Пользователь: kollontay_

         
   
Информация о пользователе kollontay_ (не в сети )




   
   


Тема:Незавершенное
(19.06.2011 16:49)
Поскольку я сам только что параксальным образом закончил симфонию с
подзаголовком `Неоконченная`, то размышлялось и на эту тему. Вопиющим
примером НЕубедительнрой законченности, мне кажется, является Си
бемоль мажорная ф-ная соната Шуберта. После этаких 1 и 2 частей, при
всей замечательности последующего, ни 3, ни 4 части не приносят ничего
существенного в коллизию Жизнь-Смерть (простите это безумно
примитивное упрощение функций и семантики 1 и 2 частей). Не случайно,
наверное, в большой До мажорной симфонии, собственно говоря, нет
медленной части и вовсе. А в си минорной, возможно, Шуберт ощутил
содержательную проблему так остро, что и продолжать не стал. Если
вернуться чуть назад, к В.Моцарту или Й.Гайдну, то ведь у них да,
жанровый финал, перед ним танцевальная пьеса (менуэт), перед менуэтом
- ну себе ария. Тоже не какого-то особенного свойства, хотя, конечно,
не всегда это просто труляля. Следующим номером программы стал
Бетховен, который как-то еще мог удержать на своих плечам все более
набрякающую глыбу медленной части. Хотя и Бетховен не стал ничего
прибавлять к последней сонате, и `хорош` бы был, если б прибавил. Но
на нем дело и кончилось. Ни Шуман, ни Мендельсон таких задач уже не
могли перед собой ставить и прометеями себя не ощущали, а Брамс и
Брукнер остоят уже слишком далеко от времени, когда каша
симфонического цикла начала загустевать.
    


Тема:Энеску
(16.06.2011 10:15)
Musicus, я думаю, что эти все явления стоЯт в разных рядах. Для
Мусоргского родным языком был французский, будучи, конечно, патриотом
своей отчизны, да к тому же родившись в краях, прикосновенных к Западу
(откуда и сходности с шопеновским мелосом), наверное, МП помнил,
откуда была опасность и на какие не столь уж дальние от Торопецкого
уезда русские города наступали с Запада. Острота этой исторической
коллизии, во всяком случае, нельзя как острее раскрыта в образе
Рангони. Но родился-то Мусоргский в дворянской среде, а она была по
культуре уж как минимум двойственна, и довольно хрестоматийно понятно,
что русским дворянам русскую культуру надо было осваивать при помощи
Арин Родионовн. Что до Свиридова, то вряд ли ему пришлось учиться
русскому языку у своих дворовых. Я ушел от темы Энеску, поскольку, как
и раньше писал, думаю, что его жизнь прошла вне деревни, и его
`музыкальный национализм` (лишь одна из сторон его интересов) -
проявление великолепной рефлексии и интуиции интеллигента, а не сам
первичный, исходный примитивный продукт. С Бартоком, а еще ярче с
Комитасом, ситуация в разной степени промежуточная, поскольку они уж
очень глубоко занялись фольклористикой, а Комитас был к тому же еще и
экстраординарно одаренным исследователем в этой области, а также и в
области армянского церковного пения, таким, каких еще надо поискать и
в России. Люди на этом уровне знаний способны, скажем, без всяких
проблем и без подготовки влиться в ансамбль народных деревенских
исполнителей, без особенного ущерба качеству музыки, чему я, будучи в
свое время тоже немножко фольклористом, бывал свидетелем. Сам строй,
имею в виду узко - лад, - нашей музыки настолько слепоглухонемо и
равномерно 12-тонно звукоряден, что воспроизвести голосом наш
`цивилизованный` строй человек не может без хорррошего прохождения
курса сольфеджио; и обратно, скажем, современные школы греческого и
даже знаменного церковного пения иной раз отказываются и начинать
учить лиц, имеющих стандартное музыкальное образование, поскольку
интонировать как надо не можем! В конечном счете такая коллизия,
возможно, и привела к кризису профессиональной музыки, но это уж
совсем другая тема. И в сонате Энеску мне ценно именно то, что Энеску
ну хоть слышит ту нестерпимую кондовость и глухоту стандартной
традиции, записывая в номах мельчайшие детали, до которых не добрались
рядом названные авторы. К этому, конечно, стремились и Барток, и
Кодай, и Григ, но, мне кажется, Энеску пошел тут дальше их всех.
    


Тема:И. С. Бах
(15.06.2011 15:58)
Мне кажется, что в интересе Мендельсона (и в его лице - целого
направления немецкой музыки) к Баху не меньше того, что характеризует
Мендельсона, чем того, что характеризует Баха. И этот вопрос -
воззваний к Баху в понимании его музыки как аналога уже отцветшему в
то время готическому роману - продуктивнее. Другое дело, что
приписывание Баху послушного сидения в барочной клеточке - дело
небесспорное, и иной раз задумаешься, как вообще Баху могли придти в
голову идеи совершенно романтического свойства, включая, скажем,
оркестровый колорит, шагаючие через головы любителей альбертиевых
басов, это да. Но тут уже неспециалисту, каковым я являюсь, трудно
понять, где кончается гениальная прозорливость Баха и где начинается
простая эксплуатация его и в целом барочных музыкальных достижений у
т.наз. `романтиков`. Впрочем, наверняка эта тема разработана
кем-нибудь.
    


Тема:Ф. Шопен
(14.06.2011 08:42)
Воцерковленность и религиозность совершенно в виду не имелась. Имелся
в виду пафос Шопена, в основе, по понятным причинам, национальный, и
орган костела оказался, с моей точки зрения, наиболее полно выражающей
`польскость` отметиной. Не единственной, конечно. Понятно, тут еще и
преемственность от Баха, которого Шопен (наверное, в редакции Черни?)
почитал и у которого вполне фигурно воровал (развивая) разные мысли,
хотя бы 1 и 4 этюды 10-го опуса. Потом, ноктюрн, это же разновидность
католической церковной службы, это куда как хорошо слышно, вплоть до
прямых хоральных вторжений. Но я очень упрощаю, потому что видим у
автора и еврейские оркестрики мазурок, и пышнотень
героико-патриотических полонезов (каков был Шопеном проделанный путь в
жанре полонеза, особенно удивляешься, посмотрев полонезы Моцарта-сына,
или какие-нибудь полонезы Осипа Козловского), много еще разного,
просто мне кажется хоральная основа наиболее вызывающе заметной.
    
   
         
Наши контакты