Александр Скрябин (1872–1915)

Скрябин

Александр Николаевич СКРЯБИН (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, там же) — русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоящее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.
Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.
Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.

(из Википедии)


 


Фотографии Случайное произведение


10 мазурок Op. 3
12 этюдов Op. 8
2 мазурки Op. 40
2 мазурки Ор. Posth.
2 ноктюрна Op. 5
2 поэмы Op. 69
2 поэмы Op. 71
2 поэмы Op. 32
2 поэмы Op. 44
2 поэмы Op. 63
2 прелюдии Op. 67
2 прелюдии Op. 27
2 пьесы Op. 57
2 пьесы Op. 59
2 пьесы для левой руки Op. 9
2 танца Op. 73
2 экспромта Op. 12
2 экспромта Op. 14
2 экспромта Op. 10
2 экспромта в форме мазурки Op. 7
24 прелюдии для фортепиано Op. 11
3 прелюдии Op. 35
3 пьесы Op. 2
3 пьесы Op. 45
3 пьесы Op. 52
3 пьесы Op. 49
3 этюда для фортепиано (1912) Op. 65
4 прелюдии Op. 37
4 прелюдии Op. 22
4 прелюдии Op. 48
4 прелюдии Op. 31
4 прелюдии Op. 33
4 прелюдии Op. 39
4 пьесы Op. 51
4 пьесы Op. 56
5 прелюдий Op. 74
5 прелюдий Op. 15
5 прелюдий Op. 16
6 прелюдий Op. 13
7 прелюдий Op. 17
8 этюдов Op. 42
9 мазурок Op. 25
Valse in D flat major, Op. Posth Op. Posth
Аллегро аппассионато ми-бемоль минор Op. 4
Вальс ля-бемоль мажор Op. 38
Вальс фа минор Op. 1
Вариации на тему Егоровой фа минор Op. Posth
Вроде вальса Op. 47
Канон ре минор Op. Posth
Концерт для фортепиано с оркестром Op. 20
Концертное аллегро Op. 18
Листок из альбома Op. 58
Мечты (Reverie). Прелюдия для большого оркестра e-moll Op. 24
Не использован Скрябиным Op. 50
Не использован Скрябиным Op. 55
Ноктюрн ля-бемоль мажор Op. Posth
Полонез Op. 21
Поэма Op. 41
Поэма "К пламени" Op. 72
Поэма экстаза Op. 54
Поэма-ноктюрн Op. 61
Прометей (Поэма огня) Op. 60
Романс для валторны и фортепиано ля минор (1894) Op. Posth
Романс для голоса и фортепиано `Хотел бы я мечтой прекрасной`, текст автора Op. Posth
Сатаническая поэма Op. 36
Симфоническая поэма pе минор, op.posth
Симфония №1 Op. 26
Симфония №2 до минор Op. 29
Симфония №3, "Божественная поэма" Op. 43
Скерцо до мажор (1905) Op. 46
Соната для фортепиано № 1 фа минор (1892) Op. 6
Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия) соль-диез минор (1892-1897) Op. 19
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор `Состояния души` (1897-1898) Op. 23
Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор (1903) Op. 30
Соната для фортепиано № 5 фа-диез мажор (1907) op. 53
Соната для фортепиано № 6 (1911-1912) Op. 62
Соната для фортепиано № 7 `Белая месса` (1911-12) Op. 64
Соната для фортепиано № 8 (1912-13) Op. 66
Соната для фортепиано № 9 (1911-13) Op. 68
Соната для фортепиано №10 (1913) Op. 70
Соната ми-бемоль минор
Соната-фантазия cоль-диез минор (1886)
Трагическая поэма си-бемоль мажор Op. 34
Фантазия для фортепиано с оркестром ля минор op.posth
Фантазия для фортепиано, Op. 28
Фуга ми минор
Части произведений
 


 
 
 

Последние комментарии к произведениям композитора

demon1 (02.11.2012 18:22) не в сети не в сети
Мария Леттберг - записала все произведения А.Н.Скрябина.
DzhiTi (31.01.2014 02:12) не в сети не в сети
превосходное исполнение!
Wustin (21.02.2014 12:17) не в сети не в сети
Подарок Архиву незабвенного А.Ф.
michailcokin (28.05.2011 17:21) не в сети не в сети
Отличное исполнение напрасно оставленное без внимания. И кроме того оч. хорошее качество.
AlexKostenko (05.08.2011 09:43) не в сети не в сети
michailcokin писал(а):
Отличное исполнение напрасно оставленное без
внимания. И кроме того оч. хорошее качество.
Полностью с вамо согласен, да и человек
он уникальхый.Благодарю господа что удалось у него позаниматься...
Valery2 (05.08.2011 21:51) не в сети не в сети
Да, исполнение совершенно уникальное... Совершенно не похоже ни на одно из мне известных.
Несмотря на массу несогласий в разных отношениях (звук, темпы, динамика), не могу не
признать и убедительность, и высокое обаяние интерпретации.
Raro (28.01.2012 12:55) не в сети не в сети
Полнота исполнения здесь есть
Intermezzo (20.10.2013 18:10) не в сети не в сети
Еще одна просто замечательная скрябинистка!
RDarkSoul (01.10.2012 11:25) не в сети не в сети
Очень качественное исполнение. Великолепное `perle`. Сдержанное rubato. Продуманная
фразировка. Несомненно, лучшая интерпретация Op.8 (из представленных на сайте).
Twist7 (01.10.2012 12:51) не в сети не в сети
RDarkSoul писал(а):
Очень качественное исполнение. Великолепное
`perle`. Сдержанное rubato. Продуманная фразировка. Несомненно, лучшая интерпретация Op.8
(из представленных на сайте).
Спасибо большое. Очень интересно.
Leb1 (21.10.2014 14:26) не в сети не в сети
На мой взгляд, пожалуй, это лучшее исполнение всего цикла.
У других исполнителей, то один этюд раздражает, то в другом всё не так.

Наконец-то нашел то, что загружу в походный плеер.
Что касается записи полного цикла этюдов в исполнении Софроницкого, то в ней, к
сожалению, плохой звук.

Спасибо Виктору Карповичу, здОрово играл! Отличная работа!
DzhiTi (24.10.2014 00:45) не в сети не в сети
Leb1 писал(а):
У других исполнителей, то один этюд раздражает, то в
другом всё не так.
абсолютно согласна! хотя до этого предпочитала исполнение лишь
Софроницкого
Arkadiy1 (15.03.2011 01:55) не в сети не в сети
Во-первых, большое спасибо за выложенную запись. Во-вторых, очень хотелось бы узнать:
когда и где. Писать о Соколове трудно. После беспрецедентных восхвалений.
Сегодня - это великий пианист. Есть запись 12 этюдов Скрябина в исполнении Рихтера. Пока
ничего сравнивать не буду. Если это кому-то покажется интересным - тогда другое дело.
musikus (15.03.2011 12:01) не в сети не в сети
Хотел бы тоже поблагодарить за Скрябина с Соколовым. Дисков с Соколовым мало –
принципиально не записывается (я до сих пор довольствовался двумя «томами» записей с 10
дисками концертных фонограмм – Бах, Бетховен, Шуберт, Брамс, Шопен, Скрябин, Рахманинов,
Прокофьев, плюс то, что есть в Архиве). Г.Соколов – явление столь же великое, сколь и
загадочное. Его перфекционизм, его несомненно аналитическое отношение к авторскому тексту
удивительным образом сочетаются с вдохновенным синтезом… В некоторых случаях этот
аналитизм, стремление рассматривать каждую ноту в лупу, могут вызвать сомнения (как,
например, в прелюдиях Шопена, сонатах Шуберта), но достаточно услышать совершенно
феноменальное, поразительное исполнение Трех пьес из «Петрушки» и Седьмую сонату
Прокофьева – сразу понимаешь масштабы Явления. Это что-то совершенно особое в
пианистическом искусстве, ранее просто невиданное (и не имеющее никакого отношения к
фокусам т.н. «самых быстрых» и прочих «виртуозов»). Уже в первом такте «Петрушки»
потрясает совершенно необычный звук, просто не понятно – как он извлекается из «обычного»
рояля, не менее ошеломляюще и все остальное. Реплики в верхних регистрах «Петрушки» звучат
так, как ни у кого и никогда не звучали, и никогда не верилось, что такое вообще возможно.
При этом свои виртуозные возможности Соколов использует исключительно в художественных, а
не «спортивных» целях (послушайте последние такты первой части Седьмой Прокофьева, не
говоря уже о precipitato!). Копаясь, можно, конечно, заметить, что феномен Соколова
разворачивается, раскрывается прежде всего там, где могут быть применены его особые
технические возможности – его единственные в своем роде трели, моторика (но и неизменно
поразительный хрустальный звук!), то есть то, где он абсолютно вне конкуренции. В
остальных вещах, как тот же Шопен, он «вынужден» сопоставляться с другими «на равных», но
и того, что его выделяет на общем фоне, достаточно для того, чтобы говорить о нем как о
явлении совершенно уникальном и неповторимом.
Raro (28.01.2012 18:19) не в сети не в сети
Чудесная запись!!!
Intermezzo (22.02.2012 15:44) не в сети не в сети
Еще дня три назад обещал добавить эти чудесные записи. Здесь не все этюды: только № 1, 2,
4, 5, 7, 8, 10, 11 и 12. На мой взгляд, исполнение лучше того, что уже здесь есть.
Еще сегодня добавлю:
2 поэмы op. 32
2 прелюдии (№ 10 и 13) op. 11
2 прелюдии (№ 1 и 2) op. 22
Пmесу `Хрупкость` op. 51
И 3-ю и 4-ю сонаты
indecis (03.02.2013 23:57) не в сети не в сети
Спасибо ! Ищу три этюда op.65 в его же исполнении.
DzhiTi (25.01.2014 21:10) не в сети не в сети
Intermezzo писал(а):
Еще дня три назад обещал добавить эти чудесные
записи.
да, запись действительно чудесная, спасибо))
 
           
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru