Пользователь: kollontay_

         
   
Информация о пользователе kollontay_ (не в сети )




   
   


Тема:Вариации для фортепиано на тему из оперы `Капулетти и Монтекки` Беллини (1832)
(15.07.2011 05:32)
Я бы только добавил, что наш герой был еще большим интеллектуалом,
свободно говорил на разных языках и быстро их выучивал, любил
нестандартные инженерные решения в музыке, был изобретателен
дальше-некуда и в инструментовке, да и в использования рояля. Но его
поздние фотографии - немолодой человек с каким-то не особо
дружественным взглядом, - реноме по-советски раздутого классика,
автора многим по политическим причинам ненавистной `Жизни за Царя`,
все это уводит в сторону от Вами описанного. И, может быть, в немалой
части сознательно. Феноменальные есть его портреты-шаржи, выполненные
жанристом в его тайной сути Брюлловым (очень мало где опубликованные).
Вот еще совершенно позаброшенный у нас художник. В Италии, куда Карл
Иванович уехал, пересекши границу демонстративно в чем мать родила
(аналогично Глинке, в такой же момент плюнувшему и сказавшему: чтоб
мне этой проклятой земли больше не видать, - что и сбылось) есть музей
Брюллова с немалым количеством его работ, никому не известным
портретом Лермонтова, просто потрясающим. Почему нам никакого дела до
этого нет? Почему до сих пор никто не занимается Даргомыжским,
которого Сталин не объявлял клпассиком, в нужной мере? ведь не издана
его переписка (только избранные письма)! нет академического издания
его сочинений! Мне пришлось в середине 80-х годов самому записывать
ф-ные сочинения Даргомыжского, и больше записей их на тот момент не
было навовсе. Как такое могло быть, и что мы за проклятый, и правда,
народ?
    


Тема:Концерт для хора `В молитвах неусыпающую Богородицу` (1893)
(14.07.2011 18:41)
С этим произведением был свидетелем конфуза. В московском храме, где
как раз я был алтарником, на Успение хор решил показать себя во всей
красе и спел на литургии, по запричастном стихе, этот концерт.
Музыка-то, наверное. хорошая, но терпение у настоятеля лопнуло как раз
вот, наверное, к той самой 7-й минуте. Все дела были сделаны,
священник готов причащать прихожан, а мы стоим и ждем. Причем у нас
всех там было такое же совершенно удрученное состояние, потому что хор
испортил настроение и служащим, и молящимся. Музыка эта на самом деле
для богослужения не годится, ни по своей протяженности (по счастью,
времена, когда люди в храме Христа Спасителя аплодировали
протодиакону, миновали), ни по своей паточности, достойной параллели
духовной живописи Васнецова и Нестерова. А в концерте - почему нет?
    


Тема:Kontrakadenz, для большого оркестра (1970-71)
(14.07.2011 10:17)
Мне кажется, как раз малоквалифицированная публика в определенных
количествах хорошо воспринимает все, что для них эпатажно, свежо,
пусть даже и, как МЫ УВЕРЕНЫ, непонятно (можно подумать, что в Моцарте
не только им, но и знатокам что-нибудь понятно!). Организаторы
концертов - да, по инерции часто боятся этого неизвестного. Но я помню
собственный неудачный опыт, когда поставил свое небольшое сочинение в
свою фортепианную сольную программу, в середину 2-го отделения -
публика внезапно вошла в ажиотаж, а классика сочинение (вполне себе
эффектное), которым я завершал концерт, после этого вообще не
воспринялось. И это не в плюс моему скромному опусу, а к тому, что
публика сейчас, знаю по разным опытам, акцентированно воспринимает
именно свежую для нее музыку. Помню, например, аналогично, как играли
ф-ный концерт Уствольской, и после него публика уже ничего слушать не
хотела просто. Мои студенты тут играли в концертах Куртага с Лигети,
Б.А.Циммермана, Денисова, Банщикова, многое другое, всегда это
прекрасно идет.
    


Тема:Симфонические танцы для оркестра (1940)
(14.07.2011 10:08)
Послушайте, я в китайской гуще вот этого язычества обитаю, это совсем
не то, что тут вы написали. Унылая скучища, а не буйство красок,
по-моему. Скорее не язычество, а замаскированное опереточное
цыганчество. Вроде того, что Глинка с Листом развлекались, прямо на
квартире разбили шатры, и уж что и как там было, история умалчивает. О
том, как привод в варшавскую полицию в 1848 или 1849 году получил тот
же Глинка, тоже вспомним: открыли окна и плясали голые, напротив дом,
там мамаша с дочкой, вызвала полицию, акт и скандал и прочее. Конечно,
Рахманинов жил в более цивилизованные времена, но, видимо, что-то
такое в воздухе еще витало. Могучие оргии `классиков` выродились в
ритуальное пьянство у некоторых групп композиторов, вплоть и до почти
наших дней. Конечно, в этом смысле нашу удаль не все, не пившиедодна,
могут понести.
    


Тема:Вариации для фортепиано на тему из оперы `Капулетти и Монтекки` Беллини (1832)
(14.07.2011 09:54)
Локументально: еще в середине 80-х итальянская музыка Глинки была в
некоторых филармониях запрещена. Она считалась не русской и не
достойной пера могучего классика. Мне об этом говорили солисты этих
самых филармоний. Но надо еще сказать, что в те годы и правда эта
музыка казалась за гранью возможного, с точки зрения вкуса. Я сам
выучил (в те же годы) одно такое сочинение Глинки (`Блестящее рондино
с темой Беллини`) прямо преодолевая себя и доказывая себе самому, что
все же: так тоже можно. Сейчас, конечно, давно привык. Но и третье
скажем, эротичность музыки Глинки превосходит обычные стандарты, как
выражается о Глинке один прекрасный музыкант: отличная иллюстрация к
теме `Порнография в музыке`. Какой-нибудь вальс Ратмира (из его/ее
арии) неподражаем с этой точки зрения, причем ужасающий текст
подчеркивает сказанное. `Славянская литургия Эросу`, по диковатому
выражению известного классика советского музыковедения. Оговорюсь:
запись Вити Рябчикова я не послушал, так что говорю прямо о музыке,
как я ее понимаю.
    


Тема:Kontrakadenz, для большого оркестра (1970-71)
(13.07.2011 06:57)
alexshmurak писал(а):
какие, при нашей эстетике,
массовые покупатели?!
Вот не согласен с Вами, никогда не знаешь,
что вдруг людей может заинтересовать и с какого конца. Пример Аркадия
Островского с этим советским Трололо показателен, ну как он мог
думать, что его изделие в один день будет услышано всей молодежью
мира? Найдется Гидон Кремер, и вот весь мир думает, как же Пьяццола
(которому тоже такой успех и во сне не мог присниться) достиг таких
вершин вдохновения. Я думаю, что музыкальний мир достиг того момента,
когда старый мир Балакирева и Аренского ушел, труха Ребикова всем
успела надоесть, и уже готовы к прорыву Петрушка, а за ним и Весна
священная! Так что призываю Вас идти вперед и готовиться к успехам.
Пережить их и хоть в какой-то мере уцелеть - вот самое трудное, что
может встретиться на жизненном пути, поверьте.
    


Тема:Глен Гульд: личность и пианист
(13.07.2011 06:42)
Мне кажется, Гульд был таким белым негритянским исполнителем джаза.
Такое было время, джаз ощущался многими как особо рафинированное
искусство, символ интеллигентского протеста и внутренней свободы. Тем
более речь идет о заокеанском персонаже. Куча людей разных
способностей даже и в СССР им занималась. В Грузии это просто чуть не
повальный имело характер. Знакомый мне очень пожилой московский
священник, музыкант по первому образованию, долгое время этим тоже
баловался. А туше в этом виде искусства специфично, и вот его-то я и
слышу, довольно явственно, у Гульда. Нету крешендо-диминуендо, нету
напрочь, но есть такое владение микроритмическими изменениями, то, что
в грубом виде там называют свингом, которое перефокусирует наше
внимание на незаметное уху синкопирование. Что весьма сродни баховской
и шире, барочной артикуляции. Отсюда, согласен, спорность результата
ВО ВСЕМ прочем. Хотя нет, 5-й концерт Бетховена есть на видео
прекрасный, диск Шенберга более чем достойный и верный по отсутствию
там романтизирования. Чем отличается от попыток, кстати, Поллини,
впрочем, почему бы и не так? - Второе: есть пластинки лекций, где
Гульд рассказывает (и, кажется. Власенко переводит) о новой для тех
времен музыке и играет, скажем, Кшенека. При сохранении своих
особенностей, для него (отчасти ввиду, может быть, болезни) неизбежных
даже, Глен Гульд там менее засушен, менее выхолощен, более спонтанен.
Это немножко другой Гульд. В целом я не думаю, что такого масштаба
личность, независимо от симпатий или антипатий, заслуживает
оскорбительных отзывов, они скорее не красят отзывающегося, чем что-то
меняют в облике великого мастера.
    


Тема:`Лирика Пушкина`, вокальный цикл для голоса и фортепиано (1972)
(10.07.2011 08:01)
Мне непонятно вот, зачем Вишневская поет музыку, которая ей видится
чужой. Хотя гражданский пафос, да. Впервые слышу эту музыку, нот тоже
не видел. Скудость аккомпанемента, хотя он прекрасно исполнен автором,
несколько амбициозна, но свойственна Борису Александровичу. В
`репризе` движение уходит в басовый регистр фортепиано, вот там он
звучит так, как, наверное, певица должна бы была петь с самого
начала: стелясь по мягким аккордам рояля, а не оря и демонстрируя
негладкие и даже холмисто-овражистые свои вокальности. Что, впрочем,
куда как трудно, ибо написано оно с точки зрения голоса бестолково
(как бы для киборда, а не для голоса), что вообще русской музыке
обычно свойственно. Ну, это, впрочем, и у Моцарта можно встретить - у
всех, кто не итальянец. - Наверное, логично появление последующих
`Знаков Зодиака` с его ансамблевым сопровождением, скрадывающим, а не
выпячивающим профессиональные проблемы солистки. Хотя в последнее
время у меня проблемы с творчеством БА - я был заранее предубежден
против этой музыки - произведение все же убедило, показалось твердо
поставленным и убедительно выполненным. Хотя и не волнующим - скорее
схематичным, `белым`, но это вряд ли недостаток. Хошь люби - хошь не
люби, это до автора нисколько не касается. Чувствуется, что автор в
зените сил, даже скорее еще на взлете (не знаю, когда романс этот
сочинен). Нет того влияния киношки, которое чувствуется в иных
последующих сочинениях Чайковского - увы, продажа себя за деньги
сказывается там, где автор не ждет и не замечает. В общем, вполне
гениальное, хотя и не вполне зрелое сочинение, на мой взгляд.
    


Тема:Ты не пой, соловей (А.Варламов - А.Кольцов)
(10.07.2011 07:44)
Про Варламова бы поговорить. Вот уж был выдающийся талант. Мало кто
знает, какие у него замечательные партитуры - он же писал музыку для
театров, как я знаю - для Малого театра. Ясное дело, все это не издано
и благополучно лежит в архиве музея им.Глинки. Знает ли кто, насколько
подтверждаются слухи=сплетни о том, что именно Варламов - настоящий
автор `Аскольдовой могилы`? Суть в том, что Верстовский почти ничего
больше не написал, разве что вот `Громобоя`, и с чего бы такое
прекрасное произведение вдруг на ровном месте. Вместе с тем, поскольку
Верстовский директорствовал в Большом театре, ему надо было
соответственно выглядеть, вот он якобы и заказал оперу Варламову, а
тому ввиду нищеты некуда и деваться было. Но это все только
сплетни=слухи, а не знает ли кто фактически? Жутко, наверное, страдал
в последние месяцы жизни, ибо умирал от рака горла. Трогательнейшую
`Песню без слов` в его память написал Даргомыжский - собирали
благотворительный музыкальный сборник, чтоб хоть как-то поддержать
вдову с детьми. Спасибо за напоминание об этом, видимо, прекрасном
человеке.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(09.07.2011 08:25)
MargarMast писал(а):
Это интересно. Но не будете
же Вы говорить, что в раннем Мендельсоне больше чувствовались
еврейские корни? Но хочется переслушать в этом ракурсе. Это правда
очень интересное замечание. Насчёт того, что роммовский и гайдаевский
фильмы было `нолиты` из одной бочки - не поняла. И - кто такой
Серов?
Да как сказать, в финале Двойного концерта, конечно,
эжакие мотивы еврейского оркестрика (автору было 13 лет!), может, и
чувствуются, но я совершенно не то имел в виду, просто все-таки
Мендельсон жил в не вполне своей среде, а приспосабливался к чужой.
Вот в этом и чувствуется невротичность, перенапряжение, может, с этим
связана и ранняя кончина, очень странная все-таки. - Не Серов, а Серый
- это был кинорежиссер, очень мало снявший, назову `Джентльмены удачи`
и `Ты мне - я тебе`, жутчайшие трагические псевдокомедии. Про Ромма и
Гайдая не заню, как еще выразить: есть некий гипертекст у каждого
произведения, и вот он общий, именно тот, что я обозначил в предыдущем
своем посте. Сформулирую иначе: МЫ ПРОРВАЛИСЬ! УРА! К сожалению,
`Дж.удачи` подразмылены сладкими ужимочками сценаристки, если их
убрать, то текст совсем иной: жизнь ужасна и невыносима, вплоть до
самоубийства (которым, в общем, там кончает герой Вицина) и которым
кончил сам автор фильма. Одним словом, это раннее предвестие кризиса
1980-х.
    


Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(09.07.2011 08:16)
hamerkop писал(а):
Мне кажется, французских
`академистов` (если говорить `общО` и очень приблизительно - грубо)
`безглазая жизнь` (совсем как на Крымском валу) `развесила` рядом с
импрессионистами, и многие почему-то сразу видят их музыку в сравнении
с `последующим`. А ведь если так смотреть, можно начать думать в Вашей
системе координат...
Сен-Санс, так уж получилось, любим любителями и `попинываем`
профессионалами. У В.А.Гаврилина есть даже студенческих лет хоровая
фуга на собственный текст: `Мы говорили об искусстве... Он мне сказал:
как мил Сен-Санс, Камилл Сен-Санс... но фуга кончается, и всё-таки,
под самый под каданс, я Вам скажу: совсем не мил Сен-Санс`. В ту же
кучу любят валить Массне. Очень, дескать, сладко, почти `мидкульт`,
простенько и на потребу. Вот пойдёт Дебюсси-Равель-далее везде-это да.
(Примечание: я очень люблю их тоже).
Знаете, г-н Kollontay, а они у дьявола на полставки не работают. Нету
его у французских академистов. В их музыке утверждение Света - а
тёмное видится через призму молитвы `Да воскреснет Бог`. На что
обратить внимание? У Сен-Санса, помимо названного Вами выше, на 5
фортепианный концерт, симфоническую поэму `Фаэтон`, оперы `Самсон и
Далила`, `Генрих Восьмой`.
Глубокоуважаемый hamerkop, ни в коем
случае тут Дебюсси не употребляется, ну что Вы. Пинать и попинывать
академистов тоже нет никакого желания. Про `Да воскреснет Бог` я Вас
просто не понял, так что не буду распространяться. Названные Вами
сочинения Сен-Санса я немного знаю, за вычетом `Генриха Восьмого`.
Массне, мне кажется, совершенно другой человек, я не сторонник
систематизаторства. Не могу себе представить, что обьединяет, скажем,
также и Дебюсси с Равелем. Это все люди разных измерений и систем
координат, как я ощущаю. Возможно, плодотворнее было бы посмотреть,
как вписывается Сен-Санс в традицию Мегюля (это - в основном о 2-м
концерте в сравнении с симфониями, ну, и увертюрами тоже, Мегюля),
который на мой очень мало просвещенный в французской музыке взгляд,
при всей иногда излишне сухой прямоте Н.-Э., как-то объемнее, чем
Керубини, скажем. А назад от Мегюля - к Глюку. Хорошо бы знать Ваши
соображения в этих соотношениях. Чисто внешне видится так, что мощный
кровопролитный импульс, который еще ого-го у Мегюля, будучи
пропущенным через шлюзы Мейербера, как-то мелеет. Понятно, что тут
далеко не все звенья, но не в их количестве дело, наверное. Беда в
том, что в СССР и России как-то нет традиции особо обращать внимание
вот на этих старых французов. Да и сами современные французы ничего не
знают, в чем имел случаи убедиться. Что-то в этой стране надломилось,
может быть, вследствие национальных потрясений огромного масштаба,
революций, реставраций, войн. Образы вроде `Тартарена из Тараскона`
хочешь или не хочешь, а приходят мне на ум, когда размышляю о конце их
19 века, применительно, конечно, к музыке. Так что они еще молодцы,
что вообще к началу 20-го века как-то опомнились. - А у Мясковского я
совсем не все знаю из Вами названного, так что спасибо, постараюсь
как-то заняться. Я довольно подробно смотрел 7, 13 симфонию, это да,
первые три, 26-ю, ну, и шлагеры вродк 21-й и в-чельного концерта.
Тоже, в общем, не сказать, что ничего не знаю, поэтому и такие выводы
сложились. Но опять-таки не буду углубляться, т.к. не в тему.
    
   
         
Наши контакты