveilleux
deuxieme mouvement. Pourquoi revenons nous toujours a la musique de
J.S Bach? Il me semble que la reponse est tout simplement dans cette
interpretation .
- Красивая музыка и ей под стать исполнительница: талантливая,
красивая, чувственная! Завидую её возлюбленному... Наверное он самый
счастливый человек в мире!
- Un seul mot : extraordinaire !
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(07.10.2018 10:54)
А исполнение выдающееся!!
Тема:Соната для скрипки и фортепиано
(01.10.2018 00:27)
Тема:Соната для скрипки и фортепиано (1946-1947)
(01.10.2018 00:00)
Тема:Пьесы для фортепиано
(28.09.2018 09:09)
6:07 - Мальвина
10:36 - Одинокий клоун
Тема:Концертная фантазия для фортепиано с оркестром соль мажор (1884)
(27.09.2018 13:11)
процесс композиции. Импровизационное начало.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №3 ми-бемоль мажор (1893)
(27.09.2018 13:05)
Финал не нужно так затягивать. Не все хорошо рассматривать через
лупу. Главная сила Чайковского в крупной форме - во ФРЕСКОВОСТИ. Как и
у Шостаковича.
Когда на тебя едет `танк`. (В т. ч. и лирический! - у Чайковского
часто `сокрушающая лирика`).
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 12:42)
концерта Сен-Санса ОЧЕНЬ похожа по настроению.
А первым рецензентом премьеры этого концерта (солист - автор, дирижер
- А. Рубинштейн) был именно ЧАЙКОВСКИЙ :-))))))
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 12:38)
версией концерта (а он многократно играл `традиционную`) - что будто
океанский корабль поставили в док и счищают с него налипшие ракушки и
прочее...
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(27.09.2018 00:48)
(2-я половина 1-й части)
https://www.youtube.com/watch?v=CKIm1ALv28M
(2-я часть)
https://www.youtube.com/watch?v=rmA0V0rb1iQ
(Финал)
https://www.youtube.com/watch?v=x3fundHivzc
Тема:Колыбельная для скрипки и фортепиано
(21.09.2018 20:55)
`...Синдинг пережил жену на пять лет и скончался 3 декабря 1941 года
на 86-м году жизни от сердечной недостаточности. Однако даже смерть,
которой так жаждал композитор, не принесла ему действительного
облегчения. Ряд обстоятельств, непосредственно предшествовавших ей, к
несчастью не позволили Синдингу спокойно уйти в могилу. Норвегия была
в то время оккупирована немцами, и композитор волею судеб оказался
вовлечен в норвежское нацистское движение. Уже в 1934 году фамилия
Синдинга встречается в списках членов нацистского клуба, созданного в
Кристиании. В 1936 году симпатии супругов Синдингов к нацистской
Германии были очевидны: «Они жили год за годом за границей, особенно
им обоим нравилось на родине музыки — в Германии. Сейчас они оба
выступают в числе самых ревностных последователей Третьего рейха» (Из
некролога А. Синдинг.). В годы оккупации Синдинг позволил завербовать
себя в члены местной нацистской партии «Национальный союз». П.
Воллестад, впрочем, отмечает, что анкета для вступления заполнена не
рукой композитора. Стремясь укрепить свои позиции, новые власти
создали «Почетный совет по искусству», в который они планировали
включить ведущих представителей художественной жизни Норвегии:
Гамсуна, Синдинга, Вигеланна и Мунка. Кроме того, в целях пропаганды
квислинговцы организовали выступление Синдинга в поддержку нацистского
режима по Норвежскому государственному радиовещанию (16.07.1940),
которое сыграло роковую роль в судьбе композитора. В той накаленной
атмосфере, когда восставали против всего, что отдавало неметчиной и
нацизмом, музыка Синдинга была занесена в черный список и забыта на
многие годы. Только в конце 1990-х годов некоторые из его произведений
стали вновь появляться в программах концертов.
{Надо сказать, что произведения Мунка, Вигеланна и Гамсуна избежали
столь последовательного и продолжительного бойкотирования. Гамсун был
признан виновным в измене, но обвинения были сняты ввиду его
преклонного возраста. Тем не менее, его судили «за использование
нацистского режима в целях наживы» и присудили к штрафу в 65 тысяч
долларов. Однако это не оказало значительного влияния на отношение
норвежцев к его сочинениям.}.
Маловероятно, что политические идеи Третьего рейха находили
какой-либо отклик у Синдинга. Для него Германия была олицетворением
культуры и цивилизации. Он учился в Лейпциге и добился там величайших
успехов. Вейнгартнер дирижировал премьерой его Второй симфонии, а
немецкие критики провозгласили его «великим представителем северного
духа»; его единственная опера написана на немецкий текст.
Всепоглощающая страсть к немецкой культуре и ко всему немецкому
совершенно заслоняла от композитора политическую основу нацизма. При
этом он не раз становился свидетелем проявлецерте Синдинга в Бергене в
январе 1941 года Эрнст Гласер исполнял его Первый скрипичный концерт
на инструменте, ранее принадлежавшем Уле Бюллю. В самом начале
выступление было прервано местными нацистами, настаивающими на том,
что национальная святыня, коей является скрипка Бюлля, не должна
оскверняться евреем. Синдинг в письме к X. Хейде очень возмущался
«выступлением этих подонков»: «Отвратительно было, что с Гласером
обращались столь оскорбительным образом. Как человек, художник и как
гость он был вправе требовать всеобщего уважения». Однако композитор
не видел или не хотел видеть политической действительности,
определяющей подобные «оскорбительные выступления».
Композитора, еще недавно считавшегося «национальной гордостью»
Норвегии, провожали в последний путь всего несколько соотечественников
— ближайшие друзья и коллеги. Д. Юхансен произнес надгробную речь, в
завершении которой призвал норвежцев внять голосу разума и не
поддаваться немецкой пропаганде: «Когда потомки услышат об отношении
соотечественников к Синдингу в последние годы, они будут испытывать
смесь восхищения и стыда. В нашей истории есть немало таких позорных
пятен. Они — следствие поверхностного взгляда на искусство и
художников».
Нацистские власти провели похороны Синдинга очень помпезно.
Подразделение Хирта (норвежские штурмовики) несло почетный караул у
гроба. На церемонии присутствовали немецкие военные всех степеней и
рангов. «Перед гробом стояли венки с шелковыми лентами, первый — от
Адольфа Гитлера, второй — от доктора Геббельса, далее от
рейхскомиссара Тербовена. Солдаты по двое возлагали к гробу венок за
венком. Затем последовали венки от различных родов войск Вермахта,
которые несли их представители. Последним приветом Синдингу послужили
слова генерала Редисса, назвавшего композитора `великим норвежцем и
другом Германии`».
В связи со смертью Синдинга Сибелиус телеграфировал: «С глубокой
скорбью музыкальный мир принял весть об уходе великого норвежского
композитора Кристиана Синдинга. Я всем сердцем разделяю эту скорбь и
посылаю моему восхитительному, гениальному другу последнее
приветствие».