Пользователь: abyrvalg

         
   
Информация о пользователе abyrvalg (не в сети )




   
   


Тема:Музыкальная истина
(15.10.2014 17:34)
Andrew_Popoff писал(а):
Вы несколько
пренебрежительно относитесь к понятию `формы`.

Скажем, что гениального в Confutatis Моцарта из его Реквиема? Ведь
точно уж не мелодия. Она там очень схематична и в крайних частях, и в
центральном Voca me.
Я-то как раз не пренебрежительно отношусь к
форме. Но опять же, что Вы понимаете под `формой`? - У меня лично
форма - не есть еще душа произведения, а только тело, а вот `форма` с
`содержанием` - уже и тело и душа. Ну как форма может быть без
содержания, без личного живого чувства, если уж пафосно говорить, то -
без мира идей и переживаний. Тогда это получается абстрактная форма,
конструкция, нарушение баланса формы и содержания приводит к
обезличиванию музыки.
Я нисколько не против поиска новых форм, когда меняется музыкальный
язык или внедряются новые тембровые и звуковые краски, а отрыв от
тонального центра, тотальный хроматизм тем более говорит о
необходимости ухода от форм 19 века, но сочинительство одной формы и
ради одной формы, а также поиски формы опять же ради самой формы
всегда приводит ни к чему иному, как к новому академизму. Если же, как
Вы предлагаете, опираться на отдельные частные случаи вроде Confutatis
Моцарта как на пример, но без своего личного неповторимого видения
вещей и явлений (т.е. опять же содержания) и следовать лекалам
прошлого, то это всегда будет приводить как к нечто застывшему и
формальному.
    


Тема:Опера
(14.10.2014 23:11)
Phalaenopsis писал(а):
Уважаемый Абырвалг,
пожалуйста укажите ваши оперные пристрастия. Если можно. Если будет с
комментами, то это в общем-то совсем хорошо.
Ох, сложно
достаточно для меня написать оперные пристрастия. Не поверите, но я
еще толком не разбираюсь в операх, об отдельных могу сказать, но общей
картины нет.
Я довольно давно слушаю их, но постоянно сталкиваюсь с такими вещами,
как различные вокальные оперные традиции, великие голоса, различные
трактовки, постановки, редакции, сокращения, - а в этом я еще плаваю.
У меня сложности в одном: что именно мне нравится в опере? Вот в
`Парсифале` однозначно музыка. В `Арабелле` Р. Штрауса очень красивая
и душевная постановка Хайтинка меня трогает, а музыка не на первом
месте. В `Дочери полка` Доницетти без ума от актерской игры Дессей и
очень забавного сюжета, с удовольствием смотрю, в `Китеже` же не могу
смотреть видео, хоть убей, а вот музыка продирает до мурашек. В
`Снегурочке` также принципиально не смотрю видео, потому как ни одна
певица не подходит на роль целомудренной главной героини, но музыка
также пленяет. Все очень по-разному. И никаких рекомендации и советов
я не могу дать по операм в целом, так как все сам на ощупь пробую. Но
знаю только одно, что это исключительно увлекательное дело - оперы.
    


Тема:Музыкальная истина
(14.10.2014 21:56)
Andrew_Popoff писал(а):
Да, тут Вы верно
заметили. Но повернули вектор в другую сторону. Не композитор
отказался от субъектности. Вовсе нет, он стал искать ее в другом. Сама
субъектность перестала вызывать интерес. Можно показать на примере:
вот вхожу я, весь такой красивый в красном пальто, в некое собрание. И
ни одна ж сволочь не повернется и не обратит внимание! :) Грубо
говоря, человек стал на какое-то время сам себе
неинтересен.
Насчет моего вектора не в ту сторону, я хотел бы
прояснить. Не приведет ли выхолащивание этой субъектности по причине
потери интереса к `красивому пальто`, как Вы говорите, к тому, что и
само содержание произведения станет ненужным звеном на пути сочинения.
Ведь все можно ограничиться одной формой и ее неким развитием, т.е.
самоцелью станет, в конце концов, не сама осмысленная звуковая материя
с ритмом и метром (я уже тут даже не говорю про мелодию), а некой
игрой интервалов. Ну зачем, спрашивается, выражать не только свой
внутренний лиризм через музыку, но и вообще выражать свое отношение к
миру и к жизни. Можно ведь вообще свести все к музыкальным сочинениям,
где главную роль играют исключительно различные интервалы, с некой
фактурой для разнообразия. А это уже попахивает схоластикой и
схематизмом.
Может быть вопрос стоит не к потере интереса, а в упрощении
композиторского творчества, когда истинно талантливый композитор и
отличается от обычного ремесленника?
    


Тема:Музыкальная истина
(14.10.2014 20:18)
Andrew_Popoff писал(а):
И ритм тоже может быть
божественным. Открою секрет: функции одних элементов могут даже
переходить совсем к другим. Например, ритм и метр могут исполнять
функцию гармонии.
Это точка зрения стала работать именно в 20
веке, когда в музыкальном сочинении именно мелодия стала
рассматриваться как некий частный случай, как всего лишь красивый
голос. Ритм и гармония - вот те вещи, которые стали, извините, но
преобладающими в мышлении, как основной строительный материал ко все
более, я бы сказал, объективизации сочинения. Т.е. мы стали
рассматривать сочинение как некий объект со всеми техническими
наворотами, с переходящими функциями одних элементов, как Вы
говорите, в другие, когда ритм и метр исполняют функцию гармонии. Все
это верно, я не спорю. Но при этом мелодия стала выходить из обихода
современного композитора по одной причине: она характеризует не
объект, а субъект сочинения, раскрывает сущность не сочинения, а
природу самого композитора, а это стыдливо как-то раскрывать самого
себя, свою душу. Даже стало неприличным в нынешней эстетике показывать
свою внутреннюю лирику, а красивая мелодия - именно есть лиризм, и
тогда на поверхность вышла объективизация стиля, со всеми необходимыми
ритмами и метрами, и в конце концов заведшая к обезличенной эстетике,
к объективизации самой мелодии, превратившейся во все что угодно -
тему, голос, мотив, линию, но не в живую мелодию.
Я понимаю, что в Весне и Свадебке Стравинского ритм стал довлеющим
фактором, и мелодия целиком подчинена ей или, я бы сказал, мотивы,
основанные на интонировании ритмических фигур.
    


Тема:Музыкальная истина
(14.10.2014 18:22)
Andrew_Popoff писал(а):
Возможно. Но я дополню.
Представьте себе скульптора.
Я тоже дополню. Мелодия для меня это
такой же элемент музыкального произведения как и ритм, гармония и
т.д., но при этом еще и обладает эстетическим качеством. Мелодия
обладает каким-то иррациональным качеством, она может быть и вне ритма
и вне гармонии, мы можем, например, сказать про мелодию, что она
ангельская или божественная, а к ритму такие определения уже не
подходят. Мы не говорим - `божественный ритм`. Да, конечно, мы можем
рассматривать мелодию и в формально-музыкальном аспекте ,как Вы
предлагаете, и воспринимать ее как некую звуковую последовательность,
но при этом эта звуковая последовательность у одного композитора
приобретает гениальную мелодическую линию, а у другого ничего не
происходит. Значит в мелодии сосредоточена некая иррациональность,
существует сама иррациональность сочинительского процесса мелодии,
она не зависит от функции интервалов. То есть мы можем говорить о
неком расчете при `постройке` мелодии, но организация гениальной или
просто красивой мелодии все же есть дар свыше, а не просто элемент
конструкции музыкального сочинения и его материального воплощения.
    
   
         
Наши контакты