Скачать ноты
Андрей Бардин
(орган)
,
Марина Гаджиева
(скрипка),
Михаил Аркадьев
(дирижер), Красноярский камерный оркестр
Concerto Grosso Аркадьева для органа, скрипки и струнного оркестра - воплощение тоски по руинам барокко, ностальгический жест, последнее прости всей великой полифонической традиции 17го - первой половины 18 века. Строится сочинение на полифонической обработке только (и исключительно) двух запоминающихся тем – хорала Баха № 47 “Vater unser” («Отче наш»), и авторской темы фуги. ... Самое начало сочинения, «Эпиграф» – ключ ко всей концепции Concerto.
|
||
`Concerto grosso «На руинах барокко»
Concerto Grosso Аркадьева для органа, скрипки и струнного оркестра - воплощение тоски по
руинам барокко, ностальгический жест, последнее прости всей великой полифонической
традиции 17го - первой половины 18 века. Строится сочинение на полифонической обработке
только (и исключительно) двух запоминающихся тем – хорала Баха № 47 “Vater unser” («Отче
наш»), и авторской темы фуги. Последняя хоть и соткана из узнаваемых баховских мотивов,
обладает интонационной особенностью, благодаря ритмической энергии и большому
двухоктавному диапазону.
Самое начало сочинения, «Эпиграф» – ключ ко всей концепции Concerto. Одноголосное
звучание органа, с тишайшим почти незаметным вплетением скрипки напоминает то ли древнюю
флейту Пана, то ли латиноамериканскую свирель. Неожиданные разрывы звучания, зависающие
надолго абсолютные паузы заставляют насторожится слушателя, который начинает понимать, что
именно в паузах, в зияющем Ничто, концентрируется медитативный смысл этой музыки.
Чередование четырех полифонических частей Concerto, сотканных из авторской ритмически
варьируемой, темы: Fuge (Фуга), Passcaglia (Пассакалия), Siciliana (Сицилиана), Giga
(Жига) и баховского хорала, отсылает нас к структуре баховских Пассионов («Страстей по
Матфею» и «Иоанну»), где мистический евангельский сюжет «комментируется` и проживаются
поющими под орган прихожанами. Здесь этот образ дан в руинизированном, разорванном паузами
звучании. Siciliana является лирическим и ностальгическим центром сочинения, где тема фуги
преображается, и отсылает нас тонально (h moll, си минор), и по инструментовке к
знаменитой арии альта `Erbarme dich` (ария покаяния Петра после отречения) из `Страстей по
Матфею.` Роль зияющих пауз в сочинении исключительно велика. Пауза как собственно
музыкальный феномен здесь носит подчеркнуто мистический смысл: погружение в священный
парадоксальный мрак Присутствия и Смерти всего трансцендентного. На последних секундах
звучания в “Postscriptum” мы слышим прощальную мягко диссонирующую органную секунду,
которая напоминает протянутую как бы в бессильном жесте руку: попытка дотянуться, удержать
трагический свет руин барочного космоса...`
Мне самому не раз приходилось помогать музыковедам сочинять про себя статьи, но тут
такое!.. Всегда есть определенная мера скромности... Что-то про себя скажешь (про
форму-структуру, принципы развития и т.д.) - а остальное - сами, пожалуйста! Я уже ни при
чем!... А тут - вот он я! Любите меня, гениального!... Хочется сказать - блин внатуре
нахрен чисто!..
чисто!..
музыковедам сочинять про себя статьи... Всегда есть определенная мера скромности...
Что-то про себя скажешь (про форму-структуры ... и т.д.)
ли приведённый текст именно Михаилом Аркадьевым: просто я его взял с его страницы
вконтакте, опубликованный от собственного имени.
смутило? Попробуйте сформулировать, что не так.
мне напоминать Брежнева: и пианист он, и музыковед, и дирижер - а еще и композитор!
стандарты не годятся, Вы поверьте. Он имеет основания для высокой самооценки, притом
будучи не задавакой, а нормальным человеком. И может считать себя вправе не церемониться.
Причем, сколько помню, к сочинению музыки он относился скорее как к чему-то побочному в
жизни. Давно мы не общались, не знаю, как сейчас. Но он силён во всём, чем бы ни занялся.
удержаться не могу
и пианист он, и музыковед, и дирижер - а еще и композитор!
нравятся некоторые его эссе (заявлено много интереснейших тем), в плане его сочинительства
я мало в курсе, чаще слушал как пианиста на концертах...
покажется верхом скромности. А музыка просто великолепная!
достаточно информации о Михаиле Аркадьеве, и кто совсем, никогда и нигде не был ни разу
знаком, может почитать..может что-нибудь всплывет в памяти..
думаю, наиболее ценно то, что Аркадьев - философ, ученик М.Г.Харлапа.
искусствоведения, Наталья Эскина. В сети достаточно информации о Михаиле
Аркадьеве.
он весьма активен в сети.
спасибо за уточнение по авторству текста: гугл не дал никакой отсылки на Наталью Эскину
(которая является, как понял, зав. муз. частью Самарского оперного театра), а сразу привёл
к странице Михаила в вконтакте, что и вызвало недоразумение.
исправил.
- философ, ученик М.Г.Харлапа.
и по одному из разговоров, и по читанным когда-то статьям Миши, и Харлап как личность в
применении к профессиональной философии выглядит пикантнее Вами названных, я думаю.
занялся.
того, что `силен во всем` - позвольте усомниться...
искусствоведения, Наталья Эскина...
одаренный, но касательно того, что `силен во всем` - позвольте усомниться...
я уточню, может, чего-то не знаю, философ, пианист, композитор, дирижёр, в этих вещах
Аркадьев точно заслуживает внимания и уважения, мне кажется. Знаю его примерно с
17-летнего возраста. А что как человек он не всем нравится, это возможно вполне.
знаю, философ, пианист, композитор, дирижёр, в этих вещах Аркадьев точно заслуживает
внимания и уважения...
довольно давно). Статьи у него - замечательные, читал. На рояле играет здорово. Как
дирижирует - не видел... Ну вот разве что видео посмотреть... Музыку писать - не умеет.
таково мое мнение. Уж, простите!
уже сказал - так, заодно. Был случай, но нет времени написать сейчас.
профессиональной философии выглядит пикантнее Вами названных, я думаю.
приоритеты.
Но, полагаю, в среде профессионалов, не ведутся на Имена,
и, думаю, Вы лучше осведомлены..
А упомянула в желании вызвать рефлекс у ..широкой публики..
Знаете, каждая буква влияет на настроение. Слава богу, на реальное положение дел это мало
влияет..но бывает.
это возможно вполне.
простите!
..по-разному
говорили знакомые музыканты женского пола (в реале и виртуале общающиеся/общавшиеся с
Михаилом), в Аркадьеве им больше всего не нравится то, что он себя считает неотразимым
перед ними и для них... )
впрочем, это лирика и субъективное мнение: возможно, кому-то как раз и импонирует такое
обаяние.
музыкантши, как и некоторые женщины, впрочем, категория сложная, противоречивая...
..по-разному
серьезные, обязывающие и поддерживающие слова. А насчет композиции же мы с тобой всегда
немного спорили:) хоть для меня это вроде бы и факультатив, но один из формо- и
жизнебразующих. Жму еще раз спасибо, и тебе Андрюша Бардин, и даже тому, кто в упор не
помнит моей активной поддержки его сочинений в Красноярске много лет назад...
себя считает неотразимым...
впрочем, это лирика и субъективное мнение: возможно, кому-то как раз и импонирует такое
обаяние.
точно сформулировали. Я его совершенно не знаю как музыканта, но видел только одно здесь
где-то выложенное его `политическое обращение`. Там все это `прет из всех дыр` - кайф от
себя, любимого. Выглядит он там, правда, неким героем-злодеем провинциальной оперетты...
обнаружишься, привет. Миша, убегаю. ни секунды не имею, расскажи, где ты и что ты, я
потом.
сочинений в Красноярске много лет назад...
Михаил, собственно, до Вашей музыки разговор ещё не дошёл... разговоры за жизнь идут.
не думаю, что Владимир Вам неблагодарен за поддержку, скорее всего, выражает искренне
своё мнение касательно одного аспекта Вашего творчества и деятельности.
будем надеяться, что дискуссии будут более направлены далее и на музыку.
было бы хорошо, если появятся другие сочинения в архиве.
привет. Миша, убегаю. ни секунды не имею, расскажи, где ты и что ты, я потом.
проверь почту :)
не так.
Это меня не смутило (так как я - не христианин), просто один мой знакомый,
придерживающийся поста (одно только воздержание для него - пытка), таких выражений не
допускает. Говорит, что `не постные` это выражения)))
одаренный, но касательно того, что `силен во всем` - позвольте усомниться...
в руинах барокко - несомненно силён.
только одно здесь где-то выложенное его `политическое обращение`. Там все это `прет из
всех дыр` - кайф от себя, любимого
пианистическому искусству и статьи. По обоим направлениям вызывает уважение. К его
собственно музыкальной деятельности (игра на рояле и композиция) отношусь сдержанно, но
одно можно сказать точно - это явно не профан. Как дирижёра его не знаю
частности, об историзме. У С.Загния есть хорошее эссе, где он блестяще отвечает на критику
какого-то американского музыковеда, который упрекает современных российских авторов в
чрезмерном пристрастии к историзму, аллюзиям и т.п. Сергей замечательно парирует в том
духе, что нас так долго учили соответствовать некой линии, что теперь нам плевать на любых
`учителей` такого рода. Что хотим, то и делаем.
Но есть еще одна сторона. Я замечаю разницу в отношении к историческим аллюзиям у меня и
у моего поколения в сравнении с таким отношением у поколения, которое совсем ненамного
старше, лет на пять-десять. М.Аркадьев трактует свой кончерто гроссо как прощание, как
последний вздох чего-то близкого и родного, умирающего на глазах. И совершенно
естественно, что он обращается к самым истоком этого `родного умершего` - речь идет о
великой европейской музыке, и об ее истоке - барокко, породившему оперу, которая
определила всю парадигму классической музыки. Но уже для моего поколения сам акт такого
прощания становится невозможным. Стилистические аллюзии в моей, скажем, музыке, это игра в
кирпичики, постапокалипсис. Все уже не только разрушено, но и с ним уже давно
распрощались. Остается собирать эти разросненные камушки и выстраивать их в какую-то
забавную, весьма далекую от первоисточника, конструкцию.
Почему это произошло, откуда этот резкий переход? Мне кажется, дело в том, что предыдущее
поколение получило образование и начало свою творческую жизнь еще в условиях СССР. Еще в
1983-85 это казалось чем-то незыблемым, на века. Мы же, окончив консу, попали совсем в
другую реальность. Она столь разительно отличалась от того, что было, что эта грань
оказалась непреодолимой. Несмотря на то, что М.Аркадьев старше меня всего на восемь лет, а
я старше А.Шмурака на двадцать лет, поколение Шмурака кажется мне ближе и понятнее.
Вот такая странность.
мне руины понравились даже больше чем само барокко ... ой
Спасибо АШ за наводку !!!
нему и - хорошо. Есть названия, которые содержат слово `прощание` в различных
модификациях, но эти названия не следует понимать буквально.
`Прощальная` соната Бетховена, `Прощание с Петербургом`, `Прощание славянки` - известный
марш, `Прощание с Родиной` - известный полонез Огиньского, но ни одно их этих прощаний не
содержит прощания как деморализующего человека события - все эти произведения прекрасны,
их хочется слушать и слушать, они сам `предмет` прощания воспевают как некую нетленную
ценность, с которой временно приходится физически расстаться, но которая тем не менее
остается жить в душе, да, и возврат к ней неизбежен, пусть не в лице конкретного
человека, а в лице других будущих людей, но - неизбежен. Думается то же можно отнести и к
этому кончерто гроссо. Никакой патологии, связанной с гибелью барокко нет. Есть прекрасная
музыка, которую будет нескучно слушать еще не раз, и которая вовсе не `хоронит` барокко, а
прощается с ним в том плане, как я говорил.
Решительно ничего ужасного и гибельного в музыкальной культуре не происходит - есть
общая ситуация бездуъовности в системе ценностей ныне живущих , порожденная торжеством
определенных политических сил, и навязанных ими ценностей, но они не вечны.)))) Порядочное
число современных авторов прибывают в унынии и бессильны написать что-то запоминающееся, а
этот факт их самих злит и деморализует, заставляя злобствовать и удрученно сетовать на
смерть культуры, гибели музыки, отсутствии гениев. Будет и музыка, будут и гении. Ура `На
руинах барокко`. Король умер, да здравствует король! Пусть мертвые хоронят своих
мертвецов. Хорошая, красивая музыка. Спасибо автору.
скорее, наоборот, рождает интерес к нему и - хорошо.
тоже есть некая странность. Гибель барокко была объявлена еще `Бурей и натиском`,
поколением Ф.Э.Баха. Потом еще много раз больной объявлялся покойным, но возрождался, как
Феникс, всякий раз. Есть в барокко (я имею в виду только музыку) какая-то загадка, некий
код вечности. То есть, можно взять простой штамп. Я пишу нечто для театра и мне нужно
изобразить некий символ вечного, вневременного. Самое первое, что приходит в голову -
тембр клавесина, рекордера, максимальная реверберация, сарабанда или ария и т.п. Точно
так, как у Тарковского в `Солярисе` и `Жертвоприношении`. Именно символ вечного, а не
просто старинного.
барокко ... ой
непонятно...
А музыка мне показалась просто слабой, не услышал в ней ни барокко, ни даже руин
барокко, просто некие экзерсисы, упражднения такие под подпорченный стиль, причём как-то и
выполненные несвязно. Автору не должно быть обидно, надеюсь на это, так как он не особенно
настойчив считать себя именно композитором.
баховских Пассионов («Страстей по Матфею» и «Иоанну»), где ..евангельский сюжет
«комментируется` и проживаются поющими под орган прихожанами...
путаница. В протестантских Пассионах паства только в хоралах подпевает; хорал - это
молитва, а не комментарий к евангельскому сюжету и не проживание его.
Пассионах паства только в хоралах подпевает; хорал - это молитва, а не комментарий к
евангельскому сюжету и не проживание его.
музыковеда Натальи Эскиной (цитату из статьи которой, я некритически привёл), что она
подразумевала под своими словами/утверждениями...
но Вы точно заметили.
выражения)))
поменять, сказать, например:
Блин внатуре нахрен чисто,
Мне сыграйте Вальс Мефисто...
В том и дело, что оно заменитель ругательства, и совершенно беззлобный при этом - но
отношение к предмету передает... А посты я стараюсь соблюдать, конечно. Правда, мяса уже
лет двадцать пять не ем...
написанный к сочинению комментарий сделал не сам автор - надо было это и подать
соответствующим образом! А так, как это подано было сначало - спровацировало раздражение!
Зачем было `подставлять`, или `подставляться`? Вот многих и понесло: одних - поругать
автора, других - встать на его защиту... Меня, например, понесло немного ругнуться...
Знаете, сколько про меня сейчас статей пишется? Одна дама диссертацию сочинила... Я уже
говорил, что часто помогаю им разобраться с чем-то, но когда они приносят конечный
результат мне почитать, все-же порой говорю: это убери, и то тоже... Некрасиво быть
`героем нашего времени`...
совершенно беззлобный при этом - но отношение к предмету передает...
ругательства - то же, что и `заменитель жены`)))
`Само желание на уровне мысли уже греховно... все мысли должны быть только о Нём`.
Это фактически цитата одного старца, с которым я общался в конце 80-х годов, посетив
Почаевскую лавру)))
Только не думайте, что я Вам что-то советую или предлагаю... это всего лишь размышления
на тему)
мысли должны быть только о Нём`.
`заменитель жены`)))
времени`...
толком не рассвело, клавиатуру плохо видно...
стража морали и нравов..)
отогнал от дверей медведя, который, гуляя по улицам, задержался у дверей и помешал уйти
вовремя на работу...
мысли должны быть только о Нём`.
собираюсь на исповедь в этом посту... Когда пойду - вспомню и об этом...
рекомендуют аскетические опыты. Не для каждого этот путь возможен, да и для тех кто
склонен - опасно форсировать.
правильное.
аскетические опыты. Не для каждого этот путь возможен, да и для тех кто склонен - опасно
форсировать.
сами знаете Кто)))
время поста уместен `заменитель` ругательства, или хотя малейший помысел о скверном?
И на счёт жены - воздержание полное должно быть на протяжении всего поста)
поле... и заминировал его сами знаете Кто)))
на протяжении всего поста)
христиане стали значительно менее выдержанными. Уже не считается обязательным.
`заменитель` ругательства, или хотя малейший помысел о скверном?
ругаться вообще?
поле... и заминировал его сами знаете Кто)))
у человека по ушам топтался медведь, спеть `комар баню топил` - великое достижение, за
которое и мороженку выдать можно, а Вас хвалить за это же - только обидеть. В духовной
жизни всё гораздо гибче и сложнее.
на протяжении всего поста)
ругаться не надо вообще... Я матерки забыл уже давно... Но эмоции все-равно выплескиваются
иногда... Понятно, что делать так не надо... Вот когда я сочинял почти каждый день - все
сублимировалось в творчество... Сейчас так не получается...
Прекрасная музыка. Спасибо автору.
знаете Кто...
)))))))))
тех пор христиане стали значительно менее выдержанными. Уже не считается
обязательным.
Так можно дойти до того, что и сам пост во время поста будет не обязательным. Гибче надо
быть. Гибче!)))
человека по ушам топтался медведь, спеть `комар баню топил` - великое достижение
кто там `слоном` прикидывается, не Сам ли Он, от скуки?)
деревья не сажал, и никто ничего не вкушал... и Суда никакого не будет)))
ЛЯПОТА!
строгим
- кому, что и когда... и все непременно слушались?
А потом какое-то чудо случилось и люди стали свободными)))
контролировала деторождение, указывала - кому, что и когда... и все непременно слушались?
А потом какое-то чудо случилось и люди стали свободными)))
сто раз меньше...
вообще?
придумаешь.
меньше...
000!!!!
поста
бы.
от скуки?)
Такое чудо...
предпочитаете свободу в рамках и кандалах???
Гремите своими цепями и дальше.
А история о `грехопадении` - БЛЕФ!)))
приступ адрамелекства.
она лезет куда её не просят?
контролировать свободу?
Это не под силу даже тому, о ком Вы всё время здесь говорите)))
глобализация?
Вас беспокоит то, что китайцев с индусами -
почти 3 000 000 000 на сегодняшний день?
здесь говорите)))
было создавать по Своему образу и подобию?
вздумал? Куда мне? Вы слишком высоко меня цените.
Самоконтроль! Знаете что такое?
нет ограничивать: зачем было создавать по Своему образу и подобию?
деревья сажать и людей туда - пущать, но строго-настрого запретить им что-либо трогать и
вкушать?
То ли тешил Своё Самолюбие, то ли просто Жадина)))????
пущать, но строго-настрого запретить им что-либо трогать и вкушать?
почему такой тупой? Как по другому выявить способность к творчеству, если всё везде готово
для жизни и удовлетворения любых потребностей? Богоподобие как в таких условиях проявить и
Божественный план реализовать? Только и можно этого добиться, сделав моральное
ограничение.
приезжал!)))
книгам.
реализовать? Только и можно этого добиться, сделав моральное ограничение.
и Ж с грехом. Потом сделаю Ж беременною мною, чтобы я родился. После этого я убью себя как
жертву себе. Чтобы спасти вас от грехов, которыми я вас наделил`. Да, божественный план,
богоподобные вы наши...
Человек вполне мог не нарушать запрета и не впадать в грех. То, что он выбрал тот путь,
который выбрал - проявление свободы воли, а не Божественное установление.
После этого я убью себя как жертву себе.
имеет. В такой версии мог бы рассуждать Савелий в конце III века, но эта ересь осуждена
ещё до Вселенских соборов. Бог Троица, вовсе не трансформер какой-нибудь.
имеет. .. ересь осуждена ещё до Вселенских соборов...
человечище, смеетесь вместе со мной
какой-нибудь.
наделил`.
(т.е. осуществлять действия против Божественных установлений) он научился виртуозно. Вот,
чтобы избавить человека от результатов этого `мастерства` - пришлось отдать в жертву Сына.
Причём не Богу нужна кровавая жертва. Он вовсе не молох древнего Вавилона. Просто
существует план мироздания, в котором человек - центральное звено. Если он не выполняет
задачу, ради которой создан - значит не осуществим весь план. Надо либо уничтожать
мироздание, либо изнутри изменять вектор, избранный свободной волей человека. Сделать это
может только человек по свободному же волеизъявлению. Сын Человеческий это и делает. Если
Адам нарушает добрую волю Божию, то Христос подчиняется злой воле людей, принимая крестные
муки. Обладая помимо человеческой ещё и Божественной природой - попирает смерть и
воскресает. Тем самым восстанавливает гармонию первоначального Божественного замысла.
Только человеческими силами Воскресение было бы невозможно, потому что человек создан
бессмертным. Смерть вошла в мир через грехопадение.