Пользователь: Ferulyov

         
   
Информация о пользователе Ferulyov (не в сети )




   
   


Тема:Соната для виолончели и фортепиано (1901)
(03.11.2021 20:46)
musikus писал(а):
Соната СВР насписана в самом
начале ХХ века, на фоне творческого возрождения Р. , в котором,
конечно, есть и отзвуки преодоленного кризиса. Но концепт сонаты, для
того, кто ее играет, спустя 120 лет после ее создания, определяется
не только этим.
Да, там была целая триада
инструментально-ансамблевых сочинений в крупной форме, весьма
родственных и настроением, и языком - Вторая сюита для двух
фортепиано, Второй концерт и Виолончельная соната. Это всё после
кризиса вышло, воспринимаю их как бы единым блоком. Здесь эпизодами
ещё беспримесно и первородно проявляет себя ещё чистая поэтика
затемнённых аллей, непосредственный одухотворяющий и обновляющий порыв
душевного взлёта. Сюда примыкает и кое-что из опусов вплоть до
середины двадцатых порядковых номеров.
Конечно, можно (и я `за`) воспринимать эти опусы и в контексте
последующего творчества и судьбы, тем более что Рахманинов какой-то
весь... единый. Но эта группа сочинений остаётся в то же время
свидетельством прорыва могучего творческого существа композитора из
вдруг спавших с него оков, животворящего творческого прилива, когда
талант расцвёл ещё в гармонии с личностью и окружающей
действительностью, более резонируя, чем диссонируя с последней.
    


Тема:Соната для виолончели и фортепиано (1901)
(03.11.2021 20:32)
Volovikelena писал(а):
Прототипом организации
цикла - быть может. Но ассоциаций со второй Рахманиновской симфонией у
меня нет. Недавно слушала ее в трансляции из Дома музыки. Дирижировал
Игорь Петренко. Мелодическая широта, прекрасная одухотворенная лирика
- да, но у Рахманинова ее истоки не только в симфоническом творчестве.
А вот с фортепианными концертами как-то сложилось. Но Ваша мысль мне
очень понравилась.
Петренко очень хороший интерпретатор этой
симфонии. И качество выделки звучащей материи (что критически важно
для подобной партитуры) на высоте! По крайней мере, в записях, что
есть на этом сайте. И, конечно, симфония не очень связана с
Виолончельной сонатой в принципе. Скорее просто в характере основных
тем (финалов) есть переклички, и тут Рахманинов мог на сонату
посматривать. Ну и вообще четырёхчастных циклов у него - ещё Первая
симфония (в основном совершенно другая), `Колокола` (тоже другие), да
и всё, по-моему. В свою очередь, Соната - с этим медленным вступлением
и зависанием на терцовом тоне субдоминанты с бодрым аккордовым вводом,
словно очнувшись, сонатного аллегро - по-моему, тут без Крейцеровой не
обошлось...
    


Тема:Соната для виолончели и фортепиано (1901)
(31.10.2021 16:37)
Volovikelena писал(а):
Согласна полностью.
Четырехчастный цикл для романтической сонаты - явление не частое. А
сегодня, когда слушала, впервые пришла мысль, что у этой сонаты очень
много сходства с концертом. Рахманиновским, конечно.
Елена, я
позволю себе вставить своё мнение - сходство не с концертом даже, а с
симфонией. Сопоставьте со структурой 2-й симфонии, там, как мне
кажется, много укажет на то, что эта соната стала прототипом в плане
организации цикла (или они имеют общий прототип извне). И настроение
тем, и сам характер движения и, в конечном счёте, основной
драматургический посыл в финалах весьма ощутимо перекликается. Кстати,
ещё интересно, что данная соната стала прототипом Виолончельной сонаты
Шостаковича (что касается сонатных аллегро). Это моё лично наблюдение,
но Вы послушайте! И сопоставьте некоторые темы, фактуры... Ещё есть
точные сведения, что Шостакович играл эту сонату с кем-то.
Брандуковым, кажется.
    


Тема:Бах
(17.09.2021 21:18)
Andrew_Popoff писал(а):
Хорошее
противопоставление. Я думаю, шлягер - это бывший шедевр. Бывшим он
становится не от истечения срока годности, а от неправильного
употребления.
Словом, есть разные как бы слои бытования
произведения. Самое интересное, что экстрагировать некий абсолют,
эталон самого произведения - задача уже нерешаемая. Но можно очертить
некое поле, где действует связка текста, стиля и области корректных
трактовок, на котором произрастает условное произведение `как оно
есть`.
Есть слой массового восприятия, которое (совсем массовое) для
действительно элитарных вещей как таковое отсутствует. Есть же вещи
понятные по своему материалу для непосредственного восприятия. Они
могут занять своё место в массовом восприятии, но там растворяются в
совсем иных механизмах осознания музыки, нежели те, которые оперирует
критериями `произведения, как оно есть`. Там могут примешаться совсем
иные способы смысловых ассоциаций, понимания, в рамках которых
произведения и существуют как `шлягеры`. Как-то так.
    


Тема:Концерт для 2-х фортепиано с оркестром ре минор
(28.07.2021 02:05)
musikus писал(а):
Скажу, быть может странное, но
для меня и 2-я симфония и многое другое у СВР (Всенощная, Литургия!) –
выраженная музыкальными средствами «русская идея», идея сохранения
русской национальной идентичности.
Да, Вы правы, так уже очень
давно устойчиво обретаю некую душевную идентичность в музыке
Рахманинова. Правда позже на верхушку предпочтений пробрался и
Шостакович. Я заметил, когда, например, бывает плохо, то бремя самых
тяжких размышлений хорошо вытаскивает на себе Шостакович, а Рахманинов
вслед живой струёй душевных вибраций приводит в волнение и размягчает,
разгоняет скорби (хотя, конечно, музыка Рахманинова и сама способно
вместить в себя самые глубокие переживания).
И этот композитор (Рахманинов), как я наблюдал, имеет как раз очень
высокий потенциал с точки зрения, как бы это сказать, родственности,
впечатления сущностной тождественности его музыки и душевного и
психологического естества человека, во всяком случае русского.
Конечно, Рахманинов русский композитор и выразил русскость в разных
ипостасях, не прибегая, как Вы заметили, к демонстративно-национальным
формам выражения. Там у него глубокий синтез романсовости, архаики,
модерна и ещё, конечно т.н. низких жанров (о последнем можно живо
развить и проследить, как часто у него проходит формула фактуры
танцевальных пустячков, даже в местах вполне серьёзных и не
пародирующих намеренно-обличительно что-нибудь такое; то ли это
ирония...). А уж на счёт национальной русской идеи - помню, давно Вы
как-то тоже так выразились о Второй симфонии, и в конечном итоге, я
так её и воспринимаю и нашёл тому много подтверждений в музыке, там же
по форме даже взять, мотивное зерно вступления через реализацию в
главной партии, и далее пронизывая всё сочинение, становится
лейтмотивом - носителем как раз идеи некой, а по музыке это - мотив
неизбывной русской сдержанной скорби, смирения, может быть, думы и,
конечно, духовной сосредоточенности, глубины, а это всё и есть
стержень того, что принято считать основой русского характера. Который
мотив в конце проводится победоносно в форме словно хорового гимна в
коде финала. Он знал, что и зачем он тогда делал, я думаю. Ведь про
себя я эту симфонию называю также `1905 год в версии Рахманинова`.
Драматургическая логика разработки первой части вполне подводит к
такой программе, Вы не находите? Вплоть до взмаха платком командира
строя солдат и взмаха стволов перед роковым залпом... И эта симфония,
может быть, служила для автора словом отстаивания тех основ, которые
нужно было сохранить. Такие мысли...
    


Тема:Концерт для 2-х фортепиано с оркестром ре минор
(28.07.2021 00:53)
Volovikelena писал(а):
А Рахманинов, при всей
своей традиционности именно дерзновенен, но уже согласно другому
определению. Мне здесь ближе трактовка св. Феофана Затворника, который
под дерзновением понимает высшую степень упования, когда происходит
`сорастворение силы Божьей с силами человека`.
Елена, спасибо
большое за ответ. На счёт `патентованных` - из песни слова не
выкинешь, но с этим я бы легко расстался, это просто более вычурный
вариант определения `признанный` или, скорее, `заверенный`... Я эту
модную замену знаю, и она пролезла тут в моё изъяснение, доставив при
том дискомфорт мне самому же, но так бывает... Как когда хочешь
сыронизировать, а вместо острОты выдуваешь что-то нескладное из
плоского материала текущих соображений. Надо, однако, лучше следить за
собой. Я понял, наконец, что Вы имели в виду, и тут я согласен, это
мне близко. Да, у Рахманинова это духовная напряжённая жизнь,
безусловно, часто выступает побуждающим импульсом к рождению,
прорастанию смыслов и их внешнего музыкального воплощения. И это
запечатлевается во всех этих гибких и подробных интонационных
подвижках, размещённых в разных голосах, постоянно как бы
доразвивающих всё дальше и полнее эти самые смыслы: получается словно
отпечаток движений души, сопровождающих какое-то размышление (так
часто у него, оттого-то весьма рельефно проступает и само
размышление). Это неполное наблюдение, и, наверное, не всей его музыки
касается (не везде же только раздумье, бывает ещё и действие; впрочем,
в интонационных ответвлениях, гармонических подвижках и т.д. неизменно
читается отношение, переливы эмоциональной рефлексии), но, как мне
кажется, в этом и кроется причина столь захватывающего вовлечения в
то, о чём Вы написали, что наполняет эту музыку.
    
   
         
Наши контакты