Фредерик Шопен (1810–1849)

           
Шопен

Фредерик Шопен родился 1 марта 1810г. в Желязовой Воле около Варшавы. Его отец был иммигрировавшим французом и преподавал в Польше французский язык.От своей польской матери мальчик получил свои первые уроки игры на фортепиано. Когда Фридерику было 7 лет, богемский музыкант Адальберт Цивни занялся его музыкальным образованием. У Цивни Шопен познакомился также с произведениями Баха, Гайдна, Моцарта и Бетховена. В 1818г. был опубликован первый полонез Шопена, и в том году молодой музыкант дебютировал как пианист.
Необозримо большой талант пианиста привёл его к Йозефу Ксаверу Элснеру, у которого он брал уроки игры на фортепьяно в Варшавской консерватории и получил там диплом в 1829г.( ) В это время Шопен интересуется наряду с современной музыкой также литературой и политикой. При его концертных выступлениях он знакомился с музыкой его коллег, кроме того, Паганини и Иоганн Непомука Хуммеля, которая произвела на него большое впечатление, что также выражается в ранних произведениях Шопена.
Карьера Шопена как пианиста была коротка. Она начиналась в 1827г. в Варшаве, привела его в конце 1828г. в Берлин, где он познакомился с музыкальным творчеством Генделя и Вебера. В 1829г. Шопен давал следующие успешные концерты в Вене, Праге и Дрездене, прежде чем в октябре 1830 г. он в последний раз выступил в Варшаве.
В 1831г. Шопен выезжает в Париж, где собиралось большинство интеллектуальной и художественной элиты, которая принимала его с воздушным поцелуем. Где бы Шопен не выступал, а он выступал иначе чем, например, Лист, который собирал большие залы, в салонах аристократии, он вызывал большое восхищение. Шопен пользовался спросом, особенно в доме семьи Ротшильда, как непревзойдённый учитель игры на фортепьяно, что делало ему имя больше, чем выступления на общественных концертах.
К его друзьям и поклонникам принадлежали тогда такие знаменитые композиторы, писатели и художники, как Лист, Берлиоз, Россини, сын Менделя-Бартольди, Гейне, Бальзак и Делакруа. В 1836г. на Шопена обращает внимание Роберт Шуман, который знакомится с рецензией на творчество Шопена в своём `Новом музыкальном журнале`.( )
Шопен был в том же году представлен Ференцем Листом писательнице и феминистке Жорж Санд. С Жорж Санд Шопена связывало в течение следующих 12-ти лет тесное партнёрство и любовная связь, которая существенно влияла на жизнь.
На год раньше у Шопена были отмечены первые тяжелые симптомы туберкулеза. Врачи советовали Шопену лечебный отдых в мягком климате, и он немного путешествовал зимой 1838/39г.г. на Майорку в монастырь Вальдемосса. Тем не менее, это пребывание не помогло теперь хронически слабому Шопену, так как плохая погода этой зимы была скорее вредна его состоянию здоровья. На Майорке, в практически неотапливаемом монастыре, он заканчивал свои знаменитые Прелюдии op.28.( )
Его творческое наследие интересно и разнообразно: мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны, сонаты, баллады, скерцо, фантазии, экспромты.
В течение следующих лет Шопен со своей спутницей жил попеременно в Париже и в поместье Жорж Санд в Nohant. В 1847г. они ненадолго расстались, после того, как дошло до ссоры, которую инициировали дети Жорж Санд.
Шопен давал далее маленькие концерты, кроме всего прочего, для королевы Виктории в Шотландии, тем не менее , состояние его здоровья заметно ухудшалось. После гастролей в Великобританию он возвратился, похожий на собственную тень, в Париж и был слишком слаб теперь, даже для того, чтобы давать уроки игры на фортепиано.( )
Шопен умер 17 октября 1849г., став жертвой туберкулеза лёгких, и был похоронен под звуки `Реквиема` Вольфганга Амадея Моцарта на Парижском кладбище Pére-Lachaise.


 


 

12 Этюдов Op. 10
12 Этюдов Op. 25
2 Бурре BI160
2 ноктюрна Op. 27
2 ноктюрна Op. 37
2 ноктюрна Op. 62
2 ноктюрна (1836-37) Op. 32
2 ноктюрна (1841) Op. 48
2 ноктюрна (1843) Op. 55
24 прелюдии (1836-39) Op. 28
3 мазурки Op. 50
3 мазурки Op. 56
3 мазурки Op. 59
3 мазурки Op. 63
3 новых этюда Op. posth
3 ноктюрна Op. 9
3 ноктюрна Op. 15
3 экоссеза Op. 72-3
4 мазурки Op. 6
4 мазурки Op. 17
4 мазурки Op. 24
4 мазурки Op. 30
4 мазурки Op. 33
4 мазурки Op. 41
4 мазурки Op. 67
4 мазурки Op. 68
5 мазурок Op. 7
Анданте-cпианато и большой полонез ми-бемоль мажор Op. 22
Баллада №1 соль минор Op. 23
Баллада №2 фа мажор Op. 38
Баллада №3 ля-бемоль мажор Op. 47
Баллада №4 фа минор Op. 52
Баркарола фа-диез мажор Op. 60
Блестящие вариации си-бемоль мажор Op. 12
Болеро до мажор Op. 19
Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера `Роберт-дьявол` BI 70
Вальс фа-диез минор `Valse Melancolique` Op. posth
Вальс № 1 ми-бемоль мажор `Большой блестящий вальс` Op. 18
Вальс № 2 ля-бемоль мажор Op. 34-1
Вальс № 3 ля минор Op. 34-2
Вальс № 4 фа мажор Op. 34-3
Вальс № 5 ля-бемоль мажор Op. 42
Вальс № 6 ре-бемоль мажор Op. 64-1
Вальс № 7 до-диез минор Op. 64-2
Вальс № 8 ля-бемоль мажор Op. 64-3
Вальс № 9 ля-бемоль мажор `Прощальный` Op. 69-1
Вальс №10 си минор Op. 69-2
Вальс №11 соль-бемоль мажор Op. 70-1
Вальс №12 фа минор Op. 70-2
Вальс №13 ре-бемоль мажор Op. 70-3
Вальс №14 ми минор Op. posth
Вальс №15 ми мажор Op. posth
Вальс №16 ля-бемоль мажор Op. posth
Вальс №17 ми-бемоль мажор Op. posth
Вальс №18 ми-бемоль мажор Op. posth
Вальс №19 ля минор Op. posth
Вариации ля мажор `Памяти Паганини` BI 37
Вариации ми мажор на немецкую народную песню `Der Schweizerbub` BI 14
Вариации на марш из оперы Беллини "Пуритане"
Вариации на тему арии из оперы Моцарта «Дон Жуан» Op. 2
Вариации на тему Россини
Галоп Маркуса
Дама с камелиями (балет на музыку Фредерика Шопена)
Интродукция и блестящий полонез для фортепиано и виолончели Op. 3
Интродукция и рондо ми-бемоль мажор Op. 16
Интродукция, тема и вариации ре мажор для 2 ф-но BI 12(A)
Кантабиле си-бемоль мажор BI 84
Колыбельная ре-бемоль мажор Op. 57
Контрданс соль-бемоль мажор BI 17
Концерт для фортепиано с оркестром №1 ми минор (1830) Op. 11
Концерт для фортепиано с оркестром №2 фа минор (1829) Op. 21
Концертное аллегро ля мажор Op. 46
Краковяк, концертное рондо для фортепиано с оркестром фа мажор (1828) Op. 14
Ларго ми-бемоль мажор BI109
Листок из альбома
Мазурка `Émile Gaillard` ля минор BI140
Мазурка `Notre temps` ля минор BI134
Мазурки без опуса
Ноктюрн №19 ми минор (1827) Op. 72-1
Ноктюрн №20 до-диез минор Op. posth
Ноктюрн №21 до минор Op. posth
Полонез До-диез минор Op. 26-1
Полонез до-минор Op. 40-2
Полонез ля мажор Op. 40-1
Полонез Ля-бемоль мажор
Полонез ми-бемоль минор Op. 26-2
Полонез Си-бемоль мажор
Полонез Си-бемоль минор
Полонез Соль минор
Полонез Соль-бемоль мажор
Полонез Соль-диез минор
Полонез фа-диез минор Op. 44
Полонез №6 ля-бемоль мажор `Героический` Op. 53
Полонез-фантазия ля-бемоль мажор Op. 61
Польские песни (1829-1847) Op. 74
Прелюдия до-диез минор (1841) Op. 45
Прелюдия ля-бемоль мажор Op. posth
Рондо для 2-х фортепиано до мажор Op. 73
Рондо До минор Op. 1
Рондо Фа мажор Op. 5
Скерцо №1 Си минор Op. 20
Скерцо №2 Си бемоль минор Op. 31
Скерцо №3 До-диез минор Op. 39
Скерцо №4 Ми мажор Op. 54
Соната для виолончели и фортепиано соль минор (1847) Op. 65
Соната для фортепиано №1 до минор Op. 4
Соната для фортепиано №2 cи-бемоль минор Op. 35
Соната для фортепиано №3 си минор Op. 58
Тарантелла ля-бемоль мажор Op. 43
Траурный марш до минор Op. 72-2
Три полонеза Op. 71
Фантазия на польские темы для фортепиано с оркестром ля мажор Op. 13
Фантазия фа минор (1841) Op. 49
Фортепианное трио соль минор (1828-29) Op. 8
Фрагменты произведений
Фуга ля минор BI144
Экспромт №1 Op. 29
Экспромт №2 Op. 36
Экспромт №3 Op. 51
Экспромт-фантазия до-диез минор Op. 66
 
           

Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru