Пользователь: aesaf

         
   
Информация о пользователе aesaf (не в сети )




   
   


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(02.04.2019 03:18)
abyrvalg писал(а):
У Вас видимо сложилось
какое-то стереотипное представление о мигрантах, что это непременно
выходцы из африки или мусульмане из ближней и средней азии. В Европе
живут и работают миллионы выходцев из Украины, Болгарии, России,
Прибалтики и т.д., и большинство из них именно, что добросовестно
работают, а не сидят на попе ровно, ничего не делая. В том году,
помню, заехал в норвежский город Тромсё, это чёрт знает где находится,
и решил остаться в нём на пару дней, и к моему удивлению во многих
гостиницах в ресепшне работают наши русские девушки. И даже на
бензоколонке продавщица была наша землячка. Поговорил с ними, все
устроились более-менее, все работают, никто не сидит на пособиях. И
таких, повторюсь, большинство!
Похоже, мы живём в разных европах.
В вашей Европе сплошь одни трудоголики из б. СССР, как будто не велась
политика `рефьюджиз уэлкам` последних десятилетий. (Последние 4 года -
лишь ускорение давно идущего процесса.) Вашей Европе можно лишь только
позавидовать.
    


Тема:Легендарные глупости минувших лет
(01.04.2019 19:32)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Вы поверьте, что Лёня
- человек самый что ни на есть высокоодаренный
Всё это, возможно,
так и есть. Но я не люблю композиторов, пишущих оперы на романы
Сорокина, саундтреки к фильму `Москва` (типичные продукты
москвотусовки 90-х), возглавляющих Большой театр и мечтающих об
удалении из него `грюбой-нетёнкой` музыки русских композиторов 19-го
века, обзывающих своих оппонентов `пергидрольными тётками`.
Но лучше всех `затроллить` Десятникова сумел Володя Юровский после
того, как исполнил в Зале Чайковского расширенную оперную версию
`Историю доктора Иоганна Фаустуса` Шнитке в концертом виде. Десятников
пришёл к нему за кулисы. (Как и все практически композиторы - явно в
надежде заинтересовать его своим творчеством.) А Володя, широко
улыбаясь и глядя Десятникову прямо в глаза, сказал: `Мечтаю, чтобы эту
оперу поставили у Вас в Большом театре!`. Надо было видеть, какими
цветами радуги `поплыло` лицо Десятникова и как он сразу же сбежал,
пробормотав что-то вроде `да-да, я уже держу эту идею у себя в
голове!`.
    


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(01.04.2019 03:18)
balaklava писал(а):
Совсем другое - печататься
публично, о живых современниках и не где-нибудь, а в газете `Правда`.
(...) Так случилось, что по своей профессиональной деятельности я
сейчас работаю над образом известного певца и артиста Марка Бернеса.
(...) Возможно, я бы никогда и не узнал про эту злосчастную статью,
если бы не трагические последствия которые последовали за ней.
Справедливости ради надо сказать, что статья Свиридова была не
единственной в системе организованной травли `зарвавшегося еврея`. Но
то, что она была убийственной, ибо ставила под сомнение сам факт
творчества Бернеса, в этом я ничуть не сомневаюсь... (...) Ведь он же
не был махровым антисемитом. Или был?..
Свиридов был самым что ни
на есть махровым антисемитом - из его дневников это видно совершенно
однозначно. Даже во 2-м `расширенном` их издании Белоненко сократил
немало мест, где (по логике контекста) Свиридов, подозреваю,
высказывается по национальному вопросу. Но и без белоненковской
цензуры таких мест там более чем достаточно. (Любимый племянник
посокращал, видимо, лишь те, в которых любимый дядя использует слова
на букву `ж` или им подобные.) Как и многие (начиная с Вагнера),
Свиридов был антисемитом завистливым и хитрым. Он милостиво отзывался
о `своих` евреях, которые ходили перед ним на задних лапах (Сохор,
Рубин и им подобные), но бесился до синей пены насчёт тех, кто, по его
мнению, заступал ему дорогу. (Как, например, по поводу Лили Брик или
Плисецкой - жены ненавистного ему Щедрина, представительницы, по
мнению Свиридова, `мировой антрепризы`).
В его статье-доносе на Бернеса нет ничего удивительного. Обычная
практика аппаратных игр в те времена. Как нет ничего удивительного и в
том, что этот страдалец за `распятую Русь` участвовал в конкурсе на
новый гимн Советского Союза, писал музыку не только на стихи Есенина,
но и на стихи Маяковского, а также - музыку к фильму еврея Швейцера
про стахановское движение (которая потом звучала заставкой к программе
`Время` - думаю, с каждой такой заставки автору шли очень нехилые
авторские). В общем - карьера классического аппаратчика, которого
немного оттеснили в сторону в результате противоборств противостоящих
кланов. Вот тогда-то он и начал вести свои дневники.
    


Тема:Опера `Князь Игорь` (фрагменты)
(29.03.2019 17:17)
Возвращаясь к теме заканчивания неоконченных сочинений классиков (или,
по мнению особо мрачных товарищей, «покушений бездарностей на
святыни») – недавно мне вспомнился очень удачный пример как раз такого
«гипотетического окончания». Фильм Митты «Сказ про то, как царь Пётр
арапа женил» 1976 года (с Высоцким, Петренко, Золотухиным, Табаковым и
другими хорошими актёрами). Автор фильма продолжил неоконченный роман
(или, скорее, повесть) Пушкина – так, как мог себе представить
продолжение и окончание этого отрывка. Пушкин от этого не пострадал.
Кому нравится – смотрит фильм Митты. Кому не нравится – читает
оригинал Пушкина ровно до слов «Садись, твой тобрий повес, погофорим…»
и редакторского примечания «на этом рукопись обрывается». А кто-то – и
Пушкина читает, и Митту смотрит, не видя в этом никакого конфликта. И
все довольны.
Именно так я и поступил с произведениями, на которые «покусился», - и
именно так поступил Глазунов с отрывками и набросками «Князя Игоря»,
которые успел сочинить Бородин. Причина, по которой особенно мрачные
товарищи не торопятся обозвать Глазунова «бездарностью, покусившейся
на классику», очень проста: то произведение, которое они привыкли
считать «классикой», как раз и есть версия Глазунова и
Римского-Корсакова, придавшая разрозненным отрывкам Бородина форму
(пускай и не везде соответствующую сценарным задумкам самого
Бородина), с помощью которой эти отрывки собственно и стали оперой,
пригодной для исполнения на сцене. Но мрачных товарищей будоражит даже
простое упоминание имён тех, кто сделал «Князя Игоря» «классикой».
Тема этой ветки – увертюра к опере, сочинённая Глазуновым. То есть,
строго говоря, – увертюра Глазунова на темы Бородина. Но кому-то так
не хочется расставаться с издательской легендой Беляева об увертюре,
«сочинённой Бородиным, но не положенной им на бумагу», что даже
недвусмысленная прямая речь самого Глазунова («увертюра сочинена мною
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО по плану Бородина») не может их никак успокоить.
Чего уж там говорить о версиях и редакциях других сочинений…
    


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(29.03.2019 15:42)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что в этом такого,
членами партии были многие люди, та же Катя Кожевникова, скажем, даже
меня звали, хотя это было какое-то безумие с их стороны, поскольку я
даже комсомольцем не бывал. Но, кстати, Свиридов в партии не был.

Более того, сексотами и выше было много приличных людей, людей,
которые очень много сделали хорошего. Н уразумеется, что не только так
бывало... мягко говоря. Тут как-то не так распределение идет, не по
тем критериям.
Насчёт партии - нельзя, чтобы одновременно
`крестик и трусы`. Если человек ругает соввласть и при этом состоит в
КПСС (или состоял в ней раньше, но не признаёт этот факт как свою
моральную ошибку), ценность такого человека стремится для меня к нулю.
Не потому, что я против советской власти (которую - времён моего
детства и ранней юности - считаю однозначно лучше нынешней в России),
а потому, что я не уважаю приспособленцев.
Свиридов - да, не был, и это его несомненное достоинство по сравнению
с теми же Шукшиным, Распутиным или Беловым. Но всё равно он был
типичным лукавым фрондёром, которому нравилась власть и который
стремился ласково сосать двух маток - как и его идейные
оппоненты-шестидесятники.

О Свиридове и утерянной им власти я заговорил только потому, что не
очень верю в его образ беззаветного и бескорыстного страдальца за
Россию. А вот о музыке его у меня мнение разное. Есть очень хорошая. И
есть очень плохая.
    


Тема:Легендарные глупости минувших лет
(29.03.2019 15:29)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Что бы я сказал
студентам.

1. Сибелиус - факультативно, изучаем, но без фанатизма.
2. Бетховен - изучайте-изучайте, все равно ничего не поймете, я, во
всяком случае, не понимаю.
4. Шостакович. Давайте смотреть на скрытые подтекстовки квартетов,
ну, некоторых симфоний, ищем ключи тайнописи, может, и немудрящие? и
зачем они ему.
5. Шенберг - зачем вам такая прямая закономерность, смотрите тогда уж
и Хиндемита, лучше посмотрите на других использователей 12тоновки,
хоть на меня, поизучайте-подумайте, какие подходы, какие розы ветров и
почему.
6. Пендерецкий - вряд ли и заинтересуются, хотя поздний
неоромантический поворот еще можно поосмыслять, так он куда-то в ярд
Шимановского дотягивался бы, если б не некоторые недостатки (какие?)
7. Шопен - непревзойденный мастер музыкальной инженерии в рамках
правой ноги и 10 пальцев рук, в тяжелейших условиях вынужденности
писать только для рояля извлек из него оперы-балеты и что хочешь - в
условий нашей безденежности и нам придется/приходится так же писать
для соло флейты (для рояля не дотагиваемся уже)
8. Б.Чайковский факультативно, как и Сибелиус - кому надо, кому
бесполезно.
9. Мусоргский интересен исследованием его корней для начала. что
откуда понахватано, Берлиоз-Шуман-Глинка-Брамс-Даргомыжский-Балакирев,
и как перевернуто, иногда весьма непереваренно, утащенное. И где сам
по себе, и откуда оно взялось.
10.Шуберт - изучаем церковную основу творчества, как сквозь фактуру
видна ученическая структура, вбитая в мозг с детства.
11.Стравинский - хотите научиться у него сочинять плохо, тогда
вперед, потому что при этом же научитесь надувать щеки и
кошельковатого заказчика, научитесь использовать свою косность в
художественных, в конечном счете, интересах.

Что это от Лейбовица, я не знал, но сам-то он что писал, скука
жуткая, по-моему.

У Рахманинова учился бы дирижированию в первую очередь (в том числе
на фортепиано), с детства бы показывал, чтоб показать, что можно
сделать с аппаратом, если тренировать его усердно и правильно с
раннего возраста.
Ну, если бы я говорил студентам, то:

1. Сибелиус – композитор, у которого можно многому научиться.

2-3. Бетховен – как это не банально звучит, «композитор
композиторов».

4. Шостакович – изучать поменьше тайнописи (которой уже и так
объелись за время перестроечной истерии), побольше чисто музыкальных
достоинств.

5. Шёнберг – изучаем для себя то, что наиболее ценно именно с
музыкальной стороны, а «метод» - лишь средство достижения таковой.

6. Пендерецкий – боюсь, тут всё и впрямь безнадёжно. Уж если
«неоромантический поворот» - тогда гораздо лучше Гурецкий.

7. Шопен – первый композитор, услышавший звучание фортепиано как
акустический феномен и раскрывший небывалые красоты как самого
звучания, так и его развёртывания во времени (небанальная,
непредзаданная форма).

8. Борис Чайковский – как я недавно обнаружил, именно он автор
чудесной музыки детских пластинок, на которых я вырос. (Детское
сознание устроено архаично и оно не задумывается над тем, что у музыки
может быть автор.) Это то, что я называю «несгораемым вкладом».

9. Мусоргский… В который раз я восхищаюсь, как хорошо Вы формулируете
словами то, о чём я задумывался не раз, но не сумел сформулировать так
точно. Мусоргский интересен лично для меня тем, как это самое «само по
себе» прорастает в его творчестве. Всегда интересно: в какой момент
это произошло? Произошло только один раз или происходило каждый раз
по-своему? Мне также всегда интересно, где у него лежит грань между
гениальным провидцем и – скажем так – вечным подростком, которому
хочется «сделать наоборот».

10. Шуберт – мой любимейший композитор и идеальный образ композитора
вообще. Его структура не была ученической: структурные закономерности
венской классической школы были им совсем по-другому услышаны и заново
переосмыслены. (Подробнее о Шуберте я говорю здесь:
http://www.topos.ru/article/iskusstvo/anton-safronov-shubertovskoe-sin
onim-prostoty-bezyskusnosti-i-neposredstvennosti-1;
http://www.topos.ru/article/iskusstvo/anton-safronov-vo-vremena-shuber
ta-muzyka-zhila-edinym-dnem-2;
http://www.topos.ru/article/iskusstvo/anton-safronov-ya-popytalsya-3
Многовато текста, конечно, но в более «прибранном» виде это потом
вошло в книгу Бавильского «До востребования», где он беседует с
композиторами моего поколения.)

11. Стравинский – родоначальник экспортного варианта русской музыки.
С Вашими определениями я в целом согласен. Хотя есть у него сочинения,
которые я всё равно люблю.

12. У Рахманинова я люблю прежде всего оркестровые сочинения.
Фортепианные – лишь по настроению и далеко не все.

Лейбовиц был хорошим дирижёром (мне очень нравится его запись всех
симфоний Бетховена). В остальном – один из родоначальников тупого
идеологического догматизма в послевоенной европейской музыке.
    


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(29.03.2019 14:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Именно с аппаратом СК
РСФСР Свиридов и не сработался. Именно от аппаратчиков это знаю. Он же
какое-то время возглавлял Россию. Не удержался. Или пал под напором
следующего претендента, впрочем. Я не знаю.
`Не сработался` в
том смысле, что в этом аппарате его подсидел Щедрин. В своих дневниках
Свиридов чаще всех исходит ненавистью на двух композиторов:
Шостаковича и Щедрина - своего предшественника (а также учителя!) и
своего преемника на посту председателя СК РСФСР. Причём его
высказывания в адрес обоих носят характер самой настоящей обсессии:
каждый раз примерно одно и то же - и так много-много раз. Ведь
очевидны причины, почему его злили именно эти авторы. Можно обижаться
на советскую власть по идейным соображениям, но смешно обижаться на
неё за то, что тебя оттёрли от её аппарата. Тем не менее, Свиридов был
и оставался РСФСР-овским композитором по самому складу своей музыки и
взглядов. По аналогии с писателями-`деревенщиками`, которые тоже все
крутились вокруг союзписательских структур РСФСР, а также заседали
депутатами верховного совета этой же самой республики. Многие из них,
кстати, состояли в КПСС - об этом тоже не следует забывать.
    


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(28.03.2019 20:44)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я с ним знаком не
был, но меня ГВ знал, как понимаю, не принимал.
Свиридов -
случай, разумеется, непростой и неодномерный. Человек высокоодарённый,
есть у него и очень талантливые вещи. Но наряду с этим немало китча,
который он, разумеется, считал великим и пророческим. Белоненко
совершил огромную ошибку для репутации своего дяди (но не для своего
банковского счёта!), опубликовав его дневники. Подтвердился реальный
масштаб этой личности. Таких озлобленных националистов и
иудушек-головлёвых хватало по всем союзным республикам тогдашнего
СССР. (Они получили от СССР всё, о чём только можно мечтать, но
ненавидели его за то, что в его структурах им не дали вырасти в элиту
и номенклатурщики уровня выше республиканского.) На русской почве их
аналоги формировались вокруг структур РСФСР. Поэтому если Шостакович,
например, при любом к нему отношении великий русский композитор, то
его ученик Свиридов - типичный `композитор из РСФСР`.
    


Тема:Легендарные глупости минувших лет
(28.03.2019 20:28)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Нас учили, что...

Сибелиус - самый плохой композитор в истории музыки

Бетховен:
не умел писать фуг, что за нелепая крошечная вторая тема в фуге
финала ор.106, в сравнении с бесконечной первой, и что это за не
слышный никому ракоход,

он же: так оглох, что потерял контроль над звучанием, слишком большие
расстояния между левой и правой руками, незвучащий предельно высокий
регистр

Шостакович: задрав штаны, в 14 симфонии принялся запоздало пытаться
стать современным, даже додекафонию стал применять, но не органично

Шенберг: чисто формальная, примитивная музыка

Пендерецкий: убожество, прикрытое петушиными перьями

Шопен: плохой салонный композитор

Б.Чайковский: графоман

Мусоргский: не умел оркестровать

Шуберт: а что интересного в его фортепианных сонатах

Рахманинов: Всенощное бдение - товар для валютного магазина `Берёзка`

Стравинский русского периода - то же самое
Меня учили уже
несколько иначе. Следует учесть, что я был учеником Э.В.Д., а он во
многом шёл вразрез с тогдашней консерваторской линией. Если сравнивать
по пунктам, то не совпадают следующие:

2. «Бетховен – следующий великий полифонист и фугист после Баха и
Моцарта.» (Версия МГК образца 1990-х гг.)

4. «Шостакович был неровным композитором, у него много всякой плохой
музыки, но 14-я симфония у него одна из лучших.» (Версия Э.В.Д.)

5. «Шёнберг – «формальная музыка»? Сами сначала так «формально»
напишите, а потом и говорите ерунду.» (Версия Э.В.Д.)

6. «Пендерецкий – не просто убожество, а ещё и бездарная
конъюнктурщина.» (Версия Э.В.Д.)

7. «Шопен – очень хороший композитор, у которого можно многому
научиться. Особенно – как развивать мобильные элементы музыкальной
ткани.» (Версия Э.В.Д., у которого слова «великий» и «гениальный»
были вообще табуизированы.)

8. «Б.Чайковский – великий композитор земли русской.» (Версия
Гнесинского института.) «Б.Чайковский – солидный маститый композитор.»
(Версия МГК образца 1990-х гг.) «Боря Чайковский???...» (Версия
Э.В.Д.)

9. «Что за глупости, будто Мусоргский не умел оркестровать!
Мусоргский прекрасно знал, что он делает и зачем. Всё у Мусоргского,
что оркестровано самим Мусоргским, оркестровано очень хорошо!» (Версия
Э.В.Д.)

10. «У Шуберта прекрасные сонаты и симфонии, а его Большая симфония
до мажор – самая лучшая симфония вообще.» (Версия Э.В.Д.)

12. «Стравинский создал прекрасные сочинения,» (имея в виду период
его творчества до начала 1920-х гг.) «а потом стал писать всё хуже и
хуже». (Версия Э.В.Д.)

Итак, совпадения лишь в пунктах 1. (Сибелиус – по версии ЭВД, которую
он нахватал явно у Рене Ляйбовица, впервые запустившего
сибелиусо-фобию), 3. (слух и фактура у Бетховена – по версии
фортепианного факультета МГК) и 11. (Рахманинов – по версии ЭВД;
причём там-то как раз и употреблялось выражение «плохой салонный
композитор»).
    


Тема:Струнный квартет № 3 cоль мажор
(28.03.2019 19:46)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Почему передумал - и
сейчас не знаю. Потом он перестал там вообще преподавать. При мне
преподавал спецфортепиано в консерватории, но ушел и оттуда, перейдя
на камерный ансамбль, кажется, потом бросил и его.
Напоминает
историю гоголевского Антона Прокофьевича Голопузя (начавшего сложную
цепочку обменов с собственного дома, а закончившего его на `кисете
сафьянном с золотом`). Если, конечно, все эти перемены происходили по
его доброй воле.

`У ДД папа был весьма знаменитый академик-пушкинист, отсюда,
вероятно, и амбиции.`

Да, настоящий советский пахан в этой области, судя по биографии и
содержанию статей.

`Благой (...) Как пианист просто прекрасен бывает, его записи
ученикам показываю. Там слышно, что человек с понятием и с
мастерством.`

Согласен насчёт его музыкантских качеств. Но от его подобострастных
комментариев к Свиридову меня и правда тошнит. Тоже мне, свет в окошке
нашёл...
    
   
         
Наши контакты