Я уже наверное раз 20 писал, что в Вене по местным законам нельзя было хоронить человека в отдельную могилу, а закапывали в общую, если человек не принадлежал к определенному социальному статусу.
Так было не всегда, но именно на тот момент это правило действовало. Во-первых, в пределах венских кладбищ оставалось совсем мало места, а во-вторых, так боролись с инфекциями. Принято было ещё при Иосифе 2-м на уровне закона, так что хоронили так всех, кроме членов императорской семьи. Даже для высшей аристократии исключения не было, но тех погребали чаще не в Вене, а на их землях. Продержался этот порядок недолго, лет 20, кажется. Но именно смерть Моцарта пришлась на этот период. А с Вивальди было не так, про него просто все забыли. Абсолютно все, никому не был нужен, умирал в нищете практически. Родственников не осталось, детей не было, так как он был священником. И где могила, никто и не знает, а тогда никого и не интересовало.
Я уже наверное раз 20 писал, что в Вене по местным законам нельзя было хоронить человека в отдельную могилу, а закапывали в общую, если человек не принадлежал к определенному социальному статусу. Ни Моцарт, ни Вивальди с точки зрения тогдашней социальной иерархии не были людьми аристократического происхождения.
Да, по крайней мере один раз Вы это писали, но оправданием для вельмож это не является. Как раз наоборот, такие захоронения являлись продолжением того, как обращались (и обращаются) с людьми куда более стоящими при их жизни.
Да, по крайней мере один раз Вы это писали, но оправданием для вельмож это не является. Как раз наоборот, такие захоронения являлись продолжением того, как обращались (и обращаются) с людьми куда более стоящими при их жизни.
Тогда Вы и Гоголя должны обвинить в том же, в чём обвиняете Иосифа 2-го. Ведь писатель говорил практически то же самое: не ставьте мне памятника и не ходите на могилу, пусть она зарастёт травой и будет забыта. Лучший памятник мне - мои книги. А Иосиф: не о прахе своём христианин беспокоиться должен, а о бессмертной душе и о благих делах, которые и останутся в памяти потомков.
Тогда Вы и Гоголя должны обвинить в том же, в чём обвиняете Иосифа 2-го. Ведь писатель говорил практически то же самое: не ставьте мне памятника и не ходите на могилу, пусть она зарастёт травой и будет забыта. Лучший памятник мне - мои книги. А Иосиф: не о прахе своём христианин беспокоиться должен, а о бессмертной душе и о благих делах, которые и останутся в памяти потомков.
Лучший памятник Вивальди - это его музыка. Но, как сами и заметили, даже и музыку его забыли. Повторяю кусочек информации из моего длинноватого комментария на предыдущей странице: Вивальди тоже похоронили на кладбище для бедных в Вене - и не за 20, а за 50 лет до Моцарта.
Лучший памятник Вивальди - это его музыка. Но, как сами и заметили, даже и музыку его забыли. Повторяю кусочек информации из моего длинноватого комментария на предыдущей странице: Вивальди тоже похоронили на кладбище для бедных в Вене - и не за 20, а за 50 лет до Моцарта.
Забыли, но когда нужен стал, вспомнили. Один из самых исполняемых авторов сейчас. И вспомнили именно из-за музыки, а не могилы. Так что, не судите строго.
Я уже наверное раз 20 писал, что в Вене по местным законам нельзя было хоронить человека в отдельную могилу, а закапывали в общую, если человек не принадлежал к определенному социальному статусу. Ни Моцарт, ни Вивальди с точки зрения тогдашней социальной иерархии не были людьми аристократического происхождения.
Моцарт имел орден Золотой шпоры, то есть уже автоматически дворянин. С Вивальди официально никто сана не снимал, а в документах о смерти зафиксировано - преподобный дон Антонио Вивальди. Статус очевиден. Я же делаю упор на другом, что как-то одинакого сбегают близкие люди.
Так было не всегда, но именно на тот момент это правило действовало. Во-первых, в пределах венских кладбищ оставалось совсем мало места, а во-вторых, так боролись с инфекциями.
Было немного не так. Существовало IV категории, которые соответсвовали сословиям или социальному статусу. Наверно, имела место и упрощёнка в виду срочности события.
Я не могу вспомнить музыку его опер, хотя я их немало слушал. Тут есть одна беда: все его почему-то знают как оперного реформатора, но ведь подавляющее большинство опер он сочинял в жанре опера-сериа, но о них никто ничего не знает вообще! К тому же надо иметь в виду, что, записавшись в реформаторы, Глюк немедленно не стал писать более совершенную музыку, чем прежде. Его мелодика, очень специфическая, часто совершенно непохожая своим прямодушием на сладкую и благовоспитанную красивость итальянцев `галантного стиля`,— она и раньше была такой же, и притом от сторонников итальянского мейнстрима ему и до всех реформ доставалось за варварство. Хотя этот его `варваризм` 1740-50-х годов с морально-устаревшими дореформенными ариями иногда звучат куда интереснее, чем у его известных современников, оперных композиторов.
На стороне Глюка был Антонио Саккини, практически забытый композитор, во всяком случае у нас в стране. Он сочинил много музыки, в том числе и опер.
Было немного не так. Существовало IV категории, которые соответсвовали сословиям или социальному статусу. Наверно, имела место и упрощёнка в виду срочности события.
У меня другие сведения, но если поделитесь информацией, буду очень признателен.
Да про Моцарта тоже все забыли.... Даже его драгоценная женушка Констанца посетила кладбище своего мужа после его смерти спустя только 17 лет!!
Забыли - это не совсем так. Думали, что забудут - так вернее. Но к моменту первого посещения Констанцией кладбища (на похоронах она не присутствовала) слава уже начала расти весьма даже быстрыми темпами, в геометрической прогрессии, можно сказать. Так что, как же ей было не прийти.
Но к моменту первого посещения Констанцией кладбища (на похоронах она не присутствовала) слава уже начала расти весьма даже быстрыми темпами, в геометрической прогрессии, можно сказать.
Вот этого я уже совсем не знаю.
Когда Констанция посещала могилу и что побудило её это сделать?
Была ли геометрическая прогрессия? Понятно одно, Констанция не осознавала, что за человек был Моцарт. Потом у неё был муж адвокат с датской фамилией (забыл). Могли бы позаботиться об увековечении памяти, ведь тогда было ещё не поздно.
Посчитайте. Моцарт умирает в 1791. Через 9 дней в Праге траурный митинг, собралось 4 тысячи человек, исполнен был Реквием Розетти. Плюс 17 лет с момента смерти это 1808. Слава растёт, 1815 год - сочинение Стендаля `Жизнеописание Моцарта` В 1830 Пушкин пишет трагедию `Моцарт и Сальери`. А это значит, что к 1830-му слава Моцарта стала ужу так велика, что породила поп-миф, он стал поп-идолом. Более того, миф этот докатился до России, аж до деревни Болдино.
А Констанция дожила аж до 1842. К тому моменту Моцарт стал боевым знаменем романтиков.
Когда Констанция посещала могилу и что побудило её это сделать?
Если женщина не была на похоронах мужа и 17 лет не посещала могилы, это 100% значит, что она и не собиралась, больно нужно! А раз пришла, причина появилась. Роль вдовы гения имеет бездну приятных бонусов.
Посчитайте. Моцарт умирает в 1791. Через 9 дней в Праге траурный митинг, собралось 4 тысячи человек, исполнен был Реквием Розетти. Плюс 17 лет с момента смерти это 1808. Слава растёт, 1815 год - сочинение Стендаля `Жизнеописание Моцарта` В 1830 Пушкин пишет трагедию `Моцарт и Сальери`. А это значит, что к 1830-му слава Моцарта стала ужу так велика, что породила поп-миф, он стал поп-идолом. Более того, миф этот докатился до России, аж до деревни Болдино.
А Констанция дожила аж до 1842. К тому моменту Моцарт стал боевым знаменем романтиков.
Там не без Свитена обошлось. И сейчас во многом Моцарт ассоциируется не столько с самой музыкой, сколько с одним словом - `гений`.
Если женщина не была на похоронах мужа и 17 лет не посещала могилы, это 100% значит, что она и не собиралась, больно нужно! А раз пришла, причина появилась. Роль вдовы гения имеет бездну приятных бонусов.
Смотря что понимать под этим словом. Если его личные музыкальные данные, то такими же данными обладал целый ряд композиторов, и даже композиторов второго эшелона. Если говорить про его музыку - то да, есть ряд шедевров, но у Чайковского разве мало их было? Хотя у Моцарта по сравнению с Чайковским было тьма-тьмущая всяких сочинений и не всегда интересные с музыкальной точки зрения. Дело просто в большой обаятельности его музыки, нельзя устоять перед подкупающей прелестью его мелодизма, ну и добавьте сюда нехилую композиторскую технику.
Я тут пролистывал путевой дневник (по России) Клары Шуман. Господи, и ради этого ничтожества Роберт затеял Kampf fuer Klara!
Ну как, всё же она пианистка была хорошая и просто красавица. Это немало. А потом, помните, петербургские газеты писали в то время:` Приехала намедни знаменитая пианистка Клара Шуман с мужем, который, по слухам, тоже музыкант`.
Ну как, всё же она пианистка была хорошая и просто красавица. Это немало. А потом, помните, петербургские газеты писали в то время:` Приехала намедни знаменитая пианистка Клара Шуман с мужем, который, по слухам, тоже музыкант`.
О, да. Знаете, Андрей, я с годами всё больше люблю Шумана. Люблю его тайну.
Забыли, но когда нужен стал, вспомнили. Один из самых исполняемых авторов сейчас. И вспомнили именно из-за музыки, а не могилы. Так что, не судите строго.
Не совсем так. Кто-то ПО СЛУЧАЙНОСТИ - и кто-то способный оценить стоящее - заинтересовался кто был такой Вивальди, чьи концерты Бах переложил для органа. Так открыли и продолжают открывать заново многих, и продолжают открывать факты из биографий даже известных людей. Повторяю, только недавно - насколько мне известно - подтвердили, что Бах и Вивальди действительно встретились; узнали, что Бах всё-таки выехал по крайней мере один тот раз за пределы немецких графств, и что Вивальди был в Амстердаме первый раз в молодости. В 1948 году англичанин по фамилии Грейсток представил миру адажио Альбинони. Кое-кто считает, что это адажио Грейсток сочинил сам для того, чтобы привлечь внимание к Альбинони. Но Альбинони действительно существовал, был - по-моему - таким же гением как и Вивальди и об их со-существовании в Венеции на протяжении 30 лет как минимум ещё не всё далеко ясно. Установили, что Альбинони представлял свои оперы в отъезды Вивальди, но не более. И оперы Альбинони записаны пока что только две, написал он их порядка 50, и ещё не слышал, сколько точно сохранились.
PHALAENOPSIS: Саккини записана опера `Edipo in Cologna`, посмотрите, есть ли здесь на сайте.
Не совсем так. Кто-то ПО СЛУЧАЙНОСТИ - и кто-то способный оценить стоящее - заинтересовался кто был такой Вивальди, чьи В 1948 году англичанин по фамилии Грейсток представил миру адажио Альбинони. Кое-кто считает, что это адажио Грейсток сочинил сам для того, чтобы привлечь внимание к Альбинони.
чё совсем поехали, да? Ремо Джадзотто его написал. Википедию пробовали смотреть?
чё совсем поехали, да? Ремо Джадзотто его написал. Википедию пробовали смотреть?
Во-первых, не за чем лезть в оскорбления сразу только потому что моя информация отличается от Вашей. Во-вторых, нет, не смотрел я Википедию по этому поводу и не смотрю её по каждому поводу - Википедия источник далеко не надёжный и `поехала` она уже не раз на темах даже далеко не музыкальных. В третьих, не знаю кто такой Ремо Джадзотто, можете о нём рассказать вкратце, только не сторойте из себя `самого` информированного только потому, что знаете кусочек того, чего не знают другие.
Во-первых, не за чем лезть в оскорбления сразу только потому что моя информация отличается от Вашей. Во-вторых, нет, не смотрел я Википедию по этому поводу и не смотрю её по каждому поводу - Википедия источник далеко не надёжный и `поехала` она уже не раз на темах даже далеко не музыкальных. В третьих, не знаю кто такой Ремо Джадзотто, можете о нём рассказать вкратце, только не сторойте из себя `самого` информированного только потому, что знаете кусочек того, чего не знают другие.
Вот Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Адажио_Альбинони
И там есть разумные ссылки, чтоб ей в первом приближении осторожно доверять.
Не совсем так. Кто-то ПО СЛУЧАЙНОСТИ - и кто-то способный оценить стоящее - заинтересовался кто был такой Вивальди, чьи концерты Бах переложил для органа. Так открыли и продолжают открывать заново многих, и продолжают открывать факты из биографий даже известных людей. Повторяю, только недавно - насколько мне известно - подтвердили, что Бах и Вивальди действительно встретились; узнали, что Бах всё-таки выехал по крайней мере один тот раз за пределы немецких графств, и что Вивальди был в Амстердаме первый раз в молодости.
Я настоящий невежда.
Всегда считал, что Вивальди и его произведения всегда были востебованы и исполняемы. Но его история меня впечатлила. Публика его просто разжевала и выплюнула, как и выплюнула в одночасье всё барокко. Даже Бах был на какое-то время забыт.
Струнные произведения Вивальди не все написаны в полную силу, он в основном писал их для своих воспитанников и учеников; в некотором роде, это этюды. А вот в опере он преуспел, таково моё мнение. Не знаю, можно ли его сравнивать с Генделем, но всё-таки он большой молодец. Мне всегда было интересно, могут ли барочники сочинять музыку на основе восточного мелодизма. Оказалось, что в опере `Истина в испытании` мы можем увидеть такой блистательный пример как минимум в одном номере. Единственный, пожалуй недостаток, это то, что за основу он взял не арабский мелос, а мелос иудеев, которых в Венеции было уже целое гетто.
Судя по всему, `Слышал ли ты...` целиком сочинено Римским (он ухватился за короткую сольную реплику в черновиках ММ).
Комментирую старый комментарий, т.к. узнал для себя новую информацию от Рахмановой - пусть тут будет для полноты: уже после ламмовского издания клавира `Хованщины` был в архиве найден автограф Мусоргского `Слышал ли ты`. Римский-Корсаков сам был в свое время удивлен `вердиизмами` этого куска (где-то есть у кого-то из близкого окружения в воспоминаниях информация), но все-таки оставил его.
Удивительно. Меня всегда коробит тут, хотя не сомневался, что оно руки Мусоргского. Надо сказать, что и в поздних фп пьесах есть довольно удивительные вещи. Когда я моложе был, меня вовсе с души воротило, потом как-то обмялось.
Удивительно. Меня всегда коробит тут, хотя не сомневался, что оно руки Мусоргского. Надо сказать, что и в поздних фп пьесах есть довольно удивительные вещи. Когда я моложе был, меня вовсе с души воротило, потом как-то обмялось.
Да всех коробит `слышал ли ты`, мне кажется, что если бы туда аккомпанимент не такой маршеобразный, а например шестнадцатые в басах как в `поезде Голицина` все бы встало на свои места. Коробит в первую очередь чередование 1-5 в басу, даже просто на доминантовом басу - уже гораздо удобоваримее слушалось бы.
А какие, например ? Как раз собираюсь пройтись по ф.п. Мусоргскому.
Скажем, пьеса `В деревне` мне кажется странной по своей слабости. При всей вроде бы красовости начальной мелодии. И иногда какие-то уж такие косолапые стыки (`Размышление`), непонятно почему застывший бас (`Слеза`), и все на грани вкуса.
А. Я не понял. Швея в первую очередь, немножко напоминает Песню балеарца прочему-то. Самая первая, Полька-подпрапорщик то есть, а также и вторая, Воспоминания детства. Потом Картинки с выставки. Капризница. Все-таки больше ранние, но Вы меня не слушайте, у меня постоянно вот так. Вообще мне кажется, что фный МП - не лучший.
Комментирую старый комментарий, т.к. узнал для себя новую информацию от Рахмановой - пусть тут будет для полноты: уже после ламмовского издания клавира `Хованщины` был в архиве найден автограф Мусоргского `Слышал ли ты`. Римский-Корсаков сам был в свое время удивлен `вердиизмами` этого куска (где-то есть у кого-то из близкого окружения в воспоминаниях информация), но все-таки оставил его.
Я Вас умоляю. И где он, этот автограф? Покажите хоть одну цивилизованную ссылку. Все имеющиеся автографы прокомментированы в издании Дмитриева - Вульфсона, клавир 1976 года.
Друзья, подскажите, в каком исполнении мне выйбрать Тангейзера Рихарда Вагнера?
Я хочу заказать на Amazon. Год значения не имеет, главное, чтобы было чудное исполнение.
Друзья, подскажите, в каком исполнении мне выйбрать Тангейзера Рихарда Вагнера?
Я хочу заказать на Amazon. Год значения не имеет, главное, чтобы было чудное исполнение.
Тангейзер - это единственная опера Вагнера, которой сам автор сделал как минимум 2 версии. Опера была написана для Парижа, поэтому ко второй пришлось присобачить балет, и всё равно дело окончилось провалом, потому что единственное, чего хотели богачи-мальчишки-владельцы лож - это видеть своих любовниц в сценах `балета`. После этого Вагнер в Париж больше не вернулся. Но в мире записей существуют обе версии. В одной из них вступление сливается с началом действия. Я предпочитаю версию со вступлением отдельно, потому что очень уж оно блистательно - и с кастаньетами для имитации галопа коней, которых в другой версии вроде нет. Но важна длительность - старые записи, как мы уже знаем, часто урезались дирижёрами, и приличная запись Тангейзера должна длиться 3.15. Запись Giuseppe Sinopoli - Placido Domingo длится где-то там и помню, что хорошая, только не помню сейчас точно, какая версия. Это то, что могу написать сейчас по памяти.
Опера была написана для Парижа, поэтому ко второй пришлось присобачить балет, и всё равно дело окончилось провалом, потому что единственное, чего хотели богачи-мальчишки-владельцы лож - это видеть своих любовниц в сценах `балета`.
О! Пресвятая Дева Нижнетагильская! Как же это на наше сегодня похоже.
На Западе не лучше. Повторяю то, что написал один раз: час, урезанный у `Юдифи` - похоже, дело западных продюсеров.
Для зрителя стараются, которые в партере друг у друга коленки щупают.
Нужен компромис: выпускать на дисках полные версии, а в театре можно и сократить. Мы ж видели вполне нормальное сокращение `Орфея и Эвридики` с Гардинером и кажется `Альцесту`. Всё один режиссёр. А вот Вагнеровские вряд ли сократить удастся.
И ещё. Когда подонок Джугашвили дружил с отмороженным Гитлером, в ссср ставился весь цикл Кольца Нибелунгов. Вот бы послушать. Наши ведь неплохо вагнеровские оперы исполняли. Не постигло ли их уничтожение.
И ещё. Когда подонок Джугашвили дружил с отмороженным Гитлером, в ссср ставился весь цикл Кольца Нибелунгов. Вот бы послушать. Наши ведь неплохо вагнеровские оперы исполняли. Не постигло ли их уничтожение.
В первый раз слышу. По-моему, первым, кто поставил Кольцо целиком в России вообще, стал Гергиев.
Тангейзер - это единственная опера Вагнера, которой сам автор сделал как минимум 2 версии. Опера была написана для Парижа, поэтому ко второй пришлось присобачить балет, и всё равно дело окончилось провалом, потому что единственное, чего хотели богачи-мальчишки-владельцы лож - это видеть своих любовниц в сценах `балета`. После этого Вагнер в Париж больше не вернулся.
Какую-то странную мысль про парижскую версию оперы Вы написали, в духе махрового большевизма. Во-первых, в Париже с давних времён была замечательная традиция, освященная ещё Люлли, в оперы включать балетные номера, и это традиция всегда была визитной карточкой парижской оперы. Во-вторых, по-поводу `Тангейзера` хотелось бы сказать - со своим уставом в чужой монастырь не надо лезть, а Вагнер, как мы знаем, не отличался терпимостью к чужим культурным устоям. Им как-то и без него неплохо жилось. А по-поводу любовниц в сценах - это, знаете ли, уже из области - сидели пенсионерки на скамейке во дворе и судачили о том о сём. Любая опера, особенно в Париже, это прежде всего шоу, гламурное место, богемная тусовка, а потом уже всё остальное, в том числе и `Тангейзер` Вагнера.
Какую-то странную мысль про парижскую версию оперы Вы написали, в духе махрового большевизма. Во-первых, в Париже с давних времён была замечательная традиция, освященная ещё Люлли, в оперы включать балетные номера, и это традиция всегда была визитной карточкой парижской оперы. Во-вторых, по-поводу `Тангейзера` хотелось бы сказать - со своим уставом в чужой монастырь не надо лезть, а Вагнер, как мы знаем, не отличался терпимостью к чужим культурным устоям. Им как-то и без него неплохо жилось. А по-поводу любовниц в сценах - это, знаете ли, уже из области - сидели пенсионерки на скамейке во дворе и судачили о том о сём. Любая опера, особенно в Париже, это прежде всего шоу, гламурное место, богемная тусовка, а потом уже всё остальное, в том числе и `Тангейзер` Вагнера.
Одно дело - это традиция со времён Люлли, которая дала французской опере свой почерк. Во времена барокко французский стиль был единственным, который отличался от итальянского, в котором писала вся остальная Европа. Не только балет отличал `оперу-балет` или `лирическую трагедию`. Оба стиля отличались и в драматическом плане. В итальянском стиле у персонажей не было ВОЛИ, поэтому сюжеты этого стиля сильно зависели от магии и случайностей, что делало их сильно запутанными. Реализм начал проникать в итальянский стиль через оперу-буффа. Во Франции в этом плане была сильная разница с самого начала - и под влиянием драматического театра: Корнель и Расин также работали при дворе, и `Мещанина во Дворянистве` Мольер и Люлли написали в 4 руки (есть великолепная запись реставрации оригинальной постановки). Несмотря на античные сюжеты, темы или аргументальные линии французских произведений были намного более связанными и логичными.
В отношении второго пункта: да, я ненавижу элит и всё их чёртово лицемерие. История западаного искусства - это история вульгаризации элитами народного искусства. И при дворах были свои исключения, но сарабанда, куранта, жига - это всё были народные танцы того времени, которые стилизовались и обрабатывались композиторами для большей `презентабельности`. Так что глинковское `народ создаёт музыку, композитор лишь делает аранжировки` является исторической правдой, а не `глинковско-большевистским` принципом.
В конце концов, в отношении Вагнера - это установленный факт: вторая версия окончилась провалом, потому что Вагнер вставил балет в начале, что не давало мальчишкам возможность придти вовремя. На `Тангейзера` и на Вагнера им было плевать. Есть искусство и есть развлечение. Дуракам всегда неплохо живётся, пенсионерки могут сидеть во дворе, но если произведение серьёзное, то вульгарность или простомыслие - в сторону. Серьёзные произведения надо обсуждать всерьёз, а не с точки зрения `на черта нам это надо`.
По ссылке, данной Romy, вычитал ещё и это:
«Кольцо нибелунга» — величайшее произведение искусства, когда либо созданное одним человеком, или — иначе — самая колоссальная скукотища, или — еще и так — плод крайней степени гигантомании. Именно так постоянно характеризуется эта тетралогия, и эпитеты эти отнюдь не взаимоисключаемые.
Генри У. Саймон.
В таком случае, что толкало Гергиева на такой шаг? Несколько вариантов.
Оба стиля отличались и в драматическом плане. В итальянском стиле у персонажей не было ВОЛИ, поэтому сюжеты этого стиля сильно зависели от магии и случайностей, что делало их сильно запутанными.
- Несмотря на античные сюжеты, темы или аргументальные линии французских произведений были намного более связанными и логичными.
В отношении второго пункта: да, я ненавижу элит и всё их чёртово лицемерие. История западаного искусства - это история вульгаризации элитами народного искусства.
- Что это за итальянский стиль такой в опере? Разве Италия была единой страной в те времена?
- Французские оперы как раз славились своей алогичностью и несвязанностью, не зря нынешние режиссёры так любят их ставить, так как дают простор для воплощения своих режиссёрских фантазий.
- Именно элита и была основным двигателем искусства, именно по её инициативе и создавались шедевры и сочинялась музыка.
Как уже однажды писал - как-то собрались три композитора, немец, мадьяр и француз. Вы сразу поняли, это были Вагнер, Лист и Сен-Санс. Первые двое разговаривали по обыкновению на лютом немецком, а третий скучал, так как не понимал у них ни черта. Так смурным и подошёл к роялю. Открыл партитуру, в которой была конечно же опера, да и заиграл прямо с листа. Вагнер с Листом невольно повернулись в стонону Сен-Санса с отвисшими челюстями.
А их друг за роялем играл приблизительно так:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=120130
Как уже однажды писал - как-то собрались три композитора, немец, мадьяр и француз. Вы сразу поняли, это были Вагнер, Лист и Сен-Санс. Первые двое разговаривали по обыкновению на лютом немецком, а третий скучал, так как не понимал у них ни черта. Так смурным и подошёл к роялю. Открыл партитуру, в которой была конечно же опера, да и заиграл прямо с листа. Вагнер с Листом невольно повернулись в стонону Сен-Санса с отвисшими челюстями.
А их друг за роялем играл приблизительно так:
http://classic-online.ru/archive/?file_id=120130
- Что это за итальянский стиль такой в опере? Разве Италия была единой страной в те времена?
- Французские оперы как раз славились своей алогичностью и несвязанностью, не зря нынешние режиссёры так любят их ставить, так как дают простор для воплощения своих режиссёрских фантазий.
- Именно элита и была основным двигателем искусства, именно по её инициативе и создавались шедевры и сочинялась музыка.
- Сами пишите: барочные времена. Гендель в Лондоне, Граун, Телеман - все писали оперы в итальянском стиле (и на итальянские тексты). Итальянские композиторы работали во всей Европе, кроме Франции (Люлли был уроженцем Флоренции, но в культурном плане француз с 6 лет). Я обожаю оперы Вивальди, но в драматическом плане они больше являются собранием номеров, чем связными произведениями. Внутренняя связанность - если у них есть какая - только музыкальная.
- ЭКЗОТИЧНОСТЬ французских опер и `алогичность` - это совершенно разные вещи. Да, `Галантные Индии` и даже `Искатели Жемчуга`, французские оперы на античные сюжеты, основаны на идеализованном образе французов (и европейцев вообще) не-европейских цивилизаций и прошлых времён (Рамо, кстати, даже искал не такие `заигранные` мифы - сколько опер вообще написано на миф о Касторе и Поллуксе?).
Все фантазии являются воплощением того, что `должно быть` вместо того, что `есть`. Но алогичность и несвязанность, `вдруг`, являются больше характеристикой итальянского стиля (относительным исключением является `Юлий Цезарь` Генделя - не зря каждая новая запись этой оперы длиннее предыдущей, одна из последних перевалила за 4 часа - и то не принимайте сюжет `всерьёз`). `Галантные Индии` могут показаться `криминалом` даже сегодня, также как и фильм `Аватар` Камерона (`должно быть`/`есть` - фантазия).
- Искусство жило за счёт меценатов и покровителей, но сохранилось благодаря широкой публике. Когда Пуччини предстваил свою `Богему`, один критик написал: `Это самая скучная опера написанная когда-либо, наверняка, она будет забыта на следующий сезон`. То же самое говорили и писали о поп- и рок-группах - чуть ли не о всех подряд. Но также как и во все времена были артисты, сегодня давно забытые, любой жанр, стиль искусства порождает своих классиков, о творчестве которых родители и учителя считают нужным просветить грядущие поколения.
Не подскажет ли кто из друзей, кто был любителем писать оперы без увертюр кроме Джаккомо Пуччини?
Во время романтиков увертюры перестали быть обязательными. В `Юдифи` Серова и `Самсоне и Далиле` Сен-Санса есть лишь вступления, да и в `Травиате` и `Аиде` Верди - тоже. Но, пожалуй, ломщиком норм, вызывающим внимания, был Маршнер (немец прямо перед Вагнером): в `Вампире` есть увертюра, но нет определённо главного женского персонажа - несколько жертв Вампира имеют стоящие сцены; по ходу дела выделяется Мальвина, которая в конце концов от Вампира спасается. А `Ганс Гейлинг` имеет 3 акта с прологом. Так вот сначала идёт пролог, потом увертюра, а потом начинается 1-ый акт.
Во время романтиков увертюры перестали быть обязательными. В `Юдифи` Серова и `Самсоне и Далиле` Сен-Санса есть лишь вступления, да и в `Травиате` и `Аиде` Верди - тоже. Но, пожалуй, ломщиком норм, вызывающим внимания, был Маршнер (немец прямо перед Вагнером): в `Вампире` есть увертюра, но нет определённо главного женского персонажа - несколько жертв Вампира имеют стоящие сцены; по ходу дела выделяется Мальвина, которая в конце концов от Вампира спасается. А `Ганс Гейлинг` имеет 3 акта с прологом. Так вот сначала идёт пролог, потом увертюра, а потом начинается 1-ый акт.
Считал, что в Самсоне всё же увертюра. Тут уже была на этот счёт полемика. Так всё-же чем должна характеризоваться увертюра? В вики есть довольно исчерпывающая статья, но весь смысл сводится к тому, что самой постановке должно предшевствовать вступление. Я не вижу этого у Пуччини. Пуччини - новатор? Кстати, неплохи его оперы. Отмечу Турандот с обилием хоровых тем.
И так, по-порядку. Увертюра, впервые у Монтеверди.
...
Считал, что в Самсоне всё же увертюра. Тут уже была на этот счёт полемика. Так всё-же чем должна характеризоваться увертюра? В вики есть довольно исчерпывающая статья, но весь смысл сводится к тому, что самой постановке должно предшевствовать вступление. Я не вижу этого у Пуччини. Пуччини - новатор? Кстати, неплохи его оперы. Отмечу Турандот с обилием хоровых тем.
И так, по-порядку. Увертюра, впервые у Монтеверди.
...
Ничем. На взгляд композитора.
По-моему, единственный период, когда существовали какие-то определённые нормы в отношении оперы как произведения вообще, был барокко. И малость классицизм, который после восстания Глюка, начал всё потихоньку переделывать. Некоторые считают `Дон Жуана` Моцарта первым романтическим произведением. Отдать главную роль басу было изрядной наглостью по меркам времени.
Моцарт и Глюк начали писать увертюры или вступления, которые имели какое-то отношение к настроению оперы. Во времена барокко увертюра должна быть маленьким отдельным произведением по схеме A-B-A` - так же как и ария da capo.
Монтеверди сейчас не помню. По-моему, тоже просто вступление.
Но увертюра `Вильгельма Телля` Россини - это маленькая програмная симфония: природа - буря - после бури (с каплями дождя - флейта) - борьба людей на конях.
Пуччини был сам себе стилистом: morbidezza pucciniana. Некоторые считают его веристом, другие - последним романтиком.
(Кстати: опера `Луиза` Гюстава Шарпантье явно является реакцией на `Богему` итальянцев (не путать с Марком-Антуаном Шарпантье - композитором 17-го века). Гюстав решил, что сами парижане будут писать лучше оперы на парижские сюжеты, и `Луиза` - это даже morbidezza parisina).
Ах, вот оно что.
У нас в Архиве есть и то и другое, но не на одной странице:)
И правильно, что не на одной. Ведь то, что любо французу, итальянцу - морте) Так что пришлось подредактировать и партитуру оперы, чтобы итальянцы в обморок не попадали от французской манеры)
И правильно, что не на одной. Ведь то, что любо французу, итальянцу - морте) Так что пришлось подредактировать и партитуру оперы, чтобы итальянцы в обморок не попадали от французской манеры)
Мне лично больше французский вариант понравился.
Опера чудо!
Я честно ещё не слушал ни того, ни другого варианта. Но всем нравилось в своё время. И императору Иосифу II и даже Буонапарте не жалел рукоплесканий)
А меня заинтриговал сегодняшний комментарий Андрея Попова, вот и решила послушать:):
`В Вене как-то состоялись одновременно две премьеры - `Дон Жуан` Моцарта
и `Аксур` Сальери. Через несколько спектаклей венцы перестали ходить
на `Дон Жуана` и его сняли с репертуара, а `Аксур` имел громадный
успех, несколько сезонов давал полные сборы. И никаких интриг не было,
просто венцы ТАК тогда слышали. `Аксур` нравился им больше`.
Вот ещё хотел добавить.
Раньше я считал Пуччини самым хоровым из оперных творцов. Потом понял, что я жестоко ошибся. Глюк или Гендель, вот кто-то из них. Тут нужна ваша поддержка, друзья.
Ну, разумеется, я не рассматриваю русских композиторов. О них отдельно и особо.
А меня заинтриговал сегодняшний комментарий Андрея Попова, вот и решила послушать:):
`В Вене как-то состоялись одновременно две премьеры - `Дон Жуан` Моцарта
и `Аксур` Сальери. Через несколько спектаклей венцы перестали ходить
на `Дон Жуана` и его сняли с репертуара, а `Аксур` имел громадный
успех, несколько сезонов давал полные сборы. И никаких интриг не было,
просто венцы ТАК тогда слышали. `Аксур` нравился им больше`.
Ой, я пропустил)
Да, видать венцы пресытились буффами))
А меня заинтриговал сегодняшний комментарий Андрея Попова, вот и решила послушать:):
`В Вене как-то состоялись одновременно две премьеры - `Дон Жуан` Моцарта
и `Аксур` Сальери. Через несколько спектаклей венцы перестали ходить
на `Дон Жуана` и его сняли с репертуара, а `Аксур` имел громадный
успех, несколько сезонов давал полные сборы. И никаких интриг не было,
просто венцы ТАК тогда слышали. `Аксур` нравился им больше`.
А вот это уже интересно. И поскольку Дон Жуана мы уже знаем, осталось объективно расслушать Аксура.
Вот ещё хотел добавить.
Раньше я считал Пуччини самым хоровым из оперных творцов. Потом понял, что я жестоко ошибся. Глюк или Гендель, вот кто-то из них. Тут нужна ваша поддержка, друзья.
Ну, разумеется, я не рассматриваю русских композиторов. О них отдельно и особо.
А что собственно подразумевается под `хорвым` композитором? У кого в опере больше хоров встречается? Если так, то, думаю, во французских операх Люлли и Рамо хоров больше, чем в итальянских) У Вивальди мало хоров и они короткие. Заключительный само собой. А так ещё некоторые хоры, например, императора славят (Вива! Вива!), или солдаты поют, или ещё кто. Но хоры короткие. Да и дуэтов мало. В основном речитатив - ария - речитатив - ария) Ну сериа же)
А что собственно подразумевается под `хорвым` композитором? У кого в опере больше хоров встречается? Если так, то, думаю, во французских операх Люлли и Рамо хоров больше, чем в итальянских) У Вивальди мало хоров и они короткие. Заключительный само собой. А так ещё некоторые хоры, например, императора славят (Вива! Вива!), или солдаты поют, или ещё кто. Но хоры короткие. Да и дуэтов мало. В основном речитатив - ария - речитатив - ария) Ну сериа же)
Совершенно верно. Так я Вивальди и не упомянул в этом контексте, а лишь Глюка и Генделя.
Дима, у Генделя посмотри Орландо и Ксеркса, а у Глюка Орфея и Альцесту.
Если не внапряг.)
Спасибо! Элина выше помогла с Глюком, за что ей огромное спасибо. Но мне кажется для точности нужно взять минимум 5 опер Глюка и столько же у Генделя. Чем больше опер, тем вернее статистика)
Спасибо! Элина выше помогла с Глюком, за что ей огромное спасибо. Но мне кажется для точности нужно взять минимум 5 опер Глюка и столько же у Генделя. Чем больше опер, тем вернее статистика)
законам нельзя было хоронить человека в отдельную могилу, а закапывали в общую, если
человек не принадлежал к определенному социальному статусу.
именно на тот момент это правило действовало. Во-первых, в пределах венских кладбищ
оставалось совсем мало места, а во-вторых, так боролись с инфекциями. Принято было ещё при
Иосифе 2-м на уровне закона, так что хоронили так всех, кроме членов императорской семьи.
Даже для высшей аристократии исключения не было, но тех погребали чаще не в Вене, а на их
землях. Продержался этот порядок недолго, лет 20, кажется. Но именно смерть Моцарта
пришлась на этот период. А с Вивальди было не так, про него просто все забыли. Абсолютно
все, никому не был нужен, умирал в нищете практически. Родственников не осталось, детей не
было, так как он был священником. И где могила, никто и не знает, а тогда никого и не
интересовало.