Пользователь: papyrus

         
   
Информация о пользователе papyrus (не в сети )




   
   


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 17:45)
Есть одна прекрасная, известная в российских и мировых кругах
пианистка, замечательный преподаватель. Имён называть не буду - это не
имеет роли. Столько талантов уже взрастил человек! Но вот слушаешь
концерт класса, когда вначале играет профессор, а затем ученики от
мала до велика, и не можешь отделаться от мысли, что играют много
талантливых клончиков. Те же движения, такое же отношение к звуку.
Красота! Но очень похоже...
И вот беда - очень мало, кто достиг такого же уровня, кто стал
равновеликим в педагогике и в исполнительстве. Лишь единицы смогли при
всём при этом развить не просто повторение прекрасного образца, но и
получить что-то очень яркое своё.

Как же быть с фразой, что главная задача учителя - стать ненужным
своему ученику? Как её понять? Может быть, и так, что надо учить
переставать только имитировать, копировать и подражать?

И ещё один момент. Хорошо, когда есть прекрасный пример, подражай,
сколько хочешь, и не задумывайся. Повезёт, будет усердным - станешь
примерно таким же мастеровитым и прекрасным. Но а если вдруг лекало
подкачало, что же делать?
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 17:24)
Просто пример для размышления.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(20.09.2011 16:59)
abcz писал(а):
MargarMast писал(а):
На самом деле - кому же подражал Рихтер? Ведь
начал он поздно - и абсолютно самобытно.

подражание, имитация - сущность любого обучения. Это основа.
То, что он не делал этого сознательно, что это не проявилось как
некий набор присущих кому-то клише, говорит лишь о своеобразии
условий, в которых он обучался музыке, но никак не об отсутсвии этого
обучения.
«Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на
ней, забежала вперед дядюшки и, подперев руки в боки, сделала движение
плечом и стала.

И где, как, когда впитала в себя из того русского воздуха, которым
она дышала, – эта графинюшка, воспитанная эмигранткой-француженкой, –
этот дух, откуда взяла она эти приемы?..

Но дух и приемы эти были те самые неподражаемые, неизучаемые,
русские, которые воспитанная в бархате графиня сумела понять, – все,
что было в Анисье и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком
русском человеке».
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(19.09.2011 21:08)
musikus писал(а):
Поделитесь впечатлениями. Где и
у кого Вы слышали `подлинного Чайковского`, отличного от тех тридцати,
кажется, исполнений, что есть в Архиве. В мой фонотеке всего лишь 15
исполнений концерта и, стало быть, все, к сожалению, не подлинные.
Вообще, это какая-то грандиозная афера: уже не первый век все эти
гилельсы, рихтеры, гинзбурги, клайберны, горовицы, ашкенази, ну -
все-все морочат нам голову и играют `не подлинного` Чайковского.
Просто безобразие. Дурют нас, ду-рют.
Это Вы решаете сами для
себя - что для Вас есть подлинный Чайковский, каков он, существует ли
вообще и в чём выражается.

Я же просто решил напомнить тем, кто слегка увлёкся объективной
музыкальной математикой, разговорами о подлинном и истинном
Чайковском, что все великие пианисты, хорошо это или плохо ли, играют
редакцию концерта Зилоти, которая, если высказываться прямо, искажает
волю самого Чайковского. Подробнее можете прочитать исчерпывающую
информация по этому вопросу здесь:
http://tchaikov.ru/predlogoff-concerto1.html

Если же хотите знать моё личное мнение по поводу истории
интерпретаций концерта, то одно из самых ярких впечатлений было от
исполнения Рихтера с Караяном. Что, впрочем, абсолютно не мешает
любить многие другие прочтения.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(19.09.2011 15:10)
MargarMast писал(а):
Вы просто не привыкли к
некоторой (иногда излишней) живости выражений на этом форуме.
Ой,
к каким я только выражениям не привык, и здешние обсуждения не
отличаются от многих других форумных площадок. К сожалению.

Да, думаю, Вы правы, что иногда лучше писать просто `понравилось-не
понравилось`. Вернее, то, что понравилось - лучше раскрывать, делиться
образно и ярко, а то, что нет... По-крайней мере, если и раскрывать,
то выбирая выражения и не злоупотребляя негативными образами, а также
словами с абсолютизированной окраской (`абсолютно`, `совсем ничего` и
т.п.). Я для себя давно решил, что пишу развито преимущественно о
нравящемся. Отчасти это следствие уже сформировавшейся педагогической
привычки - в любом, даже самом ученическом и неуклюжем исполнении
важно искать то положительное, за что можно зацепиться, а кроме того,
понимать разные индивидуальности.
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(18.09.2011 20:15)
Жизнь меня научила не воинственно противопоставлять исполнителей, а
находить у каждого свои яркие грани, внимательно и с хорошим
отношением вслушиваться в игру.
Гленн Гульд, несоменно, выдающийся пианист. Я бы осмелился даже
назвать его великим, благодаря тому, как он повлиял на историю
исполнительства 20 века и что он привнёс нового. Это новое понимание,
прежде всего, Баха. Это совершенно особая артикуляция, раскрывшая
новые грани выразительности рояля, очень обогатившая исполнительское
искусство. Можно спорить, можно не соглашаться с выбором артикуляции,
с темпами - да и, думаю, Гленн Гульд сам бы не совсем согласился
(например, к сонатам Бетховена явно относился не серьёзно и не скрывал
этого) - но нельзя отрицать его достижения, и его конкретные удачные
записи. В них много хорошего и истинно мастерского. Можно привести в
пример многое. Скажем, Французские сюиты Баха - к примеру, послушайте,
сколько очаровательности и красоты в Соль-мажорной. Ля-мажорная соната
Моцарта. Словно целая пропасть между разделёнными звуками. А как он
работал с полифонией! Разнообразие артикуляции в мотивах, в голосах
(служащее в высших проявлениях Гульда неизменно высоким художественным
и духовным целям) - это по-настоящему здорово.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром №1 си-бемоль минор (1874-75/1876-79/1888-90)
(17.09.2011 19:13)
Да, это невероятно!
    


Тема:Баркарола (2011)
(17.09.2011 18:09)
Существуют мнения, что люди просто по мере развития за последние века
стали меньше вслушиваться в консонансы и больше привыкли к
диссонансам. Отчасти этому способствует (или, наоборот, из этого
следует?) равномерно темперированный строй.

Я вот помню своё первое впечатление от осознания именно чистой квинты
и чистой терции - как это космически ясно, спокойно, красиво... И
естественно! Это вовсе не отвергло меня от темперированных, но
заставило немного пересмотреть восприятие.
А вообще, восприятие у людей разное. Один знакомый настройщик-пианист
как-то поделился своим мнением, что для него лично чистая терция как
`дистиллированная`, а темперированная (более диссонирующая) - как
живая. Как знать, как знать... Разное восприятие, разный подход,
разный контекст. А другой настройщик говорил, что его авторитетные
профессора просят иногда `не слишком натягивать струны`. Он ещё
удивлялся - как это так, `не слишком`, хор может быть либо
настроенным, либо ненастроенным? Есть своя красота в полнейшей чистоте
- но есть и в неком более размытом `облаке`. А ещё есть любители
настройки `в розлив` разных инструментов.

Всё зависит от художественных задач. Я думаю, что и сторонники
диссонанса как более естественного интервала, и сторонники консонанса
как высшего совершенства и естества - не совсем правы. Очень
естественны и красивы ОБА случая!
    
   
         
Наши контакты