Оригинальное название — Suor Angelica.
Одноактная опера Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Дж. Форцано.
Действующие лица:
СЕСТРА АНЖЕЛИКА (сопрано)
ГЕРЦОГИНЯ, ее тетя...Читать дальше
Скачать ноты Оригинальное название — Suor Angelica.
Одноактная опера Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Дж. Форцано. Действующие лица: СЕСТРА АНЖЕЛИКА (сопрано) ГЕРЦОГИНЯ, ее тетя...Читать дальше
Оригинальное название — Suor Angelica.
Одноактная опера Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Дж. Форцано. Действующие лица: СЕСТРА АНЖЕЛИКА (сопрано) ГЕРЦОГИНЯ, ее тетя (контральто) АББАТИССА (меццо-сопрано) НАСТАВНИЦА (меццо-сопрано) Время действия: XVII век. Место действия: Италия. Первое исполнение: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 14 декабря 1918 года. Первоначальные музыкальные навыки Пуччини получил именно в сфере церковной музыки, однако к тому времени, когда он начал сочинять «Сестру Анжелику», действие которой происходит в монастыре, ему было пятьдесят восемь лет, и уже долго длилась его карьера отнюдь не церковного композитора, а автора, пишущего лишь для театральной сцены. Возможно, ему показалось вполне естественным тогда устроить предварительное прослушивание в том кругу, где были свои особые представления о тех проблемах, которые поднимаются оперой. Сестра композитора Инджина жила в монастыре, и именно там Пуччини исполнил свою оперу в узком кругу сестер-монахинь. Он испытал большое удовлетворение от того, что его слушательницы были так растроганы, что не смогли удержать слез; они были единодушны во мнении, что согрешившая героиня оперы заслуживает прощения. Светской публике и профессиональным музыкальным критикам опера понравилась меньше. Когда «Сестра Анжелика» была представлена на мировой премьере в Нью-Йорке в «Метрополитен-опера», где она шла в один вечер с двумя другими операми триптиха — «Плащом» и «Джанни Скикки», — ее нашли довольно скучной; говорилось, что музыка слишком похожа на другие произведеня Пуччини, композитора упрекали за отсутствие в опере мужской партии. Как и в «Плаще», драматическое действие в «Сестре Анжелике» начинается лишь со второй половины; первая же половина этого небольшого произведения создает лишь общую атмосферу, в которой происходят события. Чтение и проигрывание партитуры или слушание оперы в грамзаписи оказывает большее драматическое впечатление, если начать с четвертой из шести частей — каждая со своим подзаголовком, — на которые разделена партитура. «Покаяние». Этот первый эпизод оперы начинается с того, что мы видим, как две молодые монахини спешат на молитву; они быстро проходят сквозь аркаду внутреннего двора небольшого монастыря. Сестра Анжелика также опоздала к общей молитве, и теперь она преклонила колена в молитве и покаянии перед входом в церковь. Появляется наставница ордена монахинь, она выносит порицания нескольким монахиням и послушницам за их небольшие нарушения монастырских правил. «Отдых» — это тот короткий отрезок времени после молитвы, когда сестры собираются в саду, чтобы насладиться видом цветов. Они также рассуждают о своих чаяниях, делятся своими помыслами. Оказывается, что у сестры Анжелики их вовсе нет. Всем она кажется какой-то загадочной фигурой. Единственное, что о ней известно, так это то, что она в монастыре вот уже семь лет, и ходит слух, что она принцесса, отвергнутая ее семьей за какое-то преступление. «Возвращение после сбора пожертвований». Эта сцена знакомит нас с двумя членами ордена, которые везут припасы на маленьком ослике. Они также сообщают, что у ворот монастыря стоит красивый экипаж. Звук колокола извещает, что явился визитер, и аббатисса зовет сестру Анжелику. Приехала ее тетка, герцогиня, чтобы навестить ее. «Герцогиня». Персонаж, по имени которого названа эта часть, — пожилая, очень статная дама с палкой. Необычайно взволнованная, сестра Анжелика целует ей руку и, кажется, просит о прощении. Но герцогиня явилась лишь с одной единственной целью. Сестра Анжелики собирается выйти замуж, и теперь требуется подпись Анжелики на документе, необходимом для раздела наследства их умерших родителей. Поскольку родители умерли вот уже двадцать лет тому назад, а деньги ей теперь не нужны, Анжелика с готовностью соглашается подписать нужные бумаги и, в свою очередь, спрашивает о том, что ее волнует гораздо больше: что случилось с ее маленьким незаконнорожденным сыном, появление на свет которого стало причиной ее ухода в монастырь. Когда герцогиня сообщает Анжелике, что он два года назад умер, она теряет сознание. На мгновение герцогиня поддается чувству, которое производят на нее слезы Анжелики, и она готова сказать ей что-то доброе и утешительное, но она быстро берет себя в руки, просит перо и чернила, получает от Анжелики необходимую подпись и, прихрамывая, удаляется, храня аристократическое молчание. «Благодать». Спускается ночь. Анжелика одна в саду. Она решилась воспользоваться своим знанием трав, которые растут в монастырском саду, чтобы с их помощью покончить с собой. Она поет арию, в которой прощается с сестрами-монахинями, готовит смертельный напиток и быстро выпивает его. Только теперь она осознает, что самоубийство — это ужасный грех и что она после этого может никогда не увидеть своего сына на небесах. Она неистово молит Деву Марию о прощении. «Чудо» свершается в ответ на ее молитвы. Маленькая церковь заливается неземным светом, и сама Мадонна является сестре Анжелике, ведя за руку маленького светловолосого мальчика. Анжелика с миром умирает. Невидимый хор ангелов обещает ей спасение. Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара) Х Свернуть
Лорин Маазель
(дирижер)
,
Мэрилин Хорн
(меццо-сопрано),
Ильяна Котрубаш
(сопрано),
Рената Скотто
(сопрано), Нью-Йоркский филармонический оркестр
, Амвросианский оперный хор
Vakla
(18.09.2023 20:25)
|
||||