Александр Скрябин (1872–1915)

           
Скрябин

Александр Николаевич СКРЯБИН (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, там же) — русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоящее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.
Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.
В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.
Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.
Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.

(из Википедии)


 


 

10 мазурок Op. 3
12 этюдов Op. 8
2 мазурки Op. 40
2 мазурки Ор. Posth.
2 ноктюрна Op. 5
2 поэмы Op. 69
2 поэмы Op. 71
2 поэмы Op. 32
2 поэмы Op. 44
2 поэмы Op. 63
2 прелюдии Op. 67
2 прелюдии Op. 27
2 пьесы Op. 57
2 пьесы Op. 59
2 пьесы для левой руки Op. 9
2 танца Op. 73
2 экспромта Op. 12
2 экспромта Op. 14
2 экспромта Op. 10
2 экспромта в форме мазурки Op. 7
24 прелюдии для фортепиано Op. 11
3 прелюдии Op. 35
3 пьесы Op. 2
3 пьесы Op. 45
3 пьесы Op. 52
3 пьесы Op. 49
3 этюда для фортепиано (1912) Op. 65
4 прелюдии Op. 37
4 прелюдии Op. 22
4 прелюдии Op. 48
4 прелюдии Op. 31
4 прелюдии Op. 33
4 прелюдии Op. 39
4 пьесы Op. 51
4 пьесы Op. 56
5 прелюдий Op. 74
5 прелюдий Op. 15
5 прелюдий Op. 16
6 прелюдий Op. 13
7 прелюдий Op. 17
8 этюдов Op. 42
9 мазурок Op. 25
Valse in D flat major, Op. Posth Op. Posth
Аллегро аппассионато (Allegro appassionato) es-moll Op. 4
Вальс Фа минор Op. 1
Вальс As-dur Op. 38
Вариации на тему Егоровой фа минор Op. Posth
Вроде вальса Op. 47
Канон ре минор Op. Posth
Концерт для фортепиано с оркестром Op. 20
Концертное аллегро Op. 18
Листок из альбома Op. 58
Мечты (Reverie). Прелюдия для большого оркестра e-moll Op. 24
Не использован Скрябиным Op. 50
Не использован Скрябиным Op. 55
Ноктюрн ля-бемоль мажор Op. Posth
Полонез Op. 21
Поэма Op. 41
Поэма "К пламени" Op. 72
Поэма экстаза Op. 54
Поэма-ноктюрн Op. 61
Предварительное действо к "Мистерии" часть I для большого оркестра, фортепиано соло и смешанного хора
Прометей (Поэма огня) Op. 60
Романс для валторны и фортепиано ля минор (1894) Op. Posth
Романс для голоса и фортепиано `Хотел бы я мечтой прекрасной`, текст автора Op. Posth
Сатаническая поэма Op. 36
Симфоническая поэма pе минор, op.posth
Симфония №1 Op. 26
Симфония №2 До минор Op. 29
Симфония №3, "Божественная поэма" Op. 43
Скерцо C-dur. Соч. 1905 Op. 46
Соната для фортепиано № 1 фа минор (1892) Op. 6
Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия) соль-диез минор (1892-1897) Op. 19
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор `Состояния души` (1897-1898) Op. 23
Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор (1903) Op. 30
Соната для фортепиано № 5 фа-диез мажор (1907) op. 53
Соната для фортепиано № 6 (1911-1912) Op. 62
Соната для фортепиано № 7 `Белая месса` (1911-12) Op. 64
Соната для фортепиано № 8 (1912-13) Op. 66
Соната для фортепиано № 9 (1911-13) Op. 68
Соната для фортепиано №10 (1913) Op. 70
Соната ми-бемоль минор
Соната-фантазия cоль-диез минор (1886)
Трагическая поэма B-dur Op. 34
Фантазия для фортепиано с оркестром ля минор op.posth
Фантазия для фортепиано, Op. 28
Фуга ми минор
Части произведений
 
           

Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru