CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: weina
Информация о пользователе weina (
не в сети
)
Дата регистрации:
02.07.2012 21:34
Последний визит:
29.08.2024 18:25
Страна:
Россия
Город:
Москва, Зеленоград
Пол:
Женский
Деятельность:
переводчик
Образование:
высшее гуманитарное
Интересы:
музыка, литература
Любимые композиторы:
Рахманинов, Прокофьев, Малер
Любимые исполнители:
Е.Мравинский, М.Плетнев, Д. Липатти
Еще о себе:
постоянный посетитель консерватории и оперных театров
Добавил аудио:
1455
Комментарии:
1745
Друзья:
25
Тема:Опера `Женитьба Фигаро` (1786)
(02.12.2021 23:02)
Volovikelena писал(а):
Это - последнее добавление
и последний комментарий Alebaranova - Александра Николаевича
Баранова...
Ужасно печальное известие. Мы немножко переписывались
с А.Н. Я не знала, где он работает, но хватка настоящего ученого в нем
сильно чувствовалась: въедливость, точность в мельчайших деталях,
любовь к упорядоченности. Помимо музыкальной, у него была богатая
коллекция старинных фильмов (в том числе немого кино начала века).
Благодаря ему в Архиве появилось не только множество раритетных
записей, но и великолепный перевод либретто `Моисея` Антона
Рубинштейна. Это был щедрый, добрый, скромный и благородный человек.
Светлая ему память.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор (1785)
(27.11.2021 17:29)
Sir Gray писал(а):
...я глянул в Википедию - там
не написано, что он играл на исторических инструментах. Представляете?
А вот зато прочитал, что он совместно с Демусом написал книгу об
интерпретации Бетховена, а совместно с женой - об интерпретации
Моцарта. ... Интересно было бы почитать.
Не верьте глазам своим,
дорогой сэр, - верьте своим ушам. Впрочем, Вы и без моих советов
всегда так поступаете )
Книжка про интерпретацию Моцарта есть у нас в Архиве:
https://classic-online.ru/uploads/000_books/500/410.pdf
А про Бетховена не нашла, к сожалению, даже по-немецки.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор (1785)
(26.11.2021 22:10)
Sir Gray писал(а):
Как будто он играет на старом
инструменте. Звук быстро глохнет. Но, кажется, он этим не
занимался?
Как раз занимался, и очень прилежно )
Ткните наугад в любую сонату Гайдна, Моцарта, Бетховена или Шуберта
на его странице - обязательно попадете на какой-нибудь исторический
инструмент.
Записи, конечно, на любителя, но в качестве его игры можно не
сомневаться.
Тема:Опера `Бульвар одиночества` (1952)
(24.11.2021 21:48)
Опера, интересная во всех отношениях. Начать с того, что героиня –
никто иная, как Манон Леско. Сюжет романа аббата Прево претерпел
значительные изменения, действие перенесено в современный композитору
Париж (50-е гг.). История Манон дана как бы пунктиром, в семи не
связанных между собой сценах. В конце Манон попадает в тюрьму за
убийство любовника, и тут невольно вспоминается Лулу. Да и по музыке
(серийная техника с тональными фрагментами и джазовыми вкраплениями)
опера гораздо ближе к Бергу, чем к Массне или Пуччини. Правда, Хенце
намекает, что помнит и ценит своих предшественников: в 5-й сцене,
сразу после чтения письма, в оркестре звучит явно пуччиниевская
аккордовая последовательность.
Запись очень хорошая, слушается на одном дыхании и позволяет в
очередной раз восхититься вокалом Елены Васильевой. Синопсис выложен в
описании.
`Додекафонию мы восприняли как освобождение, как надежду, нам
казалось, что она дает возможность изображать человеческие аффекты
по-новому и более углубленно; мы считали (и не без оснований), что
свободная тональность отвечает запросам сегодняшнего дня, как и другие
достижения нашего столетия – например, психоанализ, свободный
стихотворный размер в поэзии и ее овеществленное содержание. Поэтому
неудивительно, что любовные сцены в `Бульваре одиночества` написаны в
12-титоновой технике, т.к. моя додекафония стремилась тогда обозначить
свободный небуржуазный мир, в то время как старый развращенный мир
представлен старой тональной музыкой`. (Ханс Вернер Хенце)
Тема:Симфония №41 до мажор `Юпитер` (1788)
(21.11.2021 17:50)
Sasha Nick писал(а):
На удивление пустая
музыка...
Мне кажется, любую музыку мы `наполняем`
соответствующим содержанием сами, из собственной головы (если она не
пустая).
Тема:Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов (1923-24)
(18.11.2021 22:25)
Из дневника С.С. Прокофьева:
`Был на концерте Стравинского, который сегодня играл с оркестром в
первый раз в жизни. Очень волновался, сбивался, забывал и рылся в
партитуре, которая стояла на пюпитре. Сам Концерт - скрещение двух
влияний, Баха и американских регтаймов. Первое мне не нравится, второе
- да! Музыка `под Баха` уже появилась у него год назад в финале
`Октета`, и мне сразу не понравилась как явная подделка. (Я ничего не
имею против Баха, но против самого факта подделки). Сделан Концерт
бодро, сурово, и в этом несомненно залог его жизненности. Суровость
его отчасти проистекает от оркестровки - без струнных. Такая
оркестровка мне отчасти нравится - своею аскетичностью; отчасти нет -
отсутствием полутонов и мягкости, которые исчезают вместе со
струнными. Кое-что в меди просто сделано грубо: кричит и заглушает
фортепиано`.
(Париж, 21 мая 1924 г.)
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(18.11.2021 22:05)
illarion89 писал(а):
Сравнить рэгтаймы
Стравинского с рэгтаймами Айвза невозможно. Они и близко не стояли.
Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма Айвза.
Для Айвза
регтаймы были чем-то вроде естественной среды обитания, а для
Стравинского - `террой инкогнита`, однако обосновался он там вполне
по-хозяйски. Мне нравится.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(18.11.2021 21:50)
steinberg писал(а):
Если говорить именно о
мелодии, Прокофьеву здесь мало равных вообще. Но нужно ли через эти
очки (с позволения сказать) лорнировать Стравинского или кого-то
ещё?)
По-видимому, сто лет назад старинные предрассудки вроде
`Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(17.11.2021 22:06)
illarion89 писал(а):
Да, у Прокофьева вообще есть
выражение о Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
Это, скорее
всего, о Концерте для ф-но и духовых. `Музыка под Баха` Прокофьеву
ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в восторг.
Мне их непохожесть не мешает любить обоих.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(17.11.2021 22:00)
steinberg писал(а):
Было ли это проблемой для
него? ...
`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не
удивляет.
Справедливое замечание ) В творчестве ИФС мелодии
действительно отводилась довольно скромная роль. Может быть, поэтому
он и не стеснялся признаваться: `Все, что меня интересует, все, что я
люблю, я хочу присвоить (возможно, я просто описываю редкую форму
клептомании)`. С другой стороны, благодаря его потрясающим ритмам,
тембрам, всей оркестровке у него любой мотив приобретал оригинальное,
неповторимое звучание.
Ну, это же друзья-соперники, тут отношения всегда непростые.
`Отсутствие настоящего тематического материала` было для Прокофьева
неприемлемым. Тем не менее он искренне восхищался `удивительной
красотой, ясностью и мастерством` `Весны`, не раз говорил о `живости и
изобретательности` музыки ИФС, о его `полнокровной и изумительной`
технике.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(16.11.2021 21:37)
illarion89 писал(а):
`Достаточно примера
Бетховена, чтобы убедиться в том, что из всех элементов музыки мелодия
наиболее понятна слуху и наименее доступна для овладения. В этом
случае мы имеем дело с одним из величайших создателей музыки, который
провел всю свою жизнь, моля о том даре, которого ему не доставало.
(...)
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
Однако у самого
Стравинского проблем с мелодией было побольше, чем у Бетховена. После
каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в своем
дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
Тема:Fandango для скрипки с оркестром
(03.11.2021 21:53)
В этом трехчастном скрипичном концерте есть всё, за что мы любим
латиноамериканскую музыку: красивые мелодии, зажигательные ритмы,
страсть и нежность. Немножко похоже на Пьяццоллу. Очень воодушевляет.
Тема:Кантата `Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным` для сопрано, тенора, хора и оркестр (1942-43)
(30.10.2021 23:39)
Volovikelena писал(а):
Никогда не слышала эту
кантату до этих пор.
В 2015 г. `Балладу` исполнил Вл. Юровский в
одном из концертов серии `Истории с оркестром`. Думаю, видео и сейчас
можно найти на сайте `meloman`.
Кантата была написана в разгар войны, в 1943 г. Прокофьев говорил,
что, работая над ней, `видел перед собой образы сломанного детства,
жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы`.
Премьера состоялась в Москве 21 февраля 1944 г. Ленинградской
госкапеллой дирижировал Гаук, солистами были Наталья Шпиллер и Федор
Федотов.
Тема:Немецкий реквием (1866)
(25.10.2021 22:42)
Текст к `Немецкому реквиему` Брамс написал сам, составив его из разных
отрывков Священного Писания, которое хорошо знал. Его личный экземпляр
лютеранской Библии (издания 1833 года - года рождения самого Брамса)
был весь испещрён карандашными пометками, и композитор никогда с ним
не расставался.
Свой нетрадиционный реквием он создал в 33 года, а его предпоследним
опусом стали 4 строгих напева, тоже на библейские тексты - такой вот
мостик перекинут через тридцать лет жизни.
Это одно из последних выступлений Бернарда Хайтинка.
Тема:Соната для фортепиано № 3 до мажор (1794/95)
(23.10.2021 21:54)
Sir Gray писал(а):
Самая плохая соната
Бетховена.
Ну, это Вы погорячились, вспомнили, наверное, про
коварные терции в начале.
Соната отличная, в ней столько кипучей энергии, задора, оптимизма!
Адажио - задумчивая минутка в мягком свете наступающих сумерек, все
грустные мысли быстро растворяются в мечтах. Игривое скерцо, лёгкий
стремительный финал...
Лифшиц играет интересно, только, как мне показалось, немножко
угловато, неровно, рывками.
Мое самое любимое исполнение - у Соломона Катнера, там удивительная
цельность, всё на одном дыхании.
Тема:4 последних песни для сопрано с оркестром (1948)
(22.10.2021 22:29)
TonyG писал(а):
...его последнего концерта в
Люцерне...
И как прекрасно, что он закончил свою карьеру
светоносным Брукнером!
Хайтинк был очень хорошим дирижером, тонко и глубоко понимавшим
музыку. Светлая ему память.
Тема:Струнный квартет №15 ми-бемоль минор (1974)
(19.10.2021 23:22)
steinberg писал(а):
Какие-то жесты. Прямолинейно,
предсказуемо, занудно...
Да тут уж не до жестов... Для меня этот
квартет - продолжение 15-й симфонии и, в известном смысле, последних
симфоний Малера. В музыке квартета есть и тихое смирение перед
неизбежным, и просветленная молитва, и неотвязные ночные мысли, и
попытка заглянуть за край... И ясно (по ассоциации с Мусоргским), кто
поёт призывную серенаду, помещенную в жуткое обрамление. Такое полное
и безоглядное обнажение чувств человека, стоящего `на грани`,
воздействует очень сильно.
Тема:Некий концерт для фортепиано с оркестром
(17.10.2021 23:27)
balaklava писал(а):
Я бы не стал ограничивать его
творческий диапазон. Тут шире - попытка напялить на обывательского
Сати Скрябинский скафандр...
Мне кажется, в его музыке нет
абсолютно ничего ни от Сати, ни от Скрябина. Аналогия выстраивается
(самим композитором, думаю, даже сознательно) по признаку особости, ни
на кого непохожести...
И с `Детьми Розенталя` я бы тоже не стала сравнивать. У Десятникова
здоровый юмор, а здесь совсем другое, и подтекст гораздо глубже.
Тема:Некий концерт для фортепиано с оркестром
(17.10.2021 21:27)
steinberg писал(а):
...впечатление от личности
действительно подсказка, что в его музыке можно что-то искать и
находить?
Знаю только, что у меня после этого интервью отношение
к его музыке изменилось. Если раньше она воспринималась как гениальный
прикол, то после высказываний типа: `Этот мир недостоин, чтобы в нем
осталась хотя бы одна моя настоящая вещь` (цитирую по памяти), -
скорее как пощёчина. И жалко его...
Тема:Струнный квартет №14 фа-диез мажор (1973)
(07.10.2021 23:05)
Музыка воспоминаний... Тема 1-й части - образ молодого Шостаковича,
внутренне раскрепощенного, не обремененного большими проблемами -
жизнь пока добра, всё удается, и кажется, что так будет всегда. Но под
конец, особенно после соло виолончели, эта тема звучит уже иначе, как
взгляд на себя прежнего через призму настоящего.
Линия настоящего продолжается и во 2-й части, наполненной
элегическими воспоминаниями и размышлениями о пережитом. В середине
(12:43) у дуэта скрипки и виолончели появляется удивительно сильная и
красивая тема, словно вобравшая в себя все светлые минуты жизни.
В 3-й части главное место отводится цитате из `Катерины Измайловой`
(`Сережа, хороший мой`). Нежная мелодия прерывается резкими, колючими
возгласами неприятия, поднимается возмущенный хор голосов, затем
голоса звучат по отдельности, но удивительно единодушно, продолжая и
дополняя друг друга. Интересно, что при этом всплывают отголоски
первой, гротесковой, части 15-й симфонии: мотив из трех нот у
виолончели (`удар бича`, 17:41) и намёк на `цирковой` ритм увертюры
Россини, которая там цитируется (18:34). Постепенно музыка вновь
обретает элегический характер. Виолончель еще раз пропевает
цитату-лейтмотив, чуть позже следует основная тема 2-й части (Адажио),
и завершается квартет повторением мелодии счастья и любви.
В википедии пишут, что цитату из `КИ` надо понимать как обращение к
Сергею Ширинскому, виолончелисту Квартета им. Бетховена, которому и
посвящено произведение, а чудесную тему из середины Адажио называют
`гимном виолончели`. Может, оно так и есть…
Тема:Симфония №5 ми минор (1888)
(29.09.2021 23:44)
Novick писал(а):
Браво! С учётом года исполнения
- 1944 - звучит как гимн успехам советского оружия на заключительном
этапе войны.
Вы правы. Уже решительная, по-военному чёткая
поступь в главной партии 1-й части настраивает восприятие на
определенный лад, и дальше всё работает на идею. Каждую часть он
завершает необычно, но очень убедительно. Остается только удивляться,
как легко вся музыка симфонии укладывается в эту концепцию - отчаянная
борьба, лишения и утраты, патриотические чувства, победное
ликование...
Замечательный дирижер! Жаль, что в Архиве нет записей Пятой,
сделанных Кусевицким в 20-е - 30-е годы - наверняка тогда она звучала
у него иначе.
К слову, записи Фуртвенглера того же периода тоже часто отмечены
печатью войны.
Тема:Симфония №4 до минор `Трагическая` (1816)
(24.09.2021 23:02)
Sir Gray писал(а):
Но почему эта симфония? Что,
других нет? что он в ней нашел?
По-моему, это лучшая среди ранних
шубертовских симфоний, я давно ее люблю. Там в финале есть одно место
- восходящее нарастание, которое полно такого подлинного драматизма,
что просто дух захватывает (здесь с 24:31, но лучше послушать у
Заваллиша). Название `Трагическая`, но я воспринимаю её скорее как
предчувствие грядущей трагедии. Особенно трогательно, что написал ее
19-летний мальчик...
Конечно, оценить Гульда-дирижера здесь довольно затруднительно. Можно
отметить лишь замедленный и подчеркнуто размеренный темп в 1-й части
и, пожалуй, в Менуэте. Но само наличие такой записи - факт, сам по
себе заслуживающий внимания. А уж водворение ее в Архив вызывает
просто прилив благодарных чувств. Спасибо, Schenia!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(22.09.2021 21:42)
musikus писал(а):
... И вставное трио в начале
второй части мало что меняет...
Даже обидно... Трио вовсе не
`вставное`, оно органично вписано в Анданте, проходит через всю часть
и окрашивает её в неповторимые, истинно `чайковские` тона тёплой
задушевности и неподдельной искренности. И если помпезность и
виртуозные пассажи крайних частей - дань жанру, то среднюю часть Пётр
Ильич явно писал для себя, по-моему, это одна из лучших лирических
страниц в его творчестве.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(21.09.2021 21:39)
Zelenskiy писал(а):
Думаю, здесь не вопрос моего
предвзятого отношения к Плетневу, просто мне более дороги другие
исполнения.
weina, мы по-разному смотрим на это произведения.
Донохоу
Принимается )
Немножко продолжу Вашу мысль. Бывает, что исполнитель предлагает
совершенно новый взгляд на хорошо знакомое произведение. Такая
трактовка не столько ломает или отменяет сложившееся представление,
сколько дополняет и углубляет его - расширяет горизонты, так сказать.
Это для меня и есть самое интересное. И Плетнёва я люблю, в том числе,
за его `нестандартность`.
Донохоу - замечательный пианист, как раз на днях слушала у него 24
прелюдии и фуги ДДШ - всё на очень высоком уровне. Но хочу заметить,
что хороших и очень хороших исполнений всегда гораздо больше, чем
действительно выдающихся.
Спасибо Вам за беседу.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(20.09.2021 22:23)
Zelenskiy писал(а):
... у Николаевой ...
появляется какая-то нотка трагизма, боли во 2 части.
Николаева `внутри` этой музыки, а у Плетнева - какой-то отстраненный
взгляд на нее.
Не уверена, что 2-ю часть нужно так
драматизировать, зачем в элегии искать трагедию? Ведь там даже в
серединке с ее эмоциональным подъёмом - `всплеском чувств` - нет ни
капли горечи или отчаяния, скорее вдохновенные мысли, а чувства только
тёплые и благотворные. И красок у Плетнёва достаточно - прозрачных,
акварельных.
Непонятно, почему Вы не приемлете у Плетнёва 1-ю часть - он играет ее
с тем же азартом и виртуозным блеском, что и 3-ю, которая Вам
нравится. Каденция и все сольные фрагменты у него просто феноменальны.
Думаю, многие пианисты хотели бы сыграть, как он, просто не
получается.
`Отстранённый взгляд` Плетнёва на то, что он играет, стал уже общим
местом в рассуждениях всех его противников, просто скучно возражать.
«...
1
2
...»
70
classic-online@bk.ru
Тема:Опера `Женитьба Фигаро` (1786)
(02.12.2021 23:02)
и последний комментарий Alebaranova - Александра Николаевича
Баранова...
с А.Н. Я не знала, где он работает, но хватка настоящего ученого в нем
сильно чувствовалась: въедливость, точность в мельчайших деталях,
любовь к упорядоченности. Помимо музыкальной, у него была богатая
коллекция старинных фильмов (в том числе немого кино начала века).
Благодаря ему в Архиве появилось не только множество раритетных
записей, но и великолепный перевод либретто `Моисея` Антона
Рубинштейна. Это был щедрый, добрый, скромный и благородный человек.
Светлая ему память.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор (1785)
(27.11.2021 17:29)
не написано, что он играл на исторических инструментах. Представляете?
А вот зато прочитал, что он совместно с Демусом написал книгу об
интерпретации Бетховена, а совместно с женой - об интерпретации
Моцарта. ... Интересно было бы почитать.
дорогой сэр, - верьте своим ушам. Впрочем, Вы и без моих советов
всегда так поступаете )
Книжка про интерпретацию Моцарта есть у нас в Архиве:
https://classic-online.ru/uploads/000_books/500/410.pdf
А про Бетховена не нашла, к сожалению, даже по-немецки.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №21 до мажор (1785)
(26.11.2021 22:10)
инструменте. Звук быстро глохнет. Но, кажется, он этим не
занимался?
Ткните наугад в любую сонату Гайдна, Моцарта, Бетховена или Шуберта
на его странице - обязательно попадете на какой-нибудь исторический
инструмент.
Записи, конечно, на любителя, но в качестве его игры можно не
сомневаться.
Тема:Опера `Бульвар одиночества` (1952)
(24.11.2021 21:48)
никто иная, как Манон Леско. Сюжет романа аббата Прево претерпел
значительные изменения, действие перенесено в современный композитору
Париж (50-е гг.). История Манон дана как бы пунктиром, в семи не
связанных между собой сценах. В конце Манон попадает в тюрьму за
убийство любовника, и тут невольно вспоминается Лулу. Да и по музыке
(серийная техника с тональными фрагментами и джазовыми вкраплениями)
опера гораздо ближе к Бергу, чем к Массне или Пуччини. Правда, Хенце
намекает, что помнит и ценит своих предшественников: в 5-й сцене,
сразу после чтения письма, в оркестре звучит явно пуччиниевская
аккордовая последовательность.
Запись очень хорошая, слушается на одном дыхании и позволяет в
очередной раз восхититься вокалом Елены Васильевой. Синопсис выложен в
описании.
`Додекафонию мы восприняли как освобождение, как надежду, нам
казалось, что она дает возможность изображать человеческие аффекты
по-новому и более углубленно; мы считали (и не без оснований), что
свободная тональность отвечает запросам сегодняшнего дня, как и другие
достижения нашего столетия – например, психоанализ, свободный
стихотворный размер в поэзии и ее овеществленное содержание. Поэтому
неудивительно, что любовные сцены в `Бульваре одиночества` написаны в
12-титоновой технике, т.к. моя додекафония стремилась тогда обозначить
свободный небуржуазный мир, в то время как старый развращенный мир
представлен старой тональной музыкой`. (Ханс Вернер Хенце)
Тема:Симфония №41 до мажор `Юпитер` (1788)
(21.11.2021 17:50)
музыка...
соответствующим содержанием сами, из собственной головы (если она не
пустая).
Тема:Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов (1923-24)
(18.11.2021 22:25)
`Был на концерте Стравинского, который сегодня играл с оркестром в
первый раз в жизни. Очень волновался, сбивался, забывал и рылся в
партитуре, которая стояла на пюпитре. Сам Концерт - скрещение двух
влияний, Баха и американских регтаймов. Первое мне не нравится, второе
- да! Музыка `под Баха` уже появилась у него год назад в финале
`Октета`, и мне сразу не понравилась как явная подделка. (Я ничего не
имею против Баха, но против самого факта подделки). Сделан Концерт
бодро, сурово, и в этом несомненно залог его жизненности. Суровость
его отчасти проистекает от оркестровки - без струнных. Такая
оркестровка мне отчасти нравится - своею аскетичностью; отчасти нет -
отсутствием полутонов и мягкости, которые исчезают вместе со
струнными. Кое-что в меди просто сделано грубо: кричит и заглушает
фортепиано`.
(Париж, 21 мая 1924 г.)
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(18.11.2021 22:05)
Стравинского с рэгтаймами Айвза невозможно. Они и близко не стояли.
Послушайте, если ещё не слышали, 4 рэгтайма Айвза.
регтаймы были чем-то вроде естественной среды обитания, а для
Стравинского - `террой инкогнита`, однако обосновался он там вполне
по-хозяйски. Мне нравится.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(18.11.2021 21:50)
мелодии, Прокофьеву здесь мало равных вообще. Но нужно ли через эти
очки (с позволения сказать) лорнировать Стравинского или кого-то
ещё?)
`Мелодия - душа музыки` были еще довольно сильны )
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(17.11.2021 22:06)
выражение о Стравинском, что он `Бах фальшивых нот`.
всего, о Концерте для ф-но и духовых. `Музыка под Баха` Прокофьеву
ужасно не понравилась, зато `регтаймы` привели в восторг.
Мне их непохожесть не мешает любить обоих.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(17.11.2021 22:00)
него? ...
`Прокофьев не без злорадства отмечал...`, - почему-то не
удивляет.
действительно отводилась довольно скромная роль. Может быть, поэтому
он и не стеснялся признаваться: `Все, что меня интересует, все, что я
люблю, я хочу присвоить (возможно, я просто описываю редкую форму
клептомании)`. С другой стороны, благодаря его потрясающим ритмам,
тембрам, всей оркестровке у него любой мотив приобретал оригинальное,
неповторимое звучание.
Ну, это же друзья-соперники, тут отношения всегда непростые.
`Отсутствие настоящего тематического материала` было для Прокофьева
неприемлемым. Тем не менее он искренне восхищался `удивительной
красотой, ясностью и мастерством` `Весны`, не раз говорил о `живости и
изобретательности` музыки ИФС, о его `полнокровной и изумительной`
технике.
Тема:Ариетта `Dolente immagine di Fille mia` для голоса и фортепиано (1823?)
(16.11.2021 21:37)
Бетховена, чтобы убедиться в том, что из всех элементов музыки мелодия
наиболее понятна слуху и наименее доступна для овладения. В этом
случае мы имеем дело с одним из величайших создателей музыки, который
провел всю свою жизнь, моля о том даре, которого ему не доставало.
(...)
И. Стравинский (Музыкальная поэтика)
Стравинского проблем с мелодией было побольше, чем у Бетховена. После
каждой его премьеры Прокофьев не без злорадства помечал в своем
дневнике, откуда позаимствована тема на этот раз.
Тема:Fandango для скрипки с оркестром
(03.11.2021 21:53)
латиноамериканскую музыку: красивые мелодии, зажигательные ритмы,
страсть и нежность. Немножко похоже на Пьяццоллу. Очень воодушевляет.
Тема:Кантата `Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным` для сопрано, тенора, хора и оркестр (1942-43)
(30.10.2021 23:39)
кантату до этих пор.
одном из концертов серии `Истории с оркестром`. Думаю, видео и сейчас
можно найти на сайте `meloman`.
Кантата была написана в разгар войны, в 1943 г. Прокофьев говорил,
что, работая над ней, `видел перед собой образы сломанного детства,
жестокого врага, непреклонного мужества и близкой светлой победы`.
Премьера состоялась в Москве 21 февраля 1944 г. Ленинградской
госкапеллой дирижировал Гаук, солистами были Наталья Шпиллер и Федор
Федотов.
Тема:Немецкий реквием (1866)
(25.10.2021 22:42)
отрывков Священного Писания, которое хорошо знал. Его личный экземпляр
лютеранской Библии (издания 1833 года - года рождения самого Брамса)
был весь испещрён карандашными пометками, и композитор никогда с ним
не расставался.
Свой нетрадиционный реквием он создал в 33 года, а его предпоследним
опусом стали 4 строгих напева, тоже на библейские тексты - такой вот
мостик перекинут через тридцать лет жизни.
Это одно из последних выступлений Бернарда Хайтинка.
Тема:Соната для фортепиано № 3 до мажор (1794/95)
(23.10.2021 21:54)
Бетховена.
коварные терции в начале.
Соната отличная, в ней столько кипучей энергии, задора, оптимизма!
Адажио - задумчивая минутка в мягком свете наступающих сумерек, все
грустные мысли быстро растворяются в мечтах. Игривое скерцо, лёгкий
стремительный финал...
Лифшиц играет интересно, только, как мне показалось, немножко
угловато, неровно, рывками.
Мое самое любимое исполнение - у Соломона Катнера, там удивительная
цельность, всё на одном дыхании.
Тема:4 последних песни для сопрано с оркестром (1948)
(22.10.2021 22:29)
Люцерне...
светоносным Брукнером!
Хайтинк был очень хорошим дирижером, тонко и глубоко понимавшим
музыку. Светлая ему память.
Тема:Струнный квартет №15 ми-бемоль минор (1974)
(19.10.2021 23:22)
предсказуемо, занудно...
квартет - продолжение 15-й симфонии и, в известном смысле, последних
симфоний Малера. В музыке квартета есть и тихое смирение перед
неизбежным, и просветленная молитва, и неотвязные ночные мысли, и
попытка заглянуть за край... И ясно (по ассоциации с Мусоргским), кто
поёт призывную серенаду, помещенную в жуткое обрамление. Такое полное
и безоглядное обнажение чувств человека, стоящего `на грани`,
воздействует очень сильно.
Тема:Некий концерт для фортепиано с оркестром
(17.10.2021 23:27)
творческий диапазон. Тут шире - попытка напялить на обывательского
Сати Скрябинский скафандр...
абсолютно ничего ни от Сати, ни от Скрябина. Аналогия выстраивается
(самим композитором, думаю, даже сознательно) по признаку особости, ни
на кого непохожести...
И с `Детьми Розенталя` я бы тоже не стала сравнивать. У Десятникова
здоровый юмор, а здесь совсем другое, и подтекст гораздо глубже.
Тема:Некий концерт для фортепиано с оркестром
(17.10.2021 21:27)
действительно подсказка, что в его музыке можно что-то искать и
находить?
к его музыке изменилось. Если раньше она воспринималась как гениальный
прикол, то после высказываний типа: `Этот мир недостоин, чтобы в нем
осталась хотя бы одна моя настоящая вещь` (цитирую по памяти), -
скорее как пощёчина. И жалко его...
Тема:Струнный квартет №14 фа-диез мажор (1973)
(07.10.2021 23:05)
внутренне раскрепощенного, не обремененного большими проблемами -
жизнь пока добра, всё удается, и кажется, что так будет всегда. Но под
конец, особенно после соло виолончели, эта тема звучит уже иначе, как
взгляд на себя прежнего через призму настоящего.
Линия настоящего продолжается и во 2-й части, наполненной
элегическими воспоминаниями и размышлениями о пережитом. В середине
(12:43) у дуэта скрипки и виолончели появляется удивительно сильная и
красивая тема, словно вобравшая в себя все светлые минуты жизни.
В 3-й части главное место отводится цитате из `Катерины Измайловой`
(`Сережа, хороший мой`). Нежная мелодия прерывается резкими, колючими
возгласами неприятия, поднимается возмущенный хор голосов, затем
голоса звучат по отдельности, но удивительно единодушно, продолжая и
дополняя друг друга. Интересно, что при этом всплывают отголоски
первой, гротесковой, части 15-й симфонии: мотив из трех нот у
виолончели (`удар бича`, 17:41) и намёк на `цирковой` ритм увертюры
Россини, которая там цитируется (18:34). Постепенно музыка вновь
обретает элегический характер. Виолончель еще раз пропевает
цитату-лейтмотив, чуть позже следует основная тема 2-й части (Адажио),
и завершается квартет повторением мелодии счастья и любви.
В википедии пишут, что цитату из `КИ` надо понимать как обращение к
Сергею Ширинскому, виолончелисту Квартета им. Бетховена, которому и
посвящено произведение, а чудесную тему из середины Адажио называют
`гимном виолончели`. Может, оно так и есть…
Тема:Симфония №5 ми минор (1888)
(29.09.2021 23:44)
- 1944 - звучит как гимн успехам советского оружия на заключительном
этапе войны.
поступь в главной партии 1-й части настраивает восприятие на
определенный лад, и дальше всё работает на идею. Каждую часть он
завершает необычно, но очень убедительно. Остается только удивляться,
как легко вся музыка симфонии укладывается в эту концепцию - отчаянная
борьба, лишения и утраты, патриотические чувства, победное
ликование...
Замечательный дирижер! Жаль, что в Архиве нет записей Пятой,
сделанных Кусевицким в 20-е - 30-е годы - наверняка тогда она звучала
у него иначе.
К слову, записи Фуртвенглера того же периода тоже часто отмечены
печатью войны.
Тема:Симфония №4 до минор `Трагическая` (1816)
(24.09.2021 23:02)
других нет? что он в ней нашел?
шубертовских симфоний, я давно ее люблю. Там в финале есть одно место
- восходящее нарастание, которое полно такого подлинного драматизма,
что просто дух захватывает (здесь с 24:31, но лучше послушать у
Заваллиша). Название `Трагическая`, но я воспринимаю её скорее как
предчувствие грядущей трагедии. Особенно трогательно, что написал ее
19-летний мальчик...
Конечно, оценить Гульда-дирижера здесь довольно затруднительно. Можно
отметить лишь замедленный и подчеркнуто размеренный темп в 1-й части
и, пожалуй, в Менуэте. Но само наличие такой записи - факт, сам по
себе заслуживающий внимания. А уж водворение ее в Архив вызывает
просто прилив благодарных чувств. Спасибо, Schenia!
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(22.09.2021 21:42)
второй части мало что меняет...
`вставное`, оно органично вписано в Анданте, проходит через всю часть
и окрашивает её в неповторимые, истинно `чайковские` тона тёплой
задушевности и неподдельной искренности. И если помпезность и
виртуозные пассажи крайних частей - дань жанру, то среднюю часть Пётр
Ильич явно писал для себя, по-моему, это одна из лучших лирических
страниц в его творчестве.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(21.09.2021 21:39)
предвзятого отношения к Плетневу, просто мне более дороги другие
исполнения.
weina, мы по-разному смотрим на это произведения.
Донохоу
Немножко продолжу Вашу мысль. Бывает, что исполнитель предлагает
совершенно новый взгляд на хорошо знакомое произведение. Такая
трактовка не столько ломает или отменяет сложившееся представление,
сколько дополняет и углубляет его - расширяет горизонты, так сказать.
Это для меня и есть самое интересное. И Плетнёва я люблю, в том числе,
за его `нестандартность`.
Донохоу - замечательный пианист, как раз на днях слушала у него 24
прелюдии и фуги ДДШ - всё на очень высоком уровне. Но хочу заметить,
что хороших и очень хороших исполнений всегда гораздо больше, чем
действительно выдающихся.
Спасибо Вам за беседу.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №2 соль мажор (1879-80)
(20.09.2021 22:23)
появляется какая-то нотка трагизма, боли во 2 части.
Николаева `внутри` этой музыки, а у Плетнева - какой-то отстраненный
взгляд на нее.
драматизировать, зачем в элегии искать трагедию? Ведь там даже в
серединке с ее эмоциональным подъёмом - `всплеском чувств` - нет ни
капли горечи или отчаяния, скорее вдохновенные мысли, а чувства только
тёплые и благотворные. И красок у Плетнёва достаточно - прозрачных,
акварельных.
Непонятно, почему Вы не приемлете у Плетнёва 1-ю часть - он играет ее
с тем же азартом и виртуозным блеском, что и 3-ю, которая Вам
нравится. Каденция и все сольные фрагменты у него просто феноменальны.
Думаю, многие пианисты хотели бы сыграть, как он, просто не
получается.
`Отстранённый взгляд` Плетнёва на то, что он играет, стал уже общим
местом в рассуждениях всех его противников, просто скучно возражать.