CLASSIC-ONLINE.RU
Регистрация
Поиск по сайту
КОМПОЗИТОРЫ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
ПО СТРАНАМ
/
ПО ЭПОХАМ И НАПРАВЛЕНИЯМ
/
КНИГИ
ИСПОЛНИТЕЛИ
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
ТОП 100
/
КОЛЛЕКТИВЫ
/
КНИГИ
Пользователь: kollontay_
Информация о пользователе kollontay_ (
не в сети
)
Дата регистрации:
01.06.2011 10:38
Последний визит:
15.10.2011 17:23
Страна:
Taiwan
Город:
Da-Ci
Пол:
Мужской
Дата рождения:
21.08.1952
Деятельность:
musician
Образование:
Moscow Conservatoire
Интересы:
no
Любимые композиторы:
no
Любимые исполнители:
no
Еще о себе:
professional musician
Добавил аудио:
63
Комментарии:
614
Друзья:
1
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(09.07.2011 07:54)
MargarMast писал(а):
Вы хотите сказать, что вот
оно - откровенное обличение `сытого и благополучного`, с детства
обласканного Художника - каковым и был Мендельсон
Ну что Вы,
какая разница, сытое оно было или, наоборот, благополучное. Скорее уж,
может быть, можно рассуждать о том, что не-немецкие все-таки корни
Мендельсона заставляли его быть слишком немцем, даже. если можно так
сказать, слишком христианином, с элементом некоторой неврастении. А в
юности=детстве этой нервичности не чувствуется, просто даже по
человеческой наивности, отсюда такие удивительные вещи - Двойной
концерт, ля минорный ф-ный концерт, или увертюра `Сон в летнюю ночь`.
Но вполне быть может, что говорю чушь. Про других авторов, Вами
названными, говорить не буду, а то совсем уйдем от темы. Насчет
советских фильмов не совсем согласен с Вами, думаю, что все это
сделано в одно время и на одну тему, причем в `Фашизме` - музыка
Караманова, насколько я помню! И тема эта простая: уверенность в
устанавливающейся нормальной жизни, после страшных десятилетий. Думаю,
`message` один и тот же. Уже. скажем, фильмы Серого поют нам совсем
иную песню, вот тут да, разница.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 18:30)
MargarMast писал(а):
Но ведь Мендельсон - тоже
как бы, несмотря на свою гениальность - не алмаз в короне, верно? Но
уж никак не гумус. С этим определением я категорически не
согласна.
Да я сам еще недавно так думал. А месяца два назад
занялся поглубже симфониями Шумана, и вот угораздило меня после 2-й
Шумана включить Итальянскую Мендельсона. Это такое обличение блестящей
пустоты, что лучше не надо. Насколько нескладен Шуман, настолько же он
глубоко, убийственно откровенен, тонко и невербально даже
содержателен, включительно и в своих невразумительностях и тупых
повторах - настолько же ужасающе зияет пустота Мендельсона. Много леи
назад в Москве была закрыта Третьяковка, была такая крошечная выставка
ее шедевров на Крымском валу. И вот оказались так же рядом Серов с
Врубелем. И вышел сеанс с разоблачением Серова. Уж не знаю, какие
безглазые люди так развесили. Так для меня не стало Серова.
Разумеется, я страшно преувеличиваю, но то, что написано и выхаркнуто
из тела вместе с жизнью обличает - может быть, и на Страшном суде -
просто блестящих мастеров. Вот есть же Бизе, но чего стоила `Кармен`,
сами знаете, или чего стоили Чайковскому его величайшие вещи, как 1-й
концерт, и как эти вещи разительно отличаются от прочего, теми же
людьми созданного. Вот этого не слышу у Сен-Санса и у невесть как сюда
приплетенного мной Мясковского - совсем не слышу. А насчет
Мендельсона, очень советовал бы также музыку его сестры Фанни, мне
кажется, по задаткам она даже и поживее Феликса, но женщине в те
времена, конечно, трудно было выбиться.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 16:06)
MargarMast писал(а):
я прочитала это, как
сетование на их недооценённость в музыкальном мире
Я думаю, цена
- вещь, которая в итоге объективно складывается, то есть я о цене в
искусстве - в отличие от цены при торговле нефтью. Конечно, есть некая
толща культуры, в которой лежат и алмазы в том числе, но не те алмазы,
которые по каким-то причинам украшают царскую корону. С другой
стороны, весь этот гумус лежит и никому не мешает, придет время,
может, кто-то произведет археологические раскопки и откопает то, что
окажется кстати не одним только нам с Вами. Если, конечно, время еще
реально существует, и мы не участвуем в заключительном шипении
ракорда.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 15:59)
hamerkop писал(а):
Уважаемый маэстро Kollontay,
трудно, почти невозможно согласиться с Вами как по поводу Мясковского,
так и по поводу Сен-Санса. Это заявление, уж простите ради Бога,
весьма странное и удивительное, особенно для музыканта Вашего ранга.
Оба они не только создали значительное наследие, большинство из
составляющих которого - шедевры, но и выработали свой стиль (не
манеру), узнаваемый с первой ноты. А ведь именно стиль - это и есть
магистраль большого пути в искусстве. Ещё раз прошу прощения за
реплику.
Ну так этот самый `маэстро`, значит, и есть существо
совсем не того ранга, который что ему и приписывать. Манера и
индивидуальность, конечно, да. Но вот колокол упоминаемых нами
мастеров не звенит таким набатом, как, скажем, колокол раннего
Скрябина или Гершвина - его `Порги и Бесс`. А звучит глуховато, хоть
мы и рады внимать им тоже. Может быть, нет той профетической силы,
которая есть у других? Не отработали свои полставочки у дьявола, может
быть. Но и не стали, с другой стороны, Фра Беато Анджелико.
Мясковского я назвал глупо, наверное - имел в виду массовые
празднества и речи Дыбенко, окрашивающие оба сочинения, соответственно
2-й концерт и 6-ю симфонию.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 15:51)
MargarMast писал(а):
Давайте поговорим о
Сен-Сансе!
Может быть, он как-то не до конца определился? Ну,
скажем, скажем, вот он создает этот самый кровоточащий 2-й концерт, но
ведь не скажешь, что мир этого опуса стал темой творчества Сен-Санса.
Или создает свои иронически-гротескные вещи, как Пляску смерти или
Карнавал животных. Но и в этом он не доходит до нужного градуса
экстравагантности или прямого кретинизма. Вот великая, несравненная
3-я (номерная) органная симфония, но и в ней есть, может быть, некая
зыбкость, недоформулированность, кто знает, не исходящая ли из избытка
вкуса. Ясность намерений и блеск воплощения их в изобилии в юношеских
сочинениях, а потом, возможно, - некий синдром вундеркиндства? Я
отнюдь не знаток творчества Сен-Санса, как и вообще французской
музыки, так что хорошо, если кто выскажет более или менее полную,
развернутую аналитическую оценку. На какие сочинения обратить
внимание? что в них увидеть и отметить?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(07.07.2011 18:14)
А не интереснее ли поговорить о гении Сен-Санса, о его ранних
феерических пяти симфониях, безномерных, поздних фортепианных шести
фугах, ну, конечно, 2-й концерт страшный, гильотина, грозный разгул
революции. Напоминает 6-ю Мясковского, да?Странно, что с такими
экстра-способностями человек не нашел своего действительно большого
пути. Как и НЯ, собственно.
Тема:Соната для фортепиано № 3 си минор (1844)
(07.07.2011 17:00)
MargarMast писал(а):
Вот это - мой пианист для
этой сонаты.
Вы знаете, я думаю, что Липати пианист не просто для
этой сонаты, а лучший пианист в принципе, ну, уж во всяком случае в
числе немногих настоящих. Может быть, дело в том, что он был
композитором, и поэтому понимал существо того, что исполняет - не
знаю. Да и не все же играющие, даже и на высоком уровне, композиторы
могут быть ставлены рядом.
Тема:Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора (1910)
(07.07.2011 05:39)
Всенощная написана для Синодального хора, Свешников намекал, что он
сам там (в Синодальном училище) поучился, но это не было подтверждено
Д.Н.Шведовым, который был в числе последних выпускников 1918-го года.
Возможно, однако, что Свешников просто был намного моложе. Существует
несколько записей того хора на шипучих древних пластинках (но не
Рахманинов, а Кастальский и Гречанинов, кажется). О качестве записи
говорить не приходится, но строй хора, непередаваемая трогательность
пения мальчиками (а не женщинами) не дают говорить даже о простом
сравнении. Их исполнение гораздо менее `зарегулированное`, менее
советское, кульминации остры и открыты, октависты звучат, а не хрипят.
Дмитрий Николаевич про запись Свешникова говорил: `Это не то`, одним
словом. Притом, конечно, она - шедевр, который никогда не будет,
вероятно, превзойден, хотя бы потому, что Александр Васильевич был как
минимум не далек от эпохи существования оригинала, безусловно, должен
был хорошо знать и Данилина, руководившим премьерой. Кроме того,
отношение хористов было трепетным, что слышно везде и всюду, и запись
шла, сколько известно, с величайшей скрупулезностью. Звукорежиссеры
говорят, что и с позиции звука запись Гросмана гениальна. При всем
уважении к другим записям, они в ряд со Свешниковым вряд ли встают.
Тема:Русские не умеют исполнять Шуберта
(05.07.2011 18:31)
Ну вряд ли от китайцев... Я думаю, это был какой-то особый момент,
когда вдруг люди начали в себе открывать древнего зверя. Оказалось,
что он дремлет в любой груди. В России это ужасающе рельефно
отразилось в творчестве Даргомыжского (конечно, в собственно музыке
которого мало что общего есть с Шубертом), есть много из сказанного у
Шопена, скажем, во 2-й балладе - если пояснять мысль, надо очень много
писать. включая аналитические узко музыкальные вещи. Но если главной
темой Даргомыжского видится грех и трагически переживаемая
неотвратимость его последствий, то для Шуберта тут что-то глубже и
неуловимеее. Понятнее всего это в финале `Мельничихи`, скажем. Счастье
небытия. Нирвана. Не соображу, кто бы тут, кроме вот отчасти Шопена,
был параллелью к Шуберту. Кстати, у всех троих - славянские корни, вот
интересно (у Шуберта есть чешские предки вроде бы). Письма его
удивительно обезличены, вот что я хотел сказать. А западные
исполнители изображают зюсс. Конечно, я ужасно упрощаю.
Тема:Святослав Рихтер
(05.07.2011 18:21)
Yuriyauskiev писал(а):
Но любом из не столь
многочисленных интервью он держится очень естественно и говорит
искренно.
У меня не было такого впечатления, хотя бы потому, что
положение - находиться постоянно под усиленным вниманием со всех
сторон - накладывает отпечаток на поведение любого человека. Это было
`в ансамбле` с некоторым акцентом на театральность, о котором
говорилось. Неискренность тут ни при чем, потому что ни искренность,
ни неискренность в подобном случае не являются подходящими
определениями. Например, и СТ, и его супруга, с которой мне,
действительно, довелось общаться значительно больше, разговаривали в
соответствии с определенным тактом, как люди определенного круга: дать
понять, но не назвать, в расчете на то, что ты сам должен понять смысл
сказанного не буквально. Нине Львовне я вообще очень многим обязан, и
память обоих музыкантов чрезвычайно чту, так что, как прежде бывало,
призываю ничего и никого не упрощать, только и всего. И потом - это
только мои мысли, каждый волен излагать свои.
Тема:Русские не умеют исполнять Шуберта
(05.07.2011 08:25)
Тогда так: Шуберт тоже скорее китаец, чем немец или австриец. Если
почитать его письма (а их мизерное количество и существует), то это
скорее дзэн, чем европейская культура, по моему ощущению. И вот этот
самый дзен европейские исполнители не видят чаще всего напрочь.
достаточно послушать Фишера-Дискау. чтоб убедиться. Русские тут на
полпути. А как вот китайцы-то это понимают самым своим существом. Сужу
опять-таки по опыту своих учеников. Тут одна тайванька 18-ти лет
отроду у меня сыграла сонату ор.142 так, что никому ни из немцев, ни
из русских так не сыграть. Даже не по совершенству исполнения (тут она
еще `в пути`), а по той самой неуловимой правде познания духа Шуберта.
И у других что-то подобное в Шуберте у меня тут было. Эдакий у него
ренессанс доисторическго - дохристианского и доэллинского -
миросозерцания.
Тема:Святослав Рихтер
(05.07.2011 08:13)
Надо не забывать о положении Рихтера. Ему надо было не сказать
случайно лишнего. В целом СТ скорее тяготел к спектаклю, чем к
разговору по душам, мне кажется.
Тема:Фортепианные пьесы
(04.07.2011 05:28)
Не знает ли кто, где добыть ноты?..
Тема:Четвертитоновая музыка
(03.07.2011 11:31)
Термин недостаточно четко определен. Делить реально не существующий,
искуственно созданный наш полутон дальше - не путь. Вернуться к
истокам натуральнвх строев нереально. Точно фиксировать микротоны -
задача нереальная, они существуют только в рамках определенных
музыкальных культур. Я сам немало сочиняю музыки с привлечением этих
микротонов, использую обычные, стандартные обозначения четверти и 3/4
тонов, в надежде, что люди сами догадаются, как их строить и что они
значат, но отнюдь не с желанием, чтоб это были строго просчитанные
поделенные полутоны.
Тема:Вариации для фортепиано в трёх частях (1935-1936)
(30.06.2011 06:49)
MargarMast писал(а):
Невозможно понять логику
человека, у которого с головой не всё в порядке.
Это тонкий
вопрос, потому что нельзя понять, что в голове у юродивого,
действительно. Люди, которые с таковыми общались, я думаю, это
подтвердят. Никогда не знаешь, что они скажут или сделают, наперед,
потому что их логика отличается от `общечеловеческой`. Поэтому их люди
зовут дураками. При этом их никак не назовешь, скажем, тупыми. Из
рассказов Доренского, который лично Гульда знал, знаю, что у Гульда в
гостинице (а он дома не любил жить, да и был ли у него дом?) были
включены одновременно 17 телевизоров, и ему не составляло труда
следить за всеми одновременно. Скорее всего, это говорит о способности
мгновенной концентрации внимания, и во всяком случае, это свойство
себя проявляет в его контакте с клавиатурой. Его физическая болезнь
этой внутренней силе, полагаю, способствовала, как, например,
способствует гениальности (прости, друг, если обидел) композитора
Глеба Седельникова его незрячесть. Это такая незрячесть, которая куда
еще похлеще нашей зрячести. Физически ущербным людям открываются
возможности, закрытые от нас. Но и ущербность свою они несут тяжко -
ведь слышно в звуке у Гульда, что он не извлекает звук `весом`, как
это полагается у стандартных пианистов, а извлекает удивительным
`хлёстом` даже на пальца, а чуть ли не кожи пальца. Так что тут
сложный комплекс.
Тема:`Крейслериана` для фортепиано (1838)
(29.06.2011 16:48)
Вы знаете, у Станислава Нейгауза было качество, которое ни в какой
степени не отражается в записях - это звук. Мне пришлось
присутствовать на сборном концерте, кажется, что памяти его отца, и
там играли все-разные ученики Генриха Нейгауза. Устроители знали, что
делали: в конце вышел сын, сыграл две пьесы Скрябина для левой руки.
Оказалось, что до него просто не на рояле играли, а вообще неизвестно
что. Оглушительный был контраст.
Тема:6 маленьких пьес для фортепиано (1911)
(28.06.2011 17:36)
Если это с того CD, который я знаю, там Гульд сфотографирован вдрезину
хмельным, очень забавно, и не приходит в голову, что такое с ним
бывало, значит. Простите, что не о музыке.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(28.06.2011 16:48)
В философии не петрю, но ощущаю разницу замысла, намерения - и
скудости воплощения, скажем, ввиду крайней ограниченности наших
возможностей. Если о Врубеле, он, скажем, в конце жизни высказался
так: `Он мне все картины испортил`. Думаю, это Вы лучше меня, musicus,
знаете. Так что остается еще очень многое, и бОльшее, чем то тем или
иным автором зафиксировано. Но по тому, что тому удается
зафиксировать, мы уж догадываемся о замысле, что уж зависит, в свою
очередь, от нашей гэниальности. Жаль, что разговор ушел от конкретного
композитора, думаю, лучше тут мне остановиться.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(27.06.2011 17:45)
Не стану настаивать на своем - но мне Уствольская и Бетховен,
Лермонтов и Врубель интереснее их музыки-прозы-живописи. В
художественном факте сколько угодно несовершенств и недоразумений, и
несовершенное наше творение далеко отстоит от того, что автору
хотелось бы сделать. Вопрос больше в том, что им хотелось сказать, чем
в том, что вышло в реальности. Но только в реальном художественном
факте мы и можем увидеть эти следы. В этом главная ценность их
творений.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(27.06.2011 08:05)
Удивительно читать негатив в отношении Уствольской. Нежнейший этот
человек, склонный к юродству, преподавала в музучилище всю жизнь,
вообще не рекламировала свою музыку, интервью давала если только по
какой-то оказии, фотографироваться не давалась, была мало известна и
мало исполняема, писала для себя, была и тогда и по смерти осталась
беззащитна как всякая настоящая женщина, притом в молодости красивая,
кстати, объект серьезного поклонения Шостаковича в свое время. Ее
музыка - всего лишь ее личное дело, но дело всей ее жизни. Я данном
случае не о качестве ее музыки (уточню: думаю, что она - едва ли
лучший советский композитор как производитель советского
нонконформистского продукта, в своей генерации, конечно). Ее искусство
вряд ли годится для потребителя, а нужна и дорога человеку, который
возьмет на себя труд войти в этот мир, освоить ее язык, не обращая
внимания на разные неприятности, которые, действительно, существуют.
Моя студентка играла тут 6-ю сонату Уствольской, а сидевший рядом и
слушавший ее другой студент - расплакался, натуральными слезами, от
прямо болевых ощущений, от этих неумолимых ударов четвертными
длительностями, ладонями и локтями, по ушам и сердцу. Кому такое
понравится. Так что и без куба у этого автора вполне достаточно
сдираний ногтей и прочих ужасов Средневековья. В этом смысле критиков
понимаю, но призывал бы другую сторону тоже видеть, хотя бы как
минимум.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(26.06.2011 09:11)
Хочется несколько слов сказать о собственно Г.И.Уствольской. Бывают
такие авторы, и не только в музыке. которые всю жизнь должны были
прожить в тесной комнатке и писать там нечто вроде `Без солнца`, ибо
солнца в их комнатке и в их жизни случилось маловато. При всей
могучести живописи Филонова, всегда об этом думаю, глядя на его работы
. Ничего общего в самой музыкальной плоти у Уствольской нет, но чем
дальше, как и у него, тем больше эта вынужденная глухота (происходящая
от полнейшего непонимания окружающим миром) делает их мир в
немедицинском значении слова маниакальным. Это дает и силу, и
одновременно обедняет. Поэтому, может быть, имеет смысл обратиться
также к более ранним сочинениям Галины Ивановны. Что до меня самого,
то я особенно люблю 1-ю ее симфонию и ф-ный концерт (конечно, Концерт
Победы! ибо он написан вместе с окончанием войны). Можно подумать и об
аналогии с Бетховеном: ну как сравнить его совсем ранние менуэты или
Ригини-вариации с каким-нибудь `Кориоланом`. Как ни силен он стал,
будучи старше, и как ни пронхзительно чувствителен, как в ля минорном
квартете, а главное-то - юное обаяние, гибкость, черезкрайбрызжущая
легкость навсегда ушли. Этим хочу подчеркнуть, что и позднее
творчество (хотя чем дальше, тем даже количественно меньше написано у
Уствольской) имеет свойства большой и пребольшой музыки. Но надо иметь
сострадание к автору.
Тема:Скерцо для фортепиано № 1 си минор (1833)
(19.06.2011 18:24)
Я думаю, что Шопен от русской культуры и от азиатской примерно
равноудален. Правда, и от польской тоже, если сранивать с Монюшко,
Шимановским и Пендерецким. Давно живу в этой самой Азии, призываю всех
не упрощать. Люди тут иначе (ярче!) чувствуют и по-другому понимают,
но имеют свои права, у них своя жизнь, но Шопен со Скрябиным их
волнуют не меньше, чем неазиатов. Запись Дана не слушал, простите, я
не о ней а об, осбуждении.
Тема:Незавершенное
(19.06.2011 18:19)
musicus, про 9-ю Сибелиуса я пошутил, хотя и невесело вышло. Опять,
как раньше бывало, думаю, что ряд незаконченных сочинений у Вас
немного разного рода. Шуберт, видимо, имел возможность закончить
прочие части? 10-я Малера, не знаю, имеющаяся 2-я часть мне непонятна
и не на уровне 1-й части. несколько загадочны текстовые записи Малера,
касающиеся его жены на рукописи, хотя я видел это очень давно, может,
что и путаю. Кук вряд ли правомочно закончил такое сочинение. К слову
скажу. что мне предлагали завершить 6-й концерт Прокофьева, соблазн
был, а материала там, наверное, ненамного меньше, чем в случае Малера.
Так что примеривая к собственному опыту, думаю, что редакция не вполне
добросовестна. Есть же, уж не помню чья, и `10-я Бетховена`. Но я
опять уполз с темы. Суть имысли в том, что не знаю, предназначал ли
внутренне Малер эту мега-часть для пополнения чем-то еще. Эскизы
эскизами, но то, что я сказал про 2-ю часть и то, что понмю и прочих
набросков, не кажется убедительным. А неудачи у Малера, на мой взгляд,
случались. Можно ли приписать Моцарту Реквием - тоже уж очень
непонятно. Я сам этим вопросом не занимался, но, скажем, от Лакримозы,
кажется, только и есть, что оркестровое вступление, а все прочее -
личное творчество секретаря, понятно, зачем случившееся. Тогда уж
скорее бы в этом списке я назвал мессу до минор, просто вот не
дописанную до конца, хотя она там чем дальше, тем лучше. Не помню, что
там автора отвлекло от работы. `Турандот` очень жалко, что сил не
хватило у Пуччини, согласен, но и то, что есть, убийственно сильно.
Обоих последних авторов роднит активное масонство, кстати сказать. А
вообще-то незаконченного у авторов вообще очень много, скажем, если
пойти в архив Алябьева, то там больше, наверное, незаконченного, чем
законченного. А что и закончено, все равно не особо и играют. Ну что
сделать.
Тема:Скрябин
(19.06.2011 17:02)
Запоздало все же волью и своих соображений. Раннему, и только раннему
Скрябину, свойствен профетизм небывалого накала, яркости и понятности.
Наиболее показательным сочинением мне кажется опус 11, в котором
совсем не вдруг после наступившие события 1905, 1914, 1917 и прочих
годов жгут сердца людей и поныне (только если бы еще играть
соответствующим образом). Оставаясь непонятным и непонятым, художник,
сказав слишком многое, обратился к другим сферам, о которых говорить в
контексте беседы не стану. Что до Шостаковича, то это не пророк, а
протоколист, то с убийственной точностью и едкостью отражавший
реальность первомайских демонстраций (2 и 3 симфонии), то указывающий
на надвигающееся загадочное ему небытие (Микеланджело). Совершенно
ничего общего в этих двух авторах не нахожу.
Тема:Незавершенное
(19.06.2011 16:51)
Интереснее вопрос, почему вот Сибелиус не дописал до 9-й? Может,
кто-то знает причины? Его творчество в целом выглядит странно
оборванным. Айвз тоже взял и прекратил, как будто внутри
встрепенулась, спела и уснула. Я сам просто не знаю, с чего бы.
1
«...
23
24
...»
25
Наши контакты
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(09.07.2011 07:54)
оно - откровенное обличение `сытого и благополучного`, с детства
обласканного Художника - каковым и был Мендельсон
какая разница, сытое оно было или, наоборот, благополучное. Скорее уж,
может быть, можно рассуждать о том, что не-немецкие все-таки корни
Мендельсона заставляли его быть слишком немцем, даже. если можно так
сказать, слишком христианином, с элементом некоторой неврастении. А в
юности=детстве этой нервичности не чувствуется, просто даже по
человеческой наивности, отсюда такие удивительные вещи - Двойной
концерт, ля минорный ф-ный концерт, или увертюра `Сон в летнюю ночь`.
Но вполне быть может, что говорю чушь. Про других авторов, Вами
названными, говорить не буду, а то совсем уйдем от темы. Насчет
советских фильмов не совсем согласен с Вами, думаю, что все это
сделано в одно время и на одну тему, причем в `Фашизме` - музыка
Караманова, насколько я помню! И тема эта простая: уверенность в
устанавливающейся нормальной жизни, после страшных десятилетий. Думаю,
`message` один и тот же. Уже. скажем, фильмы Серого поют нам совсем
иную песню, вот тут да, разница.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 18:30)
как бы, несмотря на свою гениальность - не алмаз в короне, верно? Но
уж никак не гумус. С этим определением я категорически не
согласна.
занялся поглубже симфониями Шумана, и вот угораздило меня после 2-й
Шумана включить Итальянскую Мендельсона. Это такое обличение блестящей
пустоты, что лучше не надо. Насколько нескладен Шуман, настолько же он
глубоко, убийственно откровенен, тонко и невербально даже
содержателен, включительно и в своих невразумительностях и тупых
повторах - настолько же ужасающе зияет пустота Мендельсона. Много леи
назад в Москве была закрыта Третьяковка, была такая крошечная выставка
ее шедевров на Крымском валу. И вот оказались так же рядом Серов с
Врубелем. И вышел сеанс с разоблачением Серова. Уж не знаю, какие
безглазые люди так развесили. Так для меня не стало Серова.
Разумеется, я страшно преувеличиваю, но то, что написано и выхаркнуто
из тела вместе с жизнью обличает - может быть, и на Страшном суде -
просто блестящих мастеров. Вот есть же Бизе, но чего стоила `Кармен`,
сами знаете, или чего стоили Чайковскому его величайшие вещи, как 1-й
концерт, и как эти вещи разительно отличаются от прочего, теми же
людьми созданного. Вот этого не слышу у Сен-Санса и у невесть как сюда
приплетенного мной Мясковского - совсем не слышу. А насчет
Мендельсона, очень советовал бы также музыку его сестры Фанни, мне
кажется, по задаткам она даже и поживее Феликса, но женщине в те
времена, конечно, трудно было выбиться.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 16:06)
сетование на их недооценённость в музыкальном мире
- вещь, которая в итоге объективно складывается, то есть я о цене в
искусстве - в отличие от цены при торговле нефтью. Конечно, есть некая
толща культуры, в которой лежат и алмазы в том числе, но не те алмазы,
которые по каким-то причинам украшают царскую корону. С другой
стороны, весь этот гумус лежит и никому не мешает, придет время,
может, кто-то произведет археологические раскопки и откопает то, что
окажется кстати не одним только нам с Вами. Если, конечно, время еще
реально существует, и мы не участвуем в заключительном шипении
ракорда.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 15:59)
трудно, почти невозможно согласиться с Вами как по поводу Мясковского,
так и по поводу Сен-Санса. Это заявление, уж простите ради Бога,
весьма странное и удивительное, особенно для музыканта Вашего ранга.
Оба они не только создали значительное наследие, большинство из
составляющих которого - шедевры, но и выработали свой стиль (не
манеру), узнаваемый с первой ноты. А ведь именно стиль - это и есть
магистраль большого пути в искусстве. Ещё раз прошу прощения за
реплику.
совсем не того ранга, который что ему и приписывать. Манера и
индивидуальность, конечно, да. Но вот колокол упоминаемых нами
мастеров не звенит таким набатом, как, скажем, колокол раннего
Скрябина или Гершвина - его `Порги и Бесс`. А звучит глуховато, хоть
мы и рады внимать им тоже. Может быть, нет той профетической силы,
которая есть у других? Не отработали свои полставочки у дьявола, может
быть. Но и не стали, с другой стороны, Фра Беато Анджелико.
Мясковского я назвал глупо, наверное - имел в виду массовые
празднества и речи Дыбенко, окрашивающие оба сочинения, соответственно
2-й концерт и 6-ю симфонию.
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(08.07.2011 15:51)
Сен-Сансе!
скажем, скажем, вот он создает этот самый кровоточащий 2-й концерт, но
ведь не скажешь, что мир этого опуса стал темой творчества Сен-Санса.
Или создает свои иронически-гротескные вещи, как Пляску смерти или
Карнавал животных. Но и в этом он не доходит до нужного градуса
экстравагантности или прямого кретинизма. Вот великая, несравненная
3-я (номерная) органная симфония, но и в ней есть, может быть, некая
зыбкость, недоформулированность, кто знает, не исходящая ли из избытка
вкуса. Ясность намерений и блеск воплощения их в изобилии в юношеских
сочинениях, а потом, возможно, - некий синдром вундеркиндства? Я
отнюдь не знаток творчества Сен-Санса, как и вообще французской
музыки, так что хорошо, если кто выскажет более или менее полную,
развернутую аналитическую оценку. На какие сочинения обратить
внимание? что в них увидеть и отметить?
Тема:Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор (1868)
(07.07.2011 18:14)
феерических пяти симфониях, безномерных, поздних фортепианных шести
фугах, ну, конечно, 2-й концерт страшный, гильотина, грозный разгул
революции. Напоминает 6-ю Мясковского, да?Странно, что с такими
экстра-способностями человек не нашел своего действительно большого
пути. Как и НЯ, собственно.
Тема:Соната для фортепиано № 3 си минор (1844)
(07.07.2011 17:00)
этой сонаты.
этой сонаты, а лучший пианист в принципе, ну, уж во всяком случае в
числе немногих настоящих. Может быть, дело в том, что он был
композитором, и поэтому понимал существо того, что исполняет - не
знаю. Да и не все же играющие, даже и на высоком уровне, композиторы
могут быть ставлены рядом.
Тема:Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора (1910)
(07.07.2011 05:39)
сам там (в Синодальном училище) поучился, но это не было подтверждено
Д.Н.Шведовым, который был в числе последних выпускников 1918-го года.
Возможно, однако, что Свешников просто был намного моложе. Существует
несколько записей того хора на шипучих древних пластинках (но не
Рахманинов, а Кастальский и Гречанинов, кажется). О качестве записи
говорить не приходится, но строй хора, непередаваемая трогательность
пения мальчиками (а не женщинами) не дают говорить даже о простом
сравнении. Их исполнение гораздо менее `зарегулированное`, менее
советское, кульминации остры и открыты, октависты звучат, а не хрипят.
Дмитрий Николаевич про запись Свешникова говорил: `Это не то`, одним
словом. Притом, конечно, она - шедевр, который никогда не будет,
вероятно, превзойден, хотя бы потому, что Александр Васильевич был как
минимум не далек от эпохи существования оригинала, безусловно, должен
был хорошо знать и Данилина, руководившим премьерой. Кроме того,
отношение хористов было трепетным, что слышно везде и всюду, и запись
шла, сколько известно, с величайшей скрупулезностью. Звукорежиссеры
говорят, что и с позиции звука запись Гросмана гениальна. При всем
уважении к другим записям, они в ряд со Свешниковым вряд ли встают.
Тема:Русские не умеют исполнять Шуберта
(05.07.2011 18:31)
когда вдруг люди начали в себе открывать древнего зверя. Оказалось,
что он дремлет в любой груди. В России это ужасающе рельефно
отразилось в творчестве Даргомыжского (конечно, в собственно музыке
которого мало что общего есть с Шубертом), есть много из сказанного у
Шопена, скажем, во 2-й балладе - если пояснять мысль, надо очень много
писать. включая аналитические узко музыкальные вещи. Но если главной
темой Даргомыжского видится грех и трагически переживаемая
неотвратимость его последствий, то для Шуберта тут что-то глубже и
неуловимеее. Понятнее всего это в финале `Мельничихи`, скажем. Счастье
небытия. Нирвана. Не соображу, кто бы тут, кроме вот отчасти Шопена,
был параллелью к Шуберту. Кстати, у всех троих - славянские корни, вот
интересно (у Шуберта есть чешские предки вроде бы). Письма его
удивительно обезличены, вот что я хотел сказать. А западные
исполнители изображают зюсс. Конечно, я ужасно упрощаю.
Тема:Святослав Рихтер
(05.07.2011 18:21)
многочисленных интервью он держится очень естественно и говорит
искренно.
положение - находиться постоянно под усиленным вниманием со всех
сторон - накладывает отпечаток на поведение любого человека. Это было
`в ансамбле` с некоторым акцентом на театральность, о котором
говорилось. Неискренность тут ни при чем, потому что ни искренность,
ни неискренность в подобном случае не являются подходящими
определениями. Например, и СТ, и его супруга, с которой мне,
действительно, довелось общаться значительно больше, разговаривали в
соответствии с определенным тактом, как люди определенного круга: дать
понять, но не назвать, в расчете на то, что ты сам должен понять смысл
сказанного не буквально. Нине Львовне я вообще очень многим обязан, и
память обоих музыкантов чрезвычайно чту, так что, как прежде бывало,
призываю ничего и никого не упрощать, только и всего. И потом - это
только мои мысли, каждый волен излагать свои.
Тема:Русские не умеют исполнять Шуберта
(05.07.2011 08:25)
почитать его письма (а их мизерное количество и существует), то это
скорее дзэн, чем европейская культура, по моему ощущению. И вот этот
самый дзен европейские исполнители не видят чаще всего напрочь.
достаточно послушать Фишера-Дискау. чтоб убедиться. Русские тут на
полпути. А как вот китайцы-то это понимают самым своим существом. Сужу
опять-таки по опыту своих учеников. Тут одна тайванька 18-ти лет
отроду у меня сыграла сонату ор.142 так, что никому ни из немцев, ни
из русских так не сыграть. Даже не по совершенству исполнения (тут она
еще `в пути`), а по той самой неуловимой правде познания духа Шуберта.
И у других что-то подобное в Шуберте у меня тут было. Эдакий у него
ренессанс доисторическго - дохристианского и доэллинского -
миросозерцания.
Тема:Святослав Рихтер
(05.07.2011 08:13)
случайно лишнего. В целом СТ скорее тяготел к спектаклю, чем к
разговору по душам, мне кажется.
Тема:Фортепианные пьесы
(04.07.2011 05:28)
Тема:Четвертитоновая музыка
(03.07.2011 11:31)
искуственно созданный наш полутон дальше - не путь. Вернуться к
истокам натуральнвх строев нереально. Точно фиксировать микротоны -
задача нереальная, они существуют только в рамках определенных
музыкальных культур. Я сам немало сочиняю музыки с привлечением этих
микротонов, использую обычные, стандартные обозначения четверти и 3/4
тонов, в надежде, что люди сами догадаются, как их строить и что они
значат, но отнюдь не с желанием, чтоб это были строго просчитанные
поделенные полутоны.
Тема:Вариации для фортепиано в трёх частях (1935-1936)
(30.06.2011 06:49)
человека, у которого с головой не всё в порядке.
вопрос, потому что нельзя понять, что в голове у юродивого,
действительно. Люди, которые с таковыми общались, я думаю, это
подтвердят. Никогда не знаешь, что они скажут или сделают, наперед,
потому что их логика отличается от `общечеловеческой`. Поэтому их люди
зовут дураками. При этом их никак не назовешь, скажем, тупыми. Из
рассказов Доренского, который лично Гульда знал, знаю, что у Гульда в
гостинице (а он дома не любил жить, да и был ли у него дом?) были
включены одновременно 17 телевизоров, и ему не составляло труда
следить за всеми одновременно. Скорее всего, это говорит о способности
мгновенной концентрации внимания, и во всяком случае, это свойство
себя проявляет в его контакте с клавиатурой. Его физическая болезнь
этой внутренней силе, полагаю, способствовала, как, например,
способствует гениальности (прости, друг, если обидел) композитора
Глеба Седельникова его незрячесть. Это такая незрячесть, которая куда
еще похлеще нашей зрячести. Физически ущербным людям открываются
возможности, закрытые от нас. Но и ущербность свою они несут тяжко -
ведь слышно в звуке у Гульда, что он не извлекает звук `весом`, как
это полагается у стандартных пианистов, а извлекает удивительным
`хлёстом` даже на пальца, а чуть ли не кожи пальца. Так что тут
сложный комплекс.
Тема:`Крейслериана` для фортепиано (1838)
(29.06.2011 16:48)
степени не отражается в записях - это звук. Мне пришлось
присутствовать на сборном концерте, кажется, что памяти его отца, и
там играли все-разные ученики Генриха Нейгауза. Устроители знали, что
делали: в конце вышел сын, сыграл две пьесы Скрябина для левой руки.
Оказалось, что до него просто не на рояле играли, а вообще неизвестно
что. Оглушительный был контраст.
Тема:6 маленьких пьес для фортепиано (1911)
(28.06.2011 17:36)
хмельным, очень забавно, и не приходит в голову, что такое с ним
бывало, значит. Простите, что не о музыке.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(28.06.2011 16:48)
скудости воплощения, скажем, ввиду крайней ограниченности наших
возможностей. Если о Врубеле, он, скажем, в конце жизни высказался
так: `Он мне все картины испортил`. Думаю, это Вы лучше меня, musicus,
знаете. Так что остается еще очень многое, и бОльшее, чем то тем или
иным автором зафиксировано. Но по тому, что тому удается
зафиксировать, мы уж догадываемся о замысле, что уж зависит, в свою
очередь, от нашей гэниальности. Жаль, что разговор ушел от конкретного
композитора, думаю, лучше тут мне остановиться.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(27.06.2011 17:45)
Лермонтов и Врубель интереснее их музыки-прозы-живописи. В
художественном факте сколько угодно несовершенств и недоразумений, и
несовершенное наше творение далеко отстоит от того, что автору
хотелось бы сделать. Вопрос больше в том, что им хотелось сказать, чем
в том, что вышло в реальности. Но только в реальном художественном
факте мы и можем увидеть эти следы. В этом главная ценность их
творений.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(27.06.2011 08:05)
человек, склонный к юродству, преподавала в музучилище всю жизнь,
вообще не рекламировала свою музыку, интервью давала если только по
какой-то оказии, фотографироваться не давалась, была мало известна и
мало исполняема, писала для себя, была и тогда и по смерти осталась
беззащитна как всякая настоящая женщина, притом в молодости красивая,
кстати, объект серьезного поклонения Шостаковича в свое время. Ее
музыка - всего лишь ее личное дело, но дело всей ее жизни. Я данном
случае не о качестве ее музыки (уточню: думаю, что она - едва ли
лучший советский композитор как производитель советского
нонконформистского продукта, в своей генерации, конечно). Ее искусство
вряд ли годится для потребителя, а нужна и дорога человеку, который
возьмет на себя труд войти в этот мир, освоить ее язык, не обращая
внимания на разные неприятности, которые, действительно, существуют.
Моя студентка играла тут 6-ю сонату Уствольской, а сидевший рядом и
слушавший ее другой студент - расплакался, натуральными слезами, от
прямо болевых ощущений, от этих неумолимых ударов четвертными
длительностями, ладонями и локтями, по ушам и сердцу. Кому такое
понравится. Так что и без куба у этого автора вполне достаточно
сдираний ногтей и прочих ужасов Средневековья. В этом смысле критиков
понимаю, но призывал бы другую сторону тоже видеть, хотя бы как
минимум.
Тема:Композиция № 2. «Dies irae» для восьми контрабасов, куба и фортепиано (1972—1973)
(26.06.2011 09:11)
такие авторы, и не только в музыке. которые всю жизнь должны были
прожить в тесной комнатке и писать там нечто вроде `Без солнца`, ибо
солнца в их комнатке и в их жизни случилось маловато. При всей
могучести живописи Филонова, всегда об этом думаю, глядя на его работы
. Ничего общего в самой музыкальной плоти у Уствольской нет, но чем
дальше, как и у него, тем больше эта вынужденная глухота (происходящая
от полнейшего непонимания окружающим миром) делает их мир в
немедицинском значении слова маниакальным. Это дает и силу, и
одновременно обедняет. Поэтому, может быть, имеет смысл обратиться
также к более ранним сочинениям Галины Ивановны. Что до меня самого,
то я особенно люблю 1-ю ее симфонию и ф-ный концерт (конечно, Концерт
Победы! ибо он написан вместе с окончанием войны). Можно подумать и об
аналогии с Бетховеном: ну как сравнить его совсем ранние менуэты или
Ригини-вариации с каким-нибудь `Кориоланом`. Как ни силен он стал,
будучи старше, и как ни пронхзительно чувствителен, как в ля минорном
квартете, а главное-то - юное обаяние, гибкость, черезкрайбрызжущая
легкость навсегда ушли. Этим хочу подчеркнуть, что и позднее
творчество (хотя чем дальше, тем даже количественно меньше написано у
Уствольской) имеет свойства большой и пребольшой музыки. Но надо иметь
сострадание к автору.
Тема:Скерцо для фортепиано № 1 си минор (1833)
(19.06.2011 18:24)
равноудален. Правда, и от польской тоже, если сранивать с Монюшко,
Шимановским и Пендерецким. Давно живу в этой самой Азии, призываю всех
не упрощать. Люди тут иначе (ярче!) чувствуют и по-другому понимают,
но имеют свои права, у них своя жизнь, но Шопен со Скрябиным их
волнуют не меньше, чем неазиатов. Запись Дана не слушал, простите, я
не о ней а об, осбуждении.
Тема:Незавершенное
(19.06.2011 18:19)
как раньше бывало, думаю, что ряд незаконченных сочинений у Вас
немного разного рода. Шуберт, видимо, имел возможность закончить
прочие части? 10-я Малера, не знаю, имеющаяся 2-я часть мне непонятна
и не на уровне 1-й части. несколько загадочны текстовые записи Малера,
касающиеся его жены на рукописи, хотя я видел это очень давно, может,
что и путаю. Кук вряд ли правомочно закончил такое сочинение. К слову
скажу. что мне предлагали завершить 6-й концерт Прокофьева, соблазн
был, а материала там, наверное, ненамного меньше, чем в случае Малера.
Так что примеривая к собственному опыту, думаю, что редакция не вполне
добросовестна. Есть же, уж не помню чья, и `10-я Бетховена`. Но я
опять уполз с темы. Суть имысли в том, что не знаю, предназначал ли
внутренне Малер эту мега-часть для пополнения чем-то еще. Эскизы
эскизами, но то, что я сказал про 2-ю часть и то, что понмю и прочих
набросков, не кажется убедительным. А неудачи у Малера, на мой взгляд,
случались. Можно ли приписать Моцарту Реквием - тоже уж очень
непонятно. Я сам этим вопросом не занимался, но, скажем, от Лакримозы,
кажется, только и есть, что оркестровое вступление, а все прочее -
личное творчество секретаря, понятно, зачем случившееся. Тогда уж
скорее бы в этом списке я назвал мессу до минор, просто вот не
дописанную до конца, хотя она там чем дальше, тем лучше. Не помню, что
там автора отвлекло от работы. `Турандот` очень жалко, что сил не
хватило у Пуччини, согласен, но и то, что есть, убийственно сильно.
Обоих последних авторов роднит активное масонство, кстати сказать. А
вообще-то незаконченного у авторов вообще очень много, скажем, если
пойти в архив Алябьева, то там больше, наверное, незаконченного, чем
законченного. А что и закончено, все равно не особо и играют. Ну что
сделать.
Тема:Скрябин
(19.06.2011 17:02)
Скрябину, свойствен профетизм небывалого накала, яркости и понятности.
Наиболее показательным сочинением мне кажется опус 11, в котором
совсем не вдруг после наступившие события 1905, 1914, 1917 и прочих
годов жгут сердца людей и поныне (только если бы еще играть
соответствующим образом). Оставаясь непонятным и непонятым, художник,
сказав слишком многое, обратился к другим сферам, о которых говорить в
контексте беседы не стану. Что до Шостаковича, то это не пророк, а
протоколист, то с убийственной точностью и едкостью отражавший
реальность первомайских демонстраций (2 и 3 симфонии), то указывающий
на надвигающееся загадочное ему небытие (Микеланджело). Совершенно
ничего общего в этих двух авторах не нахожу.
Тема:Незавершенное
(19.06.2011 16:51)
кто-то знает причины? Его творчество в целом выглядит странно
оборванным. Айвз тоже взял и прекратил, как будто внутри
встрепенулась, спела и уснула. Я сам просто не знаю, с чего бы.