Пользователь: GuglielmoTell

         
   
Информация о пользователе GuglielmoTell (не в сети )




   
   


Тема:Опера
(11.03.2015 22:34)
victormain писал(а):
Ну в каком смысле - сам?
Думаете, завёлся Эсхила поадаптировать? Димитрин - профессиональный
либреттист, когда-то прогремевший `Орфеем и Эвридикой` с Журбиным. Из
дальнейший его работ можно выделить блестящее либретто (новое, на
старую музыку) `Колокольчика` Доницетти. А с Орестеей это был заказ,
её МАЛЕГОТ собирался ставить. Сначала Татьяне Калининой заказали, она
приезжала ко мне (наверное, в начале 80-х, я тогда ещё в СПб
студенчествовал), консультировалась по просодии и в результате
отказалась: очень сложно и много текста. А Димитрин, значит, сделал
таки? И даже записали? Не знал, любопытно.
Спасибо за информацию.
Я читал, он сам по образованию инженер. В этом я зазора не вижу - люди
могут менять профессии по настроению, это даже интересно - но его
доводы в отношении `Орестеи` мне показались ближе Направнику. На этом
полетел Направник, сам Танеев, когда в конце концов (незадолго до
смерти) перед ним сдался, и по всей видимости, Димитрин - повторяю,
белорусская запись, сделанная задолго до нового либретто этого
человека, остаётся, по общему признанию (в виденной мною степени),
лучшей.
    


Тема:Опера
(10.03.2015 23:23)
Phalaenopsis писал(а):
Привет, Андрей, спасибо.
1. Зачем надо было защищать Кюи, когда у него и так хорошая музыка,
судя по `Пиру`?
2. Про разрыв паровозного котла с Танеевым хотелось бы поподробнее.
Но у Направника мне кажется там не было никаких шансов, если только
маркетинг.
3. Пётр Ильич, Пётр Ильич... кстати мало пожил. Судя по всему, его
эмоциональное состояние, ему как раз и помогало, иначе мы бы сейчас
слушали совсем другую музыку.
4. О шизофрении. В одном из блогов читал статьи врачей, которые
занимаются медициной чисто для себя. Этакое хобби.
Один врач был спецом по сахарному диабету, ещё один по психо-соматии.
Так вот второй утверждал, что 90% людей на земле шизофреники и
доказывал, что это норма. Так же он писал, что это вовсе не болезнь.
Там очень много было чисто медицинской терминологической хрени, так
что пишу, что понял. От себя добавлю, что если оно так, то эти 90%
людей как раз нормальные. Я по-моему тоже шизофреник, или х.з.
1.
У Направника были свои соображения, и он был директором.
2. Правильно - только маркетинг. Н. хотел, чтобы произведение было
было более `приемлемым`, хотел сильно сократить и переписать сам всё
либретто. Танеев остановил его насухо, Н. отказался дирижировать
премьерой, другой дирижёр был ещё хуже, Танеев отобрал партитуру у
Театра после 8-го представления. Я нашёл историю на сайте человека по
имени Димитрин, который сам переписал либретто относительно недавно.
Этот Димитрин (извиняюсь, ссылки под рукой нет) настаивал на
достоинствах собственной версии, и по всей видимости, по ней была
сделана новая запись `Орестеи` в 2000-ых годах. Но, по общему
признанию публики (включая сайтовую), белорусская запись остаётся
лучшей.
3. Двойственный беспорядок, по-моему, в норме, и да, особенно на
примере ван Гога, считается, что он способствует развитию таланта (не
без последствий - тот же ван Гог). Мне кажется, что этот `хрен` путает
этот беспорядок с шизофренией - разница между ними, всё-таки, ясная.
    


Тема:Опера
(10.03.2015 03:35)
Phalaenopsis писал(а):
Вопрос знатокам.
1. Интересует насколько было сильно влияние, или `вес` Направника
среди музыкальной среды того времени.
2. Судя по всему, Пётр был очень вспыльчив, но скорей всего, так же
быстро и остывал. Так ли это?

Спасибо.
Направник, будучи музыкальным директором Мариинки,
фактически решал, что идёт и как. У него было хорошие отношения с
Чайковским, который обычно следовал его указаниям, и отношения
`мирного сосуществования` с Римским-Корсаковым, который в молодости
раскритиковал оперу Господина Директора для того, чтобы защитить
своего друга Кюи. Постановка `Орестеи` стала поездо-крушением с
Танеевым.
Не исключено, что Чайковский страдал тем, что раньше называлось
депрессивной манией, а теперь двойственным беспорядком (bipolar
disorder - полно в английской Википедии), для которого характерны
резкие перепады эмоционального состояния и богатое, но скрытое
воображение. Но люди, страдающие этим, ещё различают фантазию от
реального мира (когда нет - это уже шизофрения). Теперь думают, что
многие артисты этим страдали, и ван Гог считается классическим
примером.
    


Тема:Опера
(23.01.2015 23:52)
abcz писал(а):
я не жду здесь никакого
возрождения. Не тот уровень.

глава, возможно, свидетельствует. Но лучше бы свидетельствовала
опера.

моё согласие относилось к правописанию. Серов не дилетант, это слышно

в этом нет необходимости: я не вижу никакого достоинства в наличии
системы лейтмотивов. Есть и есть... Технологический аспект. То же, что
я уже прослушал не вызывает никакого желания слушать ещё.
То
дилетант, то нет.
Опера свидетельствует полностью, Серов показал себя не дилетантом, а
блестящим композитором вооружённым лейтмотивами также, как и Бах
полифонией. Музыка это не просто техника, а искусство (и даже
изготовление двигателей может стать искусством), да и вообще говорить,
что не надо слушать общую картину это невежество. Я мог бы сказать,
что не зачем вдаваться в технические аспекты, но этого не говорю.
Короче, Вы дисквалифицировали себя как обладатель мнения о Серове, и
поэтому о его возрождении.
    


Тема:Опера
(23.01.2015 07:21)
Anonymous писал(а):
Мероприятие дорогое, но
государство могло бы деньги выделить! Всё-таки развитие культуры! Или
на это деньги не нужно тратить?
ОТВЕТЫ ВСЕМ (за последние 2
страницы):
...но выбрал этот комментарий для цитаты, потому что об этом и твержу
с начала этого обсуждения.
Естественно, abcz, возрождение будет провалом, если делается
по-дилетантски - мы уже это обсудили с Михаилом. И из его последнего
откровения я сделал вывод, что он уже стал жертвой подобного
мероприятия. Для того, чтобы произведение или ряд произведений -
последнее лучше как раз из бюджетных соображений - стали успехом,
нужно их возродить в первую очередь в (со)знании публики. Нужно
сказать, что они существуют, нужно опубликовать биографии
композиторов, историю создания произведений, историю их отношений с
`известными` творителями, артистами, личностями их эпох и т.д. В
отношении Серова выполняет эту роль книга о сыне Валентине - художнике
- которой, повторяю, к сожалению, не скопировал ссылки. Если объявите
`Юдифь` в Большом, да ещё скажете публике, что произведение дрянь -
чего, думаете, можно будет ожидать?
Противником Серова в его время был его лицейский друг Стасов. История
их отношений - в том числе премьера `Юдифи` - заслужила бы даже
создания фильма.
Опять же должен заметить, что этот феномен `забытья`, а точнее,
`зарывания`, ИСПОЛЬЗУЯ НЕЗНАНИЕ И САМОУНИЖЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДЛОГА -
не исключителен для России. Я уже писал Ph о кощунственном - иначе не
назовёшь - убийстве здесь на Кубе оперы `Рабыня`, написанной в 1918
году композитором Хосе Маури Эстеве - первой оперы, написанной на
материал афро-кубинской музыки. Опера была исполнена в последние разы
в 1978 и 1980 годах, НЕ была записана, а новая постановка, которая
готовилась на сезон 2007-08 годов была остановлена анонимным
бюрократом, когда уже были сделаны декорации и далеко продвинулись
репетиции - под тем же самым предлогом, мол, `опера неизвестная, и не
завлечёт публику`. И это при том, что оперные представления здесь
ВСЕГДА проходят с полу-пустым залом - даже весьма солидная постановка
`Летучего Голландца` Вагнера в конце 2013 года, сделанная одним
немецким режиссёром. Недорослям, управляющим здесь Институтом Радио и
ТВ, плевать на весь разговор о необходимости повысить культурный
уровень передач, который опять же был восстановлен здесь как притча во
языцех.
В Латинской Америке ситуация не лучше. За частичным исключением
Бразилии и Аргентины, всё зарыто под слоями пыли. Люди и не знают, что
на континенте были написаны оперы и сарсуэлы. Общая публика, конечно,
находится под давлением ежедневных политических и экономических
событий, но хотел бы я знать - и не знаю - знает ли Флорес об опере
`Ольянтай` композитора Валье-Риестра - вроде даже автора Гимна Перу -
и о которой советская энциклопедия `Латинская Америка` пишет чудеса.
Исполняются в мире произведения бразильского композитора Карлоса
Гомеса. Имел возможность прослушать недавнюю запись его оперы
`Сальваторе Роса` (автор либретто Гисланцони - автор либретто `Аиды`)
и остался о ней среднего мнения. Но самый известный - казалось бы -
бразильский композитор это Эйтор Вила-Лобос. Даже музыканты, по всей
видимости, не знают, что он написал оперы и балеты.
И даже в Испании, и даже Пласидо Доминго, говорят, стоило борьбы
возродить некоторые испанские оперы. Там тоже царит уничтожающий
комплекс само-унижения. Во время диктатуры Франко, в Испании царила
поговорка: `Африка кончается Пиренеями`. Также как и Толстой с его
почти оскорблением в адрес Танеева по поводу `Орестеи`, испанский
писатель Бенито Перес Гальдос выразился приблизительно так: `Опера не
нашла в Испании своих корней. Наш национальный лирический жанр это
сарсуэла, здесь она осела прочно, и никогда не перешагнула через
Пиренеи` - гнуснейшая ложь по всем пунктам. Во-первых, Фаринелли был
фаворитом испанского двора, где проработал долгое время. Доменико
Скарлатти работал там же в то же время, где написал свои знаменитые
инструментальные сонаты, и где натренировал местных композиторов и
исполнителей (в Мадриде и в Лиссабоне). Так что, ни Испания, ни
Португалия не были такими уж `провинциями`, по крайней мере, в
культурно-европейском плане.
Сарсуэла - это испанская родственница евро-континентальной оперетты и
англо-американского мьюзикла. И ещё что появилось раньше. Произведение
`Ветер это счастье любви` композитора Хосе де Небра (18 век; есть
здесь на сайте) считается уже сарсуэлой. Сарсуэлы писались
приблизительно до 1950-ых годов и Пласидо Доминго, Альфредо Краус,
Тереса Берганса и Виктория де лос Анхелес записали их кучу (здесь нет)
- настоящие артисты этим комплексом не страдают. Несмотря на свою
`провинциальность`, Испания создала выдающуюся литературу - Сервантес,
Лопе да Вега, в 19 веке театр - Себастьян Руис де Аларкон, Антонио
Гарсия Гутьеррес (по драме которого, кстати, написан `Трубадур`),
авторы романов - тот же Перес Гальдос, затем Бласко Ибаньес, драматург
и писатель Мигель де Унамуно, затем Лорка, Хуан Рамон Хименес (первый,
но не последний испанский нобелевский лауреат); живопись - Веласкес,
Гойя и т.д. Но есть одно имя, которое существует только в
энциклопедиях: каталонский композитор Фелипе Педрель (1841-1922). Он
один оставил национальное наследие (не знаю испанское или каталонское
по нынешним меркам) - оперы, сарсуэлы, симфонии, инструментальные
произведения, теоретические трактаты. Я даже видел видео-запись `Леди
Макбет Мценского уезда` из Барселонского Лицея, но Педреля, насколько
вижу, не было записано ни ноты даже инструментальных произведений. В
чём дело? Слишком велик Педрель для своры франкистских бюрократов,
которые до сих пор гонят деньгу на этом комплексе само-унижения?
(вопрос остаётся открытым).
Возвращаясь к темам русской политической и театральной сцены, aleks и
abryvalg правильно разделяют царей или цариц и царизм. Это тоже
всеобщий феномен. В одной недавней испанской историко-приключенческих
теле-серий один из испанских королей был показан как фактически
заложником его двора и католических лицемеров. Серов был призван в
присутствие царя Александра II по случаю премьеры `Рогнеды` дважды и
получил пожизненное жалованье (друзьями его молодой жены были
нигилисты и народники, которые Александра II потом же и убили). Но
навряд ли Императорские Театры уехали бы далеко без Направника, хоть
он и едва не уничтожил `Орестею` (зато продирижировал премьерами почти
всего остального). Но если бы Направник (чех по национальности) был в
лагере про-французских и про-итальянских вельмож, то иная была бы
картина даже нынче.
Да-с, abcz, Серов показал как надо писать оперу и то, что он сам
может писать оперы, о чём свидетельствует та глава о детстве
Валентина, которую я как шахтёр выкопал на русском Интернете - но на
СОБСТВЕННЫХ примерах. Серов, Рубинштейн и Танеев считались и считаются
продолжателями в России линии западной классики идущей от Баха,
Генделя, Глюка, Моцарта и т.д. якобы в противоположность русскому
национализму. Насколько вижу, особенно Серов платит за это до сих пор.
Стасов тоже, по всей видимости, считал своего друга `дилетантом`, но
поплатился за это чуть ли не рассудком на премьере `Юдифи` (между ними
ещё образовались разноречия и по личным делам). Всё это фальшь, но
естественно останется `правдой`, пока не выкопают партитуру `Вражьей
Силы` с её балалайками, и не напечатают в программках откровения
Римского-Корсакова о влиянии на него Серова, с одной стороны, и тех же
западных классиков, с другой (Мусоргский тоже признал влияние Серова -
явно в инструментовке басовыми инструментами). Вы, abcz, слышите
детали, но работу с лейтмотивами - общую картину - не услышите пока не
послушаете произведение целиком. Опять же спасибо Чистякову - Царствие
ему Небесное - за то, что несмотря на вырезки (его собственные или ему
приказанные?) выжал из произведения всё - и лейтмотивы и психологию
персонажей. И с какими исполнителями.
`Кармен`, которая не нравится Ph, тоже является блестящим примером
техники лейтмотивов.
Пикассо сказал: `Плохие артисты подражают, хорошие артисты воруют`.
Так вот, несмотря на лейтмотивы, `Юдифь` И БЛИЗКО не является
подражанием Вагнеру - самым близким Серову иностранным влиянием. И
даже, хоть Серов и обалдел от `Тристана`, первый акт которого сам
Вагнер проиграл ему на фортепьяно, он явно отстранился от вагнеровской
`беспрерывной` драмы, ясно разделяя действие на большее количество
актов и в `Рогнеде` и во `Вражьей Силе` ещё на картины.
Говоря о воровстве, опять же хочу привлечь внимание на тот факт, что
начало `Ивана Сусанина` - это копия начала `Вильгельма Телля` - оперы
Россини, по сравнению с которой `Цирюльник`, `Золушка` и пр. являются
лишь репетициями, пусть и удавшимися. Глинка взял драму `ВТ` и
перекроил её на Сусанина - с несомненным успехом. Если считать Глинку
`провинциалом`, то остаётся провинциальным всё последующее. И я не
считаю НИКАКУЮ культуру `провинциальной` - только если подражает.
Что касаемо `рыла` (victormain и Михаил), то даже неоспоримые гении
ошибались. Менделеев `дал в рыло` шведу Аррениусу, когда последний
предложил идею ионов. Аррениус почувствовал себя очень разбитым:
расколола его такая личность. В конце концов, вся нынешняя наука и
техника существуют и на периодической таблице, и на ионах. Когда Эдвин
Хаббл установил, что Вселенная движется и расширяется, Эйнштейн
воскликнул: `Нет, нет, Вселенная не движется`. Но - увы, движется.
Позже Эйнштейн счёл свою `силу отталкивания` `самой крупной ошибкой`
его научной жизни, но сейчас все идеи о `тёмной материи` на ней
держатся (ещё не подтверждены).
Об исполнительских качествах Михаила судить не буду, так его как
такового просто не знаю. Я нахожусь в отколе от нынешней российской
исполнительской сцены, и если здесь на сайте есть Ваши - Михаил -
записи, или других выдающихся исполнителей нынешней российской сцены -
какого угодно инструмента - то можете посоветовать. Я знаю Анну
Нетрёбко, потому что она достигла максимального международного размаха
и потому что опера является моим главным интересом (повторяю, если она
не запишет Юдифь, это будет преступлением). Также не знаю китайскую
классику, о которой Вы пишете, Михаил. С Ипполитовым-Ивановым, `Сном
на Волге` Аренского, ВСЕМ Рубинштейном нужно проделать всю эту длинную
и основательную исследовательскую работу.
В конце концов - и опять - `Орестея`: также как и `Юдифь`, несмотря
ни на всё, она является несомненно русской оперой. Но ценности,
которые преследовал Танеев, являлись обще-человеческими, как и в любом
произведении, основанном на на древне-греческом или библейском сюжете.
Концепция правосудия в `Орестее` может стать оспоримой даже сегодня,
сюжет её кровавый и даже сегодня может вызвать отвращение. Это, в свою
очередь, является дополнительной сложностью в деле постановки. В этом
`Орестея` превосходит `Юдифь` и `Бориса`, но, повторяю, только потому
что была написана позже. В начале 20-го века древне-греческие и
библейские сюжеты вернулись в оперу громом, но повторяю, может
сравниться с ней по-моему только `Эдип` Энеску и скажите, какое
произведение ещё. `Саул и Давид` Нильсена, повторяю, на сравнение с
`Орестеей` не потянет (а `Энеида` Лысенко - кто-нибудь знает?)
    


Тема:Опера
(22.01.2015 03:14)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Меня и правда не
любят за подлость и беспринципность. И я не люблю тоже, конечно. Но мы
же не нас с Вами обсуждаем. Провалы того, что я делал в это области в
последние (относительно) времена, думаю, с чем-то другим связаны были.
Мне лень набивать, как-то раз быв запрошен о чем-то таком, я конкретно
поработал. Просчитаны были и сметы, маркетинговые ходы, конечно,
составлены программы. Так случилось, что они были с двумя акцентами:
Глинка и Серебряный век (было разное, Кузмин, Н.Черепнин, Штейнберг и
др.). Я понял, что проблемой оказалась неготовность тратиться на
обеспечение должного качества звукозаписи. Учреждение, на беду, имело
свою студию, но не осознавало ее недоукомплетованность ни техникой, ни
кадрами. А я сделал (тоже потрудившись) полный список необходимых
покупок, назвал примерных лиц, которых надо было привлекать. Спустя
они сами поняли и полностью переоборудовались и взяли должных
специалистов. А тогда не были готовы. - Сложность в подобных проектах
в том, что если не делаешь с начала до конца всю техническую работу,
ты обречен. Доверить ничего нельзя никому, уж в творческих вопросах
точно. Начинается группо- и вкусо-вщина. - Серова я не знаю, так что
как можно доверять моему мнению об его дилетантстве?? да и говорил ли
я такое, не помню. - Я спрашивал о сегодняшнем Китае, сегодня же
экспансия китайской музкультуры, а не в 19 веке.
Спасибо за новое
откровение.
Неорганизованность и не-предвидение это, может быть, даже и русская
черта (но культурная, а не генетическая). Понимаю усталость и жалко
мне Ваших сил, потраченных на этой неорганизованности. Но из этого
надо вынести урок и организовать новую программу - с поддержкой
государства - как следует. Музыканты, солисты, режиссёры,
исследователи, техники - все должны работать вместе и выжать всё, что
можно - артистически, психологически, и т.д. - из произведений, а
потом пусть публика судит. Так и раскачали нынешнею `археологию`
барокко на Западе, да и не только барокко - повторяю, `Крестоносец в
Египте` Мейербера и скажем, Симон Майр, годятся более всего для
сравнения с `более удавшимися` произведениями. Но за каждой работой
стоит своя реставрация, исследование, артистическое усилие и
разумеется, техника.
Китай: опять же интересно, артистически удачно это то, что основано
на национальных традициях. Мне интересно было посмотреть записи
Пекинской оперы (хоть и во фрагментах здесь), но нынешний китайский
поп и рок (то, что я видел до сих пор) - это смесь подражания Западу с
`соцреализмом`. ПОКА ЧТО ничего выдающегося.
    


Тема:Опера
(22.01.2015 02:47)
abcz писал(а):
Юдифь-Юдифь. Пока слушаешь
вступление, ждёшь ещё чего-то, потому что: ну - вступление, ну, может,
разойдётся ещё, но как начинается этот ансамбль - песня. Потом фугато
до неприличия правильное, людоедские рыки какие-то, ещё что-то. Очень
ходульно всё и вторично. Хотя - страсти в клочья, конечно, сюжет
вполне под Кузьму. Инструментальные места (из тех что вытерпел) - не
интересно.
Может быть, с нотами это было бы не так томительно, но слушать не
смог: тоска.
Надо послушать произведение ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА и
НЕСКОЛЬКО РАЗ, для того, чтобы уловить ЛЕЙТМОТИВЫ. Серов взял эту
технику у своего друга Вагнера, но музыкальный язык Серова практически
обратен Вагнеру по сдержанности (по крайней мере в `Юдифи`).
Дальше, если хотите придираться к техническим деталям написания, то
полифоническое переплетение лейтмотивов в конце 2-го действия,
например, сделано мастерски. Полифония просто в уши не лезет, когда
написана неграмотно. В этом случае Чистяков это место бы тоже вырезал.
    


Тема:Опера
(21.01.2015 05:50)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Если Вы это мне, то
чем я унизил Россию, не понял, может быть, процитируете? разве мы не
через головы многих культурных пластов получили `европеоидную`
музыкальную цивилизацию? Дальше Вы говорите, кажется, о колониализме,
но является ли Китай, например, чье-либо колонией? Да и Россия, при
всей даже и данной зависимости от Орды хоть и платила, а жила свое
жизнью, думаю. Унижением же является ложь в свой адрес, особенно
тенденциозная.
Появился здесь ещё один, который считает Глинку
`провинциальным восточно-европейским композитором` и ориентируется на
Вас, кстати. Вы же бросаетесь из одного конца в другой как буй в море.
То вроде понимаете меня, то пишите, что Серов Вас не интересует и что
устали от всех `программ возрождения`. Не Вы ли писали, что Серов
`дилетант`? Провал `программ возрождения` неизбежен, если они
организованы под углом `провинциальности`=тенденциозности.
Китай был фактически колонией всех белых, в том числе Царской России,
до 1911-го года.
    


Тема:Опера
(20.01.2015 05:15)
abyrvalg писал(а):
Ну что ж Вы берете-то людей
18-го и начала 19-го столетий, композиторов исключительно своих эпох,
когда наше музыкальное поле было похоже на великое переселение
итальянских композиторов в Россию — Арайя, Траэтта, Паизиелло,
Чимароза, Сарти... До сих пор, по-моему, нет-нет да открывается
какая-нибудь новая итальянская музыка, которая была написана именно в
России.
Давайте тогда уж возьмем 2-ю половину 19-го и весь 20 век и будем
сравнивать современников и посмотрим, что там с рейтингами по частоте
упоминаний. Смею утверждать, что наши композиторы впереди планеты всей
и по качеству, и по талантливости, и по разнообразностью концепций.
Взять, к примеру, 60-70-е годы у нас - как будто не было Советского
Союза вовсе, таково было смешение всевозможного стилей, жанров,
различных музыкальных мировоззрений, концепций - на любой вкус и цвет.
Такого нигде не было же.
Траэтта - поддерживаю: `Антигона`,
написанная в России - на уровне Глюка, с которым Траэтта
переписывался.
    


Тема:Опера
(20.01.2015 05:11)
abyrvalg писал(а):
Господа, я читаю посты про
Глинку и про русских композиторов как осетрину второй свежести и
глазам своим не верю...
...Дело-то значит не в заимствованиях, а в яркой национальной
самобытности, которая, кстати, и у чехов была и у
французов.
Спасибоще колоссальное, сам хотел треснуть хорошенько
(пусть хоть и устно) весь этот похаб, да терпения уже нету, и надо
было написать пару вещей в других местах. Добавлю пару вещей:
во-первых, это само-унижение характерно для ВСЕХ стран, где элиты
воспитаны в сладком растворении перед всем иностранным и презрении ко
всему национальному и народному вообще. `Центр-периферия`,
`Цивилизация-варварство`, `провинциальность` - всё это идеологическая
колониальная головомойка, которая идёт потом из культуры в политику и
в экономику для того, чтобы превращать страны в колонии: пускай
поставляют нам сырьё и их `смута` мрёт голодом. Возвращаясь к чисто
оперным темам - `Любовный напиток` - самая `провинциальная` и наряду с
`Лючией` самая популярная опера Доницетти. Пассаж с трубой (начало
2-го действия, если не ошибаюсь) вообще звучит как музыка к фильму
Феллини или Никиты Михалкова, если послушать отдельно. Если придраться
к `Напитку`, то да можно заметить, что крестьяне представлены как
простаки легко одурачиваемыми мошенником Дулькамарой и его фальшивым
эликсиром. Но Доницетти имел солидный спор с либреттистом Феличе
Романи по поводу романса Неморино. Романи не понимал, как откровение
пьяного крестьянина может стать эмоциональным пиком оперы. И тем не
менее, романс стал одной из самых известных пьес европейской так
называемой `классической` музыки вообще.
    


Тема:Опера
(17.01.2015 09:40)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вот опять, травля
продолжена, Ну хорошо.

Русская музыка, безусловно, бедна и провинциальна. Она не немецкая,
не итальянская и не французская. У нее есть свои сильные стороны, и
достижения, как у чешской, скажем, или японской, но сверчок должен
знать шесток. Литература - вот наша сила и оружие. И музыка у нас тоже
литературщицкая.

Ничто ничему не уступает. Есть Жизнь за Царя. Есть Аскольдова могила.
И то, и сё суть факты культуры и искусства. Зачем вообще надо сверять
веса?

Андрея Чистякова я прекрасно знал, не раз с ним играл, уважаю
сделанные им записи. Помню его выступление на Московской осени с
симфонией Эйгеса, как частность.

Я не артист, и я себя не уваажаю, не за что. Мне себя не жалко, иначе
я бы иначе себя вёл.

Программа по возрождению нужна. Я этим занимался не один раз. Даже
хорошие музыканты мало поддерживают такие начинания, не говоря уж о
деньгодателях. Если у Вас есть деньги - давайте, мы обсудим, куда их
применить. Если можете писать критику - пишите, мы будеи называть ее
дебильной как Вы дебильными называете буклеты.
После подобного
само-унижения - характерного для элитарных сипаев, держащих
собственные страны в постоянном третьемирном состоянии путём
колониального воспитания, внушения растущим поколениям сознания
собственной неполноценности по сравнению с другими - мне с вами
обсуждать больше нечего. Только могу добавить, что мне жалко Гергиева,
Чистякова, ваших студентов, `хороших музыкантов`, даже ваших детей,
если они у вас есть, если хоть раз приняли всерьёз подобный
авто-расизм. Чистяков не записал бы `Юдифь` (пусть даже и вырезав час
- по настоянию западных продюсеров?) и Гергиев не записал бы ничего,
если бы дали вам убедить себя.
    


Тема:Опера
(16.01.2015 02:58)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Почему должен? Я уже
вот второй пост читаю и ничего не понимаю. В творческой сфере -
свобода. Кто-то хотел написать Живи и помни, и написал. Кто хотел
Детей Розенталю - тоже сделал. Что до Юдифи, я же сразу сказал: я
Серова не знаю. Если надо было бы принимать решение, мне лично, я бы
сел смотреть. Но интереса нет никакого, и дела нет до него никакого.
Есть, думаю, существенно более значимые вещи в русской даже музыке,
как она ни бедна, Аскольдова могила, или Леста, скажем. Даже Мельник
Соколовского.
Русская музыка `бедна`?! Хороша себе `свобода`!
Но если будем говорить о конкретных вещах, то я писал об `Аскольдовой
Могиле` - она уступает `Сусанину`, написанному на год позже.
`Мельника` Соколовского хотел бы послушать, но пока - увы.
Потом, кого хотите узнать - можете узнать. Запись Чистякова надо
послушать любому артисту, который себя уважает. Жалко мне Вас опять
же, если Вам `дела нет никакого` до этого. Затем для поиска публики
нужно объяснять публике, о чём идёт речь. Нужна критика, историческое
исследование, это уже дело не музыкантов. Нужна интегральная программа
по возрождению всего забытого - на большие государственные деньги. Для
музыкантов присоединение было бы свободным, но для тех, кто всё-таки
подключатся, было бы всё-таки обязательным довести дело до конца.
Дебильный буклет, изданный в 1991 году к записи Чистякова, публику не
соберёт. Нужно исследование типа того, какое я нашёл в книге на
Интернете о детстве сына Серова Валентина, ставшего художником (к
сожалению, не скопировал ссылку) - это биография художественного
уровня, возбуждает интерес. И тогда Нетрёбко исполнит Юдифь - она как
будто была написана для неё.
    


Тема:Опера
(15.01.2015 06:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да что же Вы все не
так понимаете. Я был бы крайне рад, если бы поставили названное Вами,
и сам кое-что делал для исполнения подобных редкостей, фестивали
организовыывал неслабые, где всякое такое играли. Другое дело, что не
считаю подобные проекты жизнеспособными в условиях реальной публики,
которая должна наполнить театр многократно. Сам наблюдал полупустой
Большой театр даже в `3 апельсинах` в 1999 году, причем спектакль-то
потрясающий. И вот все равно такое отношение. Гергиева не обвинишь в
примитивизме репертуара, как раз он рассказывал, как в свое время
работал с Каретниковым, и как Николай Николаевич говорил, что был
уверен, что сочинение своё никогда не услышит (это таким образом
Вавлерий мне говорил о постановке моей-то собственной оперы, что, мол,
когда-то это будет). Мы не говорили об опере Саши Смелкова, но
поставил же `Карамазовых`. В концертах играет и Тищенко (я спросил, а
музыка хорошая? ответ был довольно дипломатический и касался
Ярославны), играет Губайдулину и т.д. Но в театре всё гораздо сложнее,
концерт - дело одноразовое, а спектакль должен жить годами. Вот живет
же у них `Семён Котко` уже лет 15, блестящая работа, кстати. Я свое
мнение о репертуаре высказал Гергиеву: `Хованщина` в оркестровке
Асафьева, `Торжество Вакха` Даргомыжского (которое вообще никогда со
времён премьеры, вероятно, не ставилось, говорил о симфониях
Чаргейшвили и Андриасова. Требовал от меня участников на конкурс
Чайковского, но с ленью и смурью моих учеников ничего поделать не
могу. Мои сочинения обсуждали и слушали, но тут с исполнением
проблемы. Так что обращайтесь сами всё-таки, я своё дело
сделал.
Повторяю, средств добраться до Гергиева у меня нет.
О произведениях, написанных в пост-советской России у меня информации
нет, так что тоже высказывать мнения не буду. Наоборот, хотелось бы
познакомиться с какими-нибудь. Но я давно думаю, что какой-нибудь
нынешний мастер должен был бы написать оперу `Доктор Живаго` - но она
должна быть на артистическом уровне Мусоргского и Чайковского, пусть
хоть и будучи написанной сегодняшними музыкальными средствами.
Я думаю, что понял Вас правильно - Вы ясно написали, что инициативу с
Юдифью не считаете интересной.
    


Тема:Опера
(15.01.2015 04:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Тут нас несолько
человек, хорошо знаюших Гергиева, кто-то с ним учился вместе, я нет,
но месяц назад мы три часа вместе провели, в разговорах разных. Так
что уверяю Вас, что он активно хочет искать русский репертуар, что он
нормально воспринимает информацию, хотя и фильтрует, конечно, как
хочет, что у него совершенно адекватный секретарь, которую я тоже знаю
и т.д. Я бы оценил вероятность того, что он на Ваше письмо взглянет,
процентов в 70%. Но надо писать бумажное письмо, с маркой, и
обязательно с Кубы. Вот что с Кубы - как раз хороший манок. Только
напишите крайне просто и сжато. Если есть запись, приложите диск. В
интернете у него не хватит времени и внимания искать ничего. А диск он
может в дороге послушать где-то в наушниках. Приведу как характерный
пример: достает в номере у себя какой-то кулек, наши студенты ему
написали такое благодарственное полотнище на шелке, по-русски (!),
Валерий бешено умилился, минут 10 поговорили на тему, кто это сделал и
как мило. (Причем, отлекаясь, сказали, чтоб он ни в коем случае не вёз
плакатик в КНР, потому что они там пришпандорили тайваньский флаг!)

Только на меня не ссылайтесь, потому что я эту инициативу с Юдифью и
прочее не считаю интересной.
Извиняюсь, но я понятия не имел, что
Вы состоите в личных отношениях с Гергиевым (хоть в какой угодно
степени). Посылать бумажное письмо с Кубы это дохлое дело - отсюда не
дойдёт. Тем более с диском внутри (у меня все записи скачанные с
Интернета). К тому же ОТ РУССКОГО, пусть хоть и с Кубы - это не совсем
честно.
Мне жалко - и даже жалко ВАС лично - что Вы настаиваете на подобном
отношении к `Юдифи` и по всей видимости к `Орестее`. Да, мне бы очень
хотелось, чтобы Гергиев пересмотрел весь `погребённый` репертуар -
русский и не-русский: Серов (весь), `Орестея`, Рубинштейн помимо
`Демона`, которого он кстати уже и записал (есть здесь на сайте),
Ипполитов-Иванов, `Сон на Волге` Аренского, `Вильгельм Телль` Россини,
оперы Сезара Франка, тот же `Эдип` и многое другое. Но доступа у меня
к нему нет. Следующий раз с ним встретитесь - выскажите ему эти
предложения от моего имени. Пускай он сам судит. Если он даже
спрашивает других от том, что ему делать, то нельзя его оставлять
молоть повторно всё уже всем хорошо знакомое. При необходимости дам
Вам мой эл. адрес.
    


Тема:Опера
(14.01.2015 02:03)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Да, переносы есть,
Мато есть Борис, но есть и похуже переносы, я уже писал, комический
монолог `Из похождений Пахомыча` стал у МП `Не вверяйся наветам бояр
крамольных`, причем на месте `крамольных`, было слово `Пахомыч` (там
какая-то тетка этого пахомыча за что-то чехвостит. уж не помню точно
за что). Правдорубство такое - ведь нужна правда, как бы она ни была
солона. Прямо как Бах в разработках бахорубов разных. Если бы
Мусоргского так усердно не тянули в национализм, был бы органически,
естественный творец, а не `с направлением`, но тут ничего не поделать,
это почти у всех так, идеология стремится уничтожить искусство, хотя
до конца не может, и даже обкорнанным это самое искусство торжествует.
Но как вспомнишь песнь балеарца или жертвоприношение Молоху, с детским
хором, или `Что случилось`, о котором тут мы вчера с Сашей Вустиным
говорили, так погрустнеешь. потому что на смену пришли гримасы, пьянь,
сцена в корчме и Сорочинская ярмарка, музыкальное передвижничество.
Впрочем, великолепное.
Повторяю, вряд ли кто пострадал больше от
обвинений в отклонении от национализма, чем Серов. Да, Юдифь это
библейский персонаж, был Серов другом и пропагандистом Вагнера, но
балалайки во `Вражьей Силе` явно стали ответом
крикунам-`националистам`. Римский-Корсаков, тем временем, написал в
своих воспоминаниях о том, как помогла ему партитура `Рогнеды` в
изучении оперного жанра и оркестровки, но вместе с этим цитирует
Балакирева распространявшегося о том, что `Серов спровоцировал
инцидент в публичном банном заведении`.
    


Тема:Опера
(14.01.2015 01:53)
victormain писал(а):
Я бы не был так резок с
Геновевой. Она написана, кстати, одновременно с Лоэнгрином; Голландца
бы она ещё вполне пережила, а вот Лоэнгрина - увы. Тем не менее, в
Геновеве много хорошей музыки, просто в целом это получилось не лучшее
сочинение Шумана и не лучшая немецкая опера. Но никак не курьёз. Она
не анахронична ни по сюжету, ни по музыке. Ни по эстетике, кстати.
Курьёзом было бы, если бы сейчас кто-нибудь написал оперу `Железный
поток` по Серафимовичу, да языком Дзержинского (Ивана, конечно). И то
- много охотников нашлось бы полюбить её.
`Геновева` НЕ совсем уж
плохое произведение, но Вагнер её ясно уложил более, чем все остальные
предшествующие немецкие произведения. Есть произведения более и менее
удавшиеся разных композиторов, а бывает такой разгон и среди
произведений одного - например, Мейербер. `Гугеноты` это (почти)
шедевр, `Роберт-Дьявол` и `Африканка` - ничего (но не `Аида`), но
`Крестоносец в Египте` и `Северная Звезда` - уж увольте. Хорошо их
послушать один раз как пример НЕ удавшихся произведений. Сочувствую
артистам, которые сделали записи (`Звезда` была одной из первых
записей Флореса), но вместе с этим надо и поблагодарить из
само-пожертвование.
`Геновева` была бы на уровне `Роберта-Дьявола` и `Африканки`.
    


Тема:Опера
(13.01.2015 05:34)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я думаю, что лучшая
редакция Бориса колеблется между Саламбо (которую я считаю лучшей
редакцией БГ) и польским актом, который, конечно, принадлежит к
совершенно другому стилистическому слою, даже безотносительно самого
Бориса, и, по мне, есть другое лучшее, что написано в Борисе. Так
остро развивался МП, что опера как факт и не могла иметь место, она
стала конгломератом вот таких бешено разных пластов, до комичного
иногда.

В Орестее все хорошо, за исключением вкуса и качества музыки, которые
катастрофически то появляются и еще как, то исчезают еще как. О других
МУЗЫКАНТАХ ничего не могу сказать, высказываю только мое мнение, рад,
если неправ.

Геновева вполне удачное сочинение, уже потому, что Шуману не надо
было, как это в России систематически бывает, экстренно изобретать
деревянный велосипед с квадратными колёсами - он использовал уже
сложившиеся немецкотеатральные элементы.

Оперу Нильсена я не знаю совсем. Я в курсе, что сейчас скандинавские
композиторы в ходу, но вот пока не добрался.

С оценкой Эдипа спорить не стану, опера очень серьезная, но я слишком
давно ей занимался, лет 25 назад, подзабыл. Энеску великолепно
одарённый человек, автор ряда шедевров, другое дело, что, как чудится,
он из-за занятий исполнительством и педагогикой несколько смягчил
остроту в сочинении, иногда не фокусировался, как хотелось бы. У меня
давно перед глазами партитура 2-й симфония, и вроде все прекрасно, но
- постоянно чудится, что план несколько размыт.

Еще Толстого мнения про оперу слушать, ага. Это мне напомнило, как
моя студентка, ревностная христианка, сейчас остается одна, ей надо
готовиться поступать в докторантуру, и она (на время моего отсутствия)
нашла себе педагога. По принципу: она тоже ходит в мою церковь. Не
знаю, удастся ли разубедить-то.

Вы утверждаете, я нет, я только предполагаю, осторожно.
Здесь, в
отношении Мусоргского, я не всё понял. `Саламбо` и `Борис` это разные
его оперы. `Саламбо` он не кончил. Если Вы говорите, что он перенёс
номера из одного произведения в другое - композиторы это частенько
делали - то уважу Ваше утверждение как эксперта. Сам я этого ещё не
проверил.
`Орестея`: опять же наоборот, я чувствую в ней полную текучесть.
Танеева даже обвинили в своё время в подражании Вагнеру. Русские
композиторы устраивали войны друг другу, обвиняя один другого в отходе
от национализма. Больше всего в этом плане досталось как раз Серову -
другу и полному поклоннику Вагнера. Но дело не в подражании, а в
использовании новаторских техник с собственными целями. Лейтмотивы
Серова в записи Чистякова слышны, повторяю, с ясностью учебника. О
музыке Вагнера такого не скажешь ни в какой записи. Но вместе с этим,
Серов достиг той же психологической глубины, которую Чистяков выжал до
последнего - и благодаря исполнителям, в частности Олоферну на уровне
Шаляпина и на которого, извините, не потянет никакой Хворостовский.
В `Орестее`, может, и есть сходство с Вагнером, но я не вижу в этом
ничего зазорного. Танеев создал полностью собственное произведение,
его поклонение перед древнегреческой классикой и вместе с этим РУССКИЙ
национализм на уровне того же Толстого являются ясной границей между
ним и Вагнером. В этом, безусловно, он отдавал себе отчёт полностью.
`Орестею` я считаю на уровне Вагнера и Мусорского по артистической
величине - со всей разницей между авторами - но `Геновева`, извините.
Немецкие композиторы ДО Вагнера - Вебер, Маршнер, Шпор и даже Шуберт
(как оперный автор) - спасаются именно поэтому. Они являются звеном,
ведущим к Вагнеру, и в этом плане их произведения интересны. Но
`Геновева` написана уже после `Голландца` и `Тангейзера`, и не
выдерживает с ними большего сравнения, чем всего лишь курьёз.
Я утверждаю то, в чём абсолютно уверен, предполагаю тогда, когда не
имею достаточной информации для того, чтобы сделать окончательные
выводы, и слушаю, когда люди явно знают больше. Поэтому про Вашу
студентку не буду говорить ни слова, и даю Вам авторитет в суждении
инструментальных произведений Энеску - я хоть и слушаю
инструментальную музыку, опера является моим основным интересом. Но
ещё одна опера - в этом случае не-русская - которую я защищаю зубами
это `Вильгельм Телль` Россини. От неё взял мой псевдоним (и от
литературного оригинала Шиллера). Всё, что пришло потом, пришло
благодаря этому ПОТРЯСАЮЩЕМУ шедевру - непонятому и даже зарытому по
политическим причинам. Слишком революционен. Народ-персонаж начинается
во Французской Большой Опере и в `ВТ` в особенности, но вместе с этим
психологизм индивидуальных персонажей с `Цирюльником` не имеет
никакого сравнения. Очень трудная и длинная - это да: последняя
видео-запись, которая вышла, длится 4.15. Но начало `Ивана Сусанина`
повторяет начало `ВТ`, перенося сюжет и мелодику на русские темы: хор
- песня рыбака, счастливо занимающегося своим простым ремеслом - вход
Вильгельма, который не разделяет беспечность рыбака, потому что Родина
плачет о своей потерянной свободе; хор - ариозо Антониды, мечтающей о
женихе - вход Ивана, который говорит дочери, что не время думать о
женихах.
    
   
         
Наши контакты