Клод Дебюсси (1862–1918)

           
Дебюсси

Ашиль-Клод ДЕБЮССИ (фр. Achille-Claude Debussy [aʃil klod dəbysi]; 22.08.1862, Сен-Жермен-ан-Ле близ Парижа — 25.03.1918, Париж) — французский композитор, музыкальный критик.
Музыку этого композитора относят к импрессионизму. Сам же он этот термин никогда не любил. Дебюсси был не только одним из самых значительных французских композиторов, но также одной из самых значительных фигур в музыке на рубеже XIX и XX веков; его музыка представляет собой переходную форму от поздней романтической музыки к модернизму в музыке XX столетия.
В 1872г. в возрасте десяти лет Клод поступил в Парижскую консерваторию. В консерватории Дебюсси учился довольно успешно, хотя как ученик ничем особенным не блистал. Только в 1877г. профессура оценила фортепианный талант Дебюсси, присвоив ему вторую премию за исполнение сонаты Шумана.
Систематически изучать композицию Дебюсси начал только с декабря 1880г. у профессора Эрнеста Гиро. За полгода до поступления в класс Гиро Дебюсси совершил путешествие по Швейцарии и Италии в качестве домашнего пианиста и учителя музыки в семье богатой русской меценатки Надежды фон Мекк. Лето 1881 и 1882 годов Дебюсси и вовсе провёл под Москвой, в её имении Плещеево. Вместе с фон Мекк Дебюсси посетил также Флоренцию, Венецию, Рим, Москву и Вену. Эту равно приятную и выгодную работу молодой музыкант потерял в результате некстати обнаружившейся влюблённости в одну из многочисленных дочерей фон Мекк.
Вернувшись в Париж, Дебюсси в поисках заработка поступил аккомпаниатором в вокальную студию мадам Моро-Сенти. Одновременно он продолжал свои занятия в консерватории. В 1884г. получил Большую Римскую Премию за кантату «Блудный сын» и поехал в Рим. После Рима Дебюсси посетил Байройт, испытав на себе сильнейшее влияние Р.Вагнера. Пытаясь сделать крупную композиторскую заявку, в 1890г. он начинает работу над оперой «Родриг и Химена», однако спустя два года работа была брошена неоконченной.
В конце 1880-х Дебюсси сходится с Эрнестом Шоссоном. Блестящий артистический салон Шоссона еженедельно посещали такие знаменитости, как Г.Форе, И.Альбенис, Э.Изаи, Полина Виардо, И.Тургенев, Клод Моне. Однако самым важным событием этого времени стало знакомство в 1891г. с тапёром «Трактира в Клу» на Монмартре Эриком Сати. Общение с этим независимым человеком, находящимся вне всех группировок и академий, значительно ускорило формирование окончательного стиля Дебюсси. В 1893г. он приступил к долгому сочинению оперы по драме Метерлинка «Пеллеас и Мелисанда». А ещё год спустя написал симфоническую прелюдию `Послеполуденный отдых фавна`, которой суждено было стать своеобразным манифестом нового музыкального течения: импрессионизм в музыке.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Дебюсси,_Клод


 


 

12 прелюдий (тетрадь I) (1910) L 117
12 прелюдий (тетрадь II) (1910-13) L 123
12 этюдов для фортепиано (12 Etudes) (1915) L 136
Chansons de Charles d`Orléans для хора а капелла L 92
Etude retrouvée (1915)
Intermède (1880-82) - Transcription of second movement of ``Piano Trio in G major``
La boite a joujoux L 128
Le Martyre de Saint Sébastien для оркестра L 124
Proses lyriques для голоса и фортепиано L 84
Salut Printemps для сопрано, женского хора и фортепиано (1882) L 24
Анданте кантабиле (Andante cantabile) (1880-81)
Балет `Khamma`
Баллада для фортепиано (1890) L 70
Баллады Франсуа Вийона для голоса и фортепиано L 119
Бергамасская сюита (Suite Bergamasque) (1890-95) L 75
Весна, симфоническая сюита
Героическая колыбельная (1914) L 132
Грёзы (Rêverie) для фортепиано (1890) L 68
Два романса для голоса и фортепиано L 79
Две арабески для фортепиано (1888) L 66
Дивертисмент (Divertissement), для фортепиано в 4 руки (1884)
Забытые образы (Images inédites) (1894) L 87
Из тетради эскизов (D`un cahier d`esquisses) для фортепиано L 99
Интермеццо для виолончели и оркестра L 27
Интермеццо дял фортепиано в 4 руки (1882)
Король лир (Le roi Lear) (1904)
Мазурка для фортепиано (1890) L 67
Маленькая пьеса для кларнета и фортепиано L 120
Маленькая сюита (La Petite suite), для фортепиано в 4 руки (1886). L 65
Маски (Masques) (1904) L 105
Негритенок (Le petit negre) (1909) L 114
Ноктюрн pе-бемоль мажор (Nocturne en re bemol majeur) (1892) L 82
Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано (1882) L 26
Ноктюрны для оркестра и женского хора (1897-99) L 91
Образы (для фортепиано): 1-я серия (1905). L 110
Образы (для фортепиано): 2-я серия (1907) L 111
Образы для оркестра (1906-12) L 122
Опера `Пеллеас и Мелизанда` (`Pelleas et Melisande`) по драме Мориса Метерлинка (1892-1902) L 88
Остров радости (L Isle joyeuse) (1904) L 106
Очень медленный вальс (La plus que lente) (1910) L 121
Первая сюита для оркестра (Premiere suite d`orchestre) (1882-83)
Посвящение Гайдну (Hommage a Haydn) (1909) L 115
Рапсодия для кларнета (1909-10) L 116
Рапсодия для саксофона и оркестра L 98
Романс для голоса и фортепиано L 52
Романсы для голоса и фортепиано
Романтический вальс для фортепиано (1890) L 71
Семь песен, в оркестровке Золтана Кочиша
Симфония си минор L 10
Соната для виолончели и фортепиано ре минор (1915) L 135
Соната для скрипки и фортепиано cоль минор (1916) L 140
Соната для флейты, альта и арфы L 137
Стихотворения Бодлера для голоса и фортепиано L 64
Стихотворения Малларме для голоса и фортепиано L 127
Струнный квартет Соль минор, op.10 (1893) L 85
Сюита для фортепиано (Pour le piano) L 95
Танцы для арфы и струнного квинтета (1904) L 103
Три Мелодии на стихи Поля Верлена L 81
Три этюда (из L 136) в переложении для оркестра (Michael Jarrell)
Фантазия для фортепиано и оркестра (1889-91) L 73
Фортепианное трио соль мажор (1879) L 3
Цыганский танец (Danse bohemienne) (1880) L 9
Части произведений
Элегия (Elegie) (1915) L 138
Эстампы для фортепиано L 100
Этюд №11 «Сложные арпеджио» (Pour les Arpèges composés)
`Aimons-nous et dormons` для голоса и фортепиано L 16
`Apparition` для голоса и фортепиано L 53
`Ariettes oubliées` для голоса и фортепиано L 60
`Beau Soir` для голоса и фортепиано L 6
`Chansons de France` для голоса и фортепиано L 102
`Clair de lune` для голоса и фортепиано L 32
`Coquetterie posthume` для голоса и фортепиано (1883) L 39
`Dans le jardin` для голоса и фортепиано L 78
`En sourdine` для голоса и фортепиано L 28
`Fêtes galantes I` (`Галантные празднества`) для голоса и фортепиано L 80
`Fêtes galantes` II (Поль Верлен) для голоса и фортепиано L 104
`Fantoches` для голоса и фортепиано
`Fete galante` для голоса и фортепиано L 23
`Fleur des blés` для голоса и фортепиано L 7
`Invocation` для тенора, баритона, мужского хора и фортепиано L 40
`Jane` для голоса и фортепиано L 19
`La belle au bois dormant` для голоса и фортепиано L 74
`La Romance d`Ariel` для голоса и фортепиано L 54
`Le promenoir de deux amants` (`Прогулка двух влюбленных`) для голоса и фортепиано L 118
`Le triomphe de Bacchus` для фортепиано в 4 руки (1882) L 38
`Les Soirs illumines par l’ardeur du charbon` L 150
`Lindaraja`, для фортепиано в 4 руки (1901)
`L`archet` для голоса и фортепиано (1883) L 46
`L`enfant prodigue` (Блудный сын) для сопрано, баритона, тенора и оркестра L 57
`Mandoline` для голоса и фортепиано L 29
`Marche écossaise` для фортепиано в 4 руки (1891) L 77
`Morceau de concours` для фортепиано L 108
`Musique` для голоса и фортепиано (1883) L 44
`Noël des enfants qui n`ont plus de maison` для голоса и фортепиано L 139
`Nuits d`étoiles` для голоса и фортепиано L 4
`Pantomime` для голоса и фортепиано L 31
`Paysage sentimental` для голоса и фортепиано L 45
`Pierrot` для голоса и фортепиано L 15
`Regret` для голоса и фортепиано L 55
`Romance` (`Silence ineffable`) для голоса и фортепиано (1883) L 43
`Rondeau`для голоса и фортепиано L 30
`Rondel chinois` для голоса и фортепиано L 17
`Six épigraphes antiques`, для фортепиано в четыре руки (1914) L 131
`Tarantelle styrienne` для фортепиано (оркестровка Мориса Равеля) L 69
`Triolet à Phillis (Zéphyr)` для голоса и фортепиано L 12
`Trois chansons de Bilitis` (Три песни Билитис) для голоса и фортепиано L 90
`В лодке` для скрипки и фортепиано.
`Дева-избранница` (La Damoiselle Elue), поэма для солистов, женского хора и оркестра (1887–1888). L 62
`Детский уголок`, сюита для фортепиано (1906-08) L 113
`Диана`, увертюра для фортепиано в 4 руки (1881)
`Игры`, балет (1912) L 126
`Листок из альбома` для фортепиано (1915) L 133
`Море` (La mer), три симфонических эскиза (1905) L 109
`Пеллеас и Мелизанда` (`Pelleas et Melisande`), концертная сюита
`Пеллеас и Мелизанда`(`Pelleas et Melisande`), симфония
`По белым и чёрным` (En blanc et noir), сюита для двух фортепиано (1915) L 134
`Послеполуденный отдых фавна`, прелюдия (1892-94) L 86
`Сиринкс` (Syrinx) (`Флейта Пана`) для флейты соло (1913) L 129
 
 
 


Последние комментарии к произведениям композитора

maksimBulatov (07.11.2013 10:15) не в сети не в сети
Великолепные прелюдии. Каждая прелюдия имеет программу. Тут я думаю зависимость от
Мусоргского(Картинки с выставки!)-и по языку,и по замыслу. Микеланджели прекрасно исполнил
эту вещь! Вообще,пианист он первоклассный-чего стоит Четвертый концерт Рахманинова в его
исполнении!
musikus (15.04.2011 13:18) не в сети не в сети
Всегда считал, что Рихтер обычно не играл две прелюдии из 1-го тома - `Девушка с волосами
цвета льна` и `Менестрели`, а тут, перебирая в Архиве записи С.Т., вдруг вижу полный
перечень названий, соответствующий манускрипту. Я уж было взликовал (проклиная свое
невежество), но прослушивание показало, что это все тот же набор из 10 прелюдий в
очередности 1-4,6,9,5,11,7,10 с потрясающим `Собором` в финале. Думаю, что все же в Архиве
надо сохранять пропись, точно соответствующую фонограмме. Удивила и выложенная запись 2-го
тома прелюдий, начинающаяся с 10-го номера, `Канопы`(хотя в анонсе опять
формально-авторская очередность названий). Но ведь есть много рихтеровских записей 2-го
тома, вполне соответствующих оригинальной версии. Надо бы их туда, для порядка, выложить,
чтобы никто не путался.
И вопрос персонально Юрию: в начале 60-х Рихтер играл Дебюсси во Дворце Шайо. У нас
публиковали только три прелюдии, сыгранных там: `Танец Пёка` , `Шаги на снегу` и
`Затонувший собор`. Играл ли тогда С.Т. для французов и другие вещи Дебюсси? Что об этом
известно?
Yuriyauskiev (15.04.2011 13:52) не в сети не в сети
musikus писал(а):

И вопрос персонально Юрию: в начале 60-х Рихтер играл Дебюсси во Дворце Шайо. У нас
публиковали только три прелюдии, сыгранных там: `Танец Пёка` , `Шаги на снегу` и
`Затонувший собор`. Играл ли тогда С.Т. для французов и другие вещи Дебюсси? Что об этом
известно?


Да, тогда мы не были избалованы записями Рихтера. Было несколько особенно любимых
пластинок. Упомянутая Вами - одна из них. Концерт во дворце Шайо 14/10/61, представлен на
ней не полностью. Вот полная программа концерта:

HAYDN
Sonata No.59 in E-flat, Hob.XVI:49 (op. 66)

SCHUMANN
Piano Sonata No.2 in g, Op.22
-------------------------
CHOPIN
Barcarolle in F-sharp, Op.60

DEBUSSY
Preludes, Book I - No.6 - Des pas sur la neige
Preludes, Book I - No.9 - La serenade interrompue
Preludes, Book I - No.7 - Ce qu`a vu le vent d`ouest
Preludes, Book I - No.10 - La cathedrale engloutie
Preludes, Book I - No.11 - La danse de Puck

SCRIABIN
Piano Sonata No.5 in F-sharp, Op.53

[PROKOFIEV
Piano Piece - Danza, Op.32/1
Vision Fugitive, Op.22/3 - Allegretto
Vision Fugitive, Op.22/11 - Con vivacita
Vision Fugitive, Op.22/14 - Feroce
Vision Fugitive, Op.22/18 - Con una dolce lentezza
Piano Piece - Suggestion diabolique, Op.4/4]

Кстати, полностью концерт не был записан и `у них`, по крайней мере, не издан. Никогда не
понимал этой избирательности. О наших с издевкой любят говорить, что пленку экономили. А
`они` что же?
Что касается двух упомянутых Вами прелюдий, то в одной он вместо льна видел цвет сырого
мяса, а в Менестрелях - что-то болтливое.
GeorgeX (23.03.2010 03:02) не в сети не в сети
Это только первая тетрадь
Intermezzo (11.03.2014 07:03) не в сети не в сети
Вот, по-моему, весьма интересное синтаксически исполнение.
Intermezzo (29.08.2013 08:54) не в сети не в сети
Земной поклон за всего выложенного Осборна в импрессионистах, Артем!! Прекрасные записи!
samlev (23.06.2011 08:45) не в сети не в сети
Исполнение просто магическое. Удивительно сочетание абсолютной точности каждого штриха -
все выполняется на 100% - и свободы `волеизъявления`, скажу так, что-ли. Не знаю, как
точно сформулировать. В общем, чем больше требования формы, тем свободней воображение. Как
в предельно канонизированном искусстве - иконописи, например.
Дебюсси, в этом смысле,благодатный композитор: совсем не импрессионист в общепринятом
смысле - его музыка далека от спонтанности, его указания скрупулезны но настолько
органичны, что чем больше им подчиняешься, тем вольней себя чувствуешь.
Может поэтому, отчасти, Рихтер настолько замечателен в Дебюсси.
M_I_ (20.11.2011 19:52) не в сети не в сети
samlev писал(а):
Дебюсси... его указания скрупулезны но настолько
органичны, что чем больше им подчиняешься, тем вольней себя чувствуешь.
Сказанное
блестяще подтверждает старинный тезис о том, что `свобода есть осознанная необходимость`.
У Рихтера есть высказывание в том же духе об исполнении Бетховена (привожу по памяти):
каждое динамическое указание у Бетховена - плод гениального замысла, и следование ему его
не сковывает инициативу исполнителя, а наоборот, развязывает её.
Intermezzo (30.09.2012 00:14) не в сети не в сети
Совершенно нет слов. Одна из самых гениальных записей, что слышал.
weina (25.10.2012 23:21) не в сети не в сети
Исполнение потрясающее и намного интереснее, ярче, вдохновеннее, чем исполнение А.Б.
Микеланджели, как мне кажется. В этой связи у меня вопрос к уважаемому samlev: если
Дебюсси дает `скрупулезные указания`, то получается, что кто-то из этих двух великих
пианистов не совсем точно их придерживается (я имею в виду такие простые вещи, как темпы и
динамику). Кто же из них, по-Вашему? (Вопрос без подвоха, я нотный текст Прелюдий не
анализировала).
meister (13.11.2010 03:25) не в сети не в сети
Эту тетрадь и предыдущую желательно слушать с нотами в руках: благодаря этому чётко видны
границы пьес, и мысль автора удобнее проследить по тексту.
 
           
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru