Послушал Элегическую мазурку Бриттена в исполнении Лобанова и Рихтера:
http://classic-online.ru/ru/production/22119 (второй на сегодня там трек)
- и наконец понял интерес Рихтера к Лобанову. Все трое, Бриттен, Лобанов и Рихтер тут замечательны. Но слышно, как Рихтер, играющий 2-ю партию, по сути аккомпанируя Васе, вбирает в себя его флюид, бестелесно-безвыразительный, что ли, свойственный и близкий и СТ, но не нашедший у Рихтера такого, что ли, открытого воплощения. Рихтер как бы добирает, подзаряжается этой родной ему псевдомузыкой, псевдозвуком. Нот не видел, но, похоже, невдалеке от завершения, в аккордах именно Рихтер не успевает! не реагирует! не догоняет! Хотя, конечно, хуже=труднее ансамбля, чем двухрояльный, не существует. Люди друг друга и не слышат, и не видят, так все далеко географически, а аттакка роялей - достаточно резкая.
Юра, запись-то 85-го года, он был вполне в силах, я СТ тех лет прекрасно помню и по личным контактам, и по концертам, а просто вот реакции уже не хватает, вот тут Вы правы, и `подзарядка`, оказывается, нужна. Он там каждый аккорд играет на 0,2 секунды позднее Васи!
Вот уже несколько дней слушаю М.Вайнберга. Впечатления очень неровные, надо сказать. Иногда он как-то уклоняется от `своей` темы и становится по мне так малоубедительным (18-я симфония). А в своей теме бесподобно первичен и чист! Пока из того, что попалось, особенно привлек кларнетовый концерт:
http://classic-online.ru/ru/production/32300
Понятно мнение, что суть языка Вайнберга составляет подлинное, кровяное знание еврейской музыкальной культуры. Так вот - семья его ведь по происхождению кишиневская. Семья в свои годы уехала оттуда ввиду известного погрома, поселилась в Польше (думали, что там безопаснее, но попали пальцем в небо, как оказалось - все близкие Вайнберга были позднее в печах уничтожены нацистами). Так вот, более всего слышатся-то именно румынские мотивы, не кажется ли слушателям это? И тут уже трудно понимать, где кончается еврейская и где начинается цыганская музыкальная практика. Скажем, при мало-мальски подробном изучении фольклора Греции и Албании (не говоря уж о Румынии и Молдавии) оказалось, что основную роль народно-професс. музыкантов (играющих на празниках, свадьбах и др.) играют там цыгане. Имеющие, конечно, соответственно, греческие, албанские, в нашем стране - русские имена и фамилии. Если кто знает подробности в этом симбиозе, взаимопроникновении цыганской и еврейской культур - поделитесь. Ведь что говорить, `Венгерские танцы` Брамса, Венгерские же рапсодии Листа, марш из 3-й симф.Бетховена - все это венгерско-цыганская стихия, но если на место слово `цыганский` поставить слово `еврейский`, много ли изменится? Прошу прощения, если я задел чьи-то национальные чувства, просто интересна правда, о которой ничего не знаю.
Но если на место слово `цыганский` поставить слово `еврейский`, много ли изменится?
Мне кажется, что глубокое понимание характерных особенностей еврейского мелоса было присуще Шостаковичу, который сочинял еврейскую народную музыку примерно также, как Мусоргский - музыку русскую. Боюсь впасть в ходульность, но, похоже, Шостаковичу удалось выразить интонацию страдания и подавляемого чувства человеческого достоинства, что было ему так созвучно. Хотя, я как-то видел выступление одного коллектива, специализирующегося на еврейских танцах - в них было много веселого и удалого. Но мне как-то никогда не приходило в голову смешивать циганское и венгерское и на слух, мне кажется, я одно отличаю от другого, хотя и не могу это описать точными словами.
Шостакович-то не носитель культуры, он только стилизатор, мне кажется. А Вайнберг именно носитель. Поэтому, скажем, любое кларнетное соло у него, независимо от музыкального содержания, вводит нас в определенную языковую среду. Я думаю, после начала дружеских общений Шостакович у Вайнберга немало в этом отношении почерпнул, тут особенно важно знать две тетрадки `Еврейских песен` Вайнберга. Но мой-то вопрос изначально не о том был.
Уже дня три слушаю Сорабджи и вдруг понял, что склад его музыки напоминает зрелого Караманова. Такая же непреодолимая многонотность, та же плангировка на большие дистанции, тот же своеобразный шарм, такая же недосфокусированность - или лишь труднофокусируемость ввиду больших трудностей. Вместе с тем вызывает даже не уважение, а глубокое почтение. При блестящем исполнении можно бы даже и увлечься, внутренне к этому, кажется, почти готов. Может быть, еще его время не пришло. Пока попадается только сольный рояль и голос с роялем, но есть же у Сорабджи и симфоническая музыка. Пока не слышал ее.
Слушаю вот это: http://classic-online.ru/archive/?file_id=9213
- и думаю, что так нечестно. В таком исполнении все, что угодно может быть гениальным и даже великим. Вспомнилась история, как на экзамене в консерватории студент играл какой-то концерт Прокофьева, а Натансон на весь зал примерно такое говорил: `Да что это такое, если с таким аккомпанементом сыграть, так это каждый дурак сможет! Это и я могу тогда сыграть!`
9-я соната Тищенко - http://classic-online.ru/ru/production/4303 . Очень давно его музыки не слушал. Прекрасная 1-я часть, но что же потом происходит такое? как будто композитор не контролирует, что делает. Стоит двойной номер опуса: 3/121. Может ли быть, что 1 часть старая, а потом уж ...опус 121? никто не знает?
Ранний квартет Моцарта. Исполнители дорогие, ну что вы делаете? как можно вообще, а тем более в Моцарте переделывать штрихи, деташе вместо спиккато, недоигрывать контрасты, играть в темпе лярго медленную часть, которая анданте? Острота тактовых группировок, которые то 3, то пять, не поймешь чего, неужели это нельзя ясно показать? Имитации и псевдоимитации, все побоку. О строе уж помолчим. Музыка такая, что надо ставить плюс, но так играть-то тоже нельзя. Что делать в таких случаях?
Ранняя опера Верди, даже названия ее не знал. - Вот ведь какая лапидарная силища, откуда что берется. Конечно, в оркестре кажутся заметными сильные французские влияния, тем занятнее слышать исполнение еще и немецкими исполнителями. Но зато немецкий язык и немецкое пение наталкивают, невольно, еще и на параллели, скажем, с Вебером. Представлена в записи 1938 года не вся опера, я так понимаю.
Посмотрел отрывочки из съемки Микеланджели 1962 года. Шопен. Молодой человек, а играет как старый профессор! все определенно, неспешно, понятно, конечно, долой тонкости, подробности и особо вкусные контрапунктики. Как он потом изменится, будут и руки не вместе, и движения корпусом, всё это от эмоций, конечно, от эмоций, то есть всё уравновесится, ну а пока вот такой эмбрион. Но, видимо, уже тут мы видели что-то такое важное и новое, что притягивало внимание и заставляло уважать. Сейчас немножко трудно это понять.
Посмотрел отрывочки из съемки Микеланджели 1962 года. Шопен. Молодой человек, а играет как старый профессор! все определенно, неспешно, понятно, конечно, долой тонкости,
Да я Микеланджели прекрасно знаю, очень чту, просто давно не видел именно молодого, и стало очевидна незрелость, и то, что а все равно мы же реагировали положительно, несмотря на нее. То есть что-то такое есть в человеке, чему веришь, даже если он еще ничего не умеет (ну, иначе: не раскрыл еще свое главное). Многие начинали не пойми как, но всё равно было ясно, что - вот оно.
Миша, Микеланджели в 62-м году было 42. Не старик, конечно, но молодым человеком назвать трудновато...
Я понимаю. Но, может быть, возраст - вещь не измеряемая цифрами, они значат столько же, сколько форте и пиано. Состояние, а не количество децибеллов. Как бы некоторые с возрастом становятся всё моложе, всё открытее, ну, Лист, скажем, при всём диковатом блеске и ранних вещей достиг же темы Парсифаля в конце концов, которая куда нежнее, вернее (от слова вера) и т.д. Но Лист, если бы остался ранним, ну, был бы Альканом или около этого. Я это имел в виду. Вопрос в том, как мы (публика) чувствуем потенциал человека, который, собственно, еще и не успел себя проявить в свой рост. Непонятно, что это за флюиды за такие. Я об этом.
Я понимаю. Но, может быть, возраст - вещь не измеряемая цифрами, они значат столько же, сколько форте и пиано. Состояние, а не количество децибеллов...
Я тоже понимаю, Вы правы. Я сделал это уточнение для того, чтобы не запутывать непрофессионалов на форуме.
Третий раз слушаю Хумпердинка, конечно, `Гензель и Гретель`. Полная аналогия `Щелкунчику`, в том числе хронологически, только средства еще покруче, Legno, ксилофон, а ведь только 1890 год. Оркестр очень хороший, мастерский. А ощущение катастрофизма (на фоне доброты и всеобщей любви) ужасающее, как и от Чайковского. И опять-таки, только 1890 год, а, как, скажем, в ор.11 Скрябина, вот они реальные ужасы - оказывается, они пришли из западноевропейской сказки. Рождество - западный праздник. В празднике Крещения меньше этого дохристианского пережитка (хотя нет, крещенские гадания-то забыл). И удивительно, как довольная публика, судя по шумам в театре, в основе детско-подростковая, совершенно, ну совершенно ничего этого не понимает. А может быть, тут загадки детской психологии, дети же любят пугать и пугаться. Почему и как это так??? Может, тут же и секрет стремления народов к войнам и большим кровопусканиям вроде революций? надело всё, давайте-ка у этого петуха отрежем гребешок, а червяка разрубим лопатой. И неважно, что после этого будет очень плохо - притом первым тем, кто затеял бузотерство.
А может быть, тут загадки детской психологии, дети же любят пугать и пугаться. Почему и как это так???
Может, тут же и секрет стремления народов к войнам и большим кровопусканиям вроде революций?
Ночь. Все по кроватям. И кто-нибудь непременно рассказывает страшилку. Кто этого не пережил?..
Я думаю эти страшилки одна из причин, почему люди ещё не перебили друг друга. Дети прекрасно знают, что после разбитого носа следует остановиться (драка до первой крови). Эксперименты с петухами и червяками, как правило заканчиваются после первой оплеухи. Однако потом дети вырастают и забывают о своем эмоциональном опыте. Забывают и останавливаются только тогда, когда начинается вывоз трупов. А происходит это, как мне кажется, потому, что они начинают прислушиваться не к инстинктам, а руководствоваться идеями... Справедливости, например, патриотизма, поиска религиозной самоидентичности, власти, денег и других увлекательных фантомов...
Справедливости, например, патриотизма, поиска религиозной самоидентичности, власти, денег и других увлекательных фантомов...
Вы думаете, Роми? А, по-моему, человеческая кровожадность как раз вполне инстинктивная. Эта она просто прикрывается разнообразными покрывалами - религиозные идеи, освобождене народов и т.д. На самом деле это - инстинкт захвата территории и завладения всем, что там имеется. Вполне животный инстинкт. Только более зверский ;). Так мне кажется.
но если на место слово `цыганский` поставить слово `еврейский`, много ли изменится? ...
Михаил, я никогда не слышала о таком симбиозе. По-моему, евреи жили весьма изолированно в своих местечках (или, в иных случаях - гетто), и единственное, что бы я нашла между ними общего - это то, что оба эти народа - небольшие и гонимые. Но всё-таки, цыгане - выходцы из Индии и народ кочевой, в то время, как евреи, насколько мне помнится, после мытарств по пустыне, всё-таки предпочли осесть. Впрочем, я плохо знаю историю еврейского народа. У нас здесь есть по ней специалист - Борис Штейнберг, но он почему-то предпочитает на форуме не проявляться, хотя регулярно здесь появляется. Но знаете, где я нашла культурную общность - между цыганами и испанцами - теми, которые танцуют фламенко. Вот там явно пересечение было плотное. Хотя и евреи в Испании оставили большой культурный след - достаточно вспомнить Толедо. Впрочем, с моей стороны это всё дилетантские разговоры. Бориса бы сюда!
Симбиоз попросту невозможен, я хоть и не еврей, понимаю. Таковы религиозные основы в данном случае. И однако, сколько знаю, в области быта - культуры, а не культа - всё уже не так прямо.
Другое скажу. У нас молились всегда вслух дедушка с бабушкой, и вот, уже ночью, мы-то уже как бы спим, но видим тени, силуэты на стенах от лампадок - только они горят, дом в темноте - и слышим молитву на сон грядущим `Да воскреснет Бог и расточатся врази Его` (то есть - пусть разбегутся враги Его). И до нынешнего дня, когда слышу или читаю это каждый раз, всегда шерсть дыбом встает на загривке. Потому что каждый понимает, что это к тебе относится - уж не сам ли ты тот враг, который должен рассеяться перед лицом восставшего Господа? Но все это очень далеко от тех реалий, о которых Вы говорите.
Другое скажу. У нас молились всегда вслух дедушка с бабушкой, и вот, уже ночью, мы-то уже как бы спим, но видим тени, силуэты на стенах от лампадок - только они горят, дом в ...
Не могу понять, как Вы при этом так относитесь к Шмелёву? Просто не понимаю. Видимо, обстановка была в семьях совершенно разная. У него - очень светлая. Вообще, верю, что именно очень раннее детство оставляет неизгладимую печать в натурах талантливых, и именно обстановка раннего детствa в чём-то определяет их последующее развитие (исключая генетику, конечно).
Шмелёв. Подмена духовной жизни петушками на палочках. Могу быть неправ, давно не перечитывал, но и сейчас помню то отвращение. Тогда уж интереснее не Шмелев, а книжка воспоминаний о детстве совоспитанника Николая Второго, я не вспомню название книги вот. Александр 3-й специально взял женщину с ребенком, чтобы цари не воспитывались в узком царском кругу. И вот этого человек воспоминания о детстве. Тут хотя бы есть толща смыслов какая-то. Скажем, последняя встреча их, случайная, на перроне ж/д станции. О! А обстановка у нас в семье была реальная, она соответствовала тому, что было вокруг: деревенский дом, с одной стороны семья прямо милиционера, они не просто за нами следили, а и лазили через забор, таскали из наших сараев все подряд, зная, что мы ничего не можем, с другой тоже не очень понятно что. Сознательно давалось образование до школы, чтобы в школе мы знали, что на самом деле происходит у нас. Чем меньше ходишь в школу и чем ниже отметки получаешь, тем лучше. Будешь в тире - не вздумай стрелять метко. И священник, и диакон (ныне - канонизированный), и другие лица, нас окружавшие, были расстреляны. Деда, видимо, не тронули только из-за его больших связей. Постоянная жизнь в церкви, пение на клиросе с 5-6 лет. Не могу назвать поверхностным такое детство и очень ему рад, хотя, безусловно, оно, такое, пугающе и разрушительно, да, но семьи ли в том вина?
Шмелёв. Подмена духовной жизни петушками на палочках. Могу быть неправ, давно не перечитывал, но и сейчас помню то отвращение. Тогда уж интереснее не Шмелев, а книжка ...
Михаил, по-моему, Вам пора написать что-нибудь по этому поводу, ей-Богу. Ну вот видите - я была права. Всё идёт из раннего детства. И Ваш Agnus Dei - помимо обстоятельств - тоже, видимо, оттуда. В этом отношении и по обстоятельствам детства, и, видимо, по своим характерам Вы со Шмелёвым - антиподы. Что вовсе не делает его менее талантливым писателем. Мне кажется, в Вашем отношении есть некоторый элемент зависти - к тому детству, которого Вы были лишены - при прочих равных условиях (я имею в виду религиозные начала). Нет, ну и личности вы совершенно разные. Это может раздражать, я это хорошо понимаю. Тем не менее, я Шмелёвым наслаждалась - буквально каждым словом. И это точно - у меня было ощущение, что я постоянно во рту держу вкуснейшие леденцы.А что - плохо ли это сейчас, при нашей жизни? Для меня это было совешенно душевным отдохновением. А если Вы что-нибудь напишите, и Вас можно будет почитать - это будет очень напряжённая духовная работа - не без потерь для нервной системы. Вы меня понимаете?
А происходит это.. потому, что они начинают ...руководствоваться идеями... Справедливости... патриотизма, поиска религиозной самоидентичности, власти, денег и других увлекательных фантомов...
Природного в этом тоже хватает. Звериного начала в человеке достаточно, у любого из нас порой проявляется, вопрос только в балансе.
..ый контракт. Я пишу мемуары. Вы подписываетесь. По 50 процентов от того фонда!...
У меня была идея написать автобиографию-мистификацию, вроде: Я незаконный сын Джона Кеннеди мл. и Майи Плисецкой. Родился в Париже, но тайно был вывезен сотрудниками НКВД... и т.п.
Но лень было, да и времени нет постоянно. :)
Симбиоз попросту невозможен, я хоть и не еврей, понимаю. Таковы религиозные основы в данном случае. И однако, сколько знаю, в области быта - культуры, а не культа - всё уже не так прямо.
Тем не менее, я как-то раз целенаправленно попросил знакомого цыгана (водку пили у него на ковре, много, Красавин тоже был), профессионального эстрадного певца, спеть не попсу всем известную, а какой-то древний пласт настоящей цыганской музыки. Он вытаращил глаза - он не очень поначалу понял, что с двумя композиторами пьёт - и спел несколько песен, от которых мы ахнули. Синагогальный распев в чистом виде, дико похоже и по интонации и по манере исполнения. Вот такие дела.
двумя композиторами пьёт - и спел несколько песен, от которых мы ахнули. Синагогальный распев в чистом виде, дико похоже и по интонации и по манере исполнения. Вот такие дела.
Здорово! А откуда они берутся, эти старые цыганские песни?
Пока что интригами не заинтересовали. Пока что личность ясная и открытая. И очень симпатичная. За это не плачу. ;)
Ну, придумаем, нафантазируем. :) Мемуары ведь ценятся наличием большого числа медийных персон. Тут у меня опыт богатый. Могу написать, как Петрович мне в курилке рассказал о том, как его друзья в ресторане Дома Актера повесили шуточную памятную доску: `Здесь мы пропивали гонорар Коли Караченцова за `Приключения Электроника`.
Здорово! А откуда они берутся, эти старые цыганские песни?
как раз это и известно... есть устная передача, а также муз. этнографы собирают долгое время песни и издают транскрипции. у меня есть изданный примерно в середине 80-х гг. сборник с аутентичными нотными записями народных цыганских песен.
Здорово! А откуда они берутся, эти старые цыганские песни?
В том-то и дело, что понятия не имею. Просто древние пласты фольклора, которые, оказывается, не забылись. Я-то его наугад спросил, нечто предполагая; и именно то, чего ожидал, и услышал. Мне показалось, что должно быть именно такое сходство, оно и выяснилось.
В том-то и дело, что понятия не имею. Просто древние пласты фольклора, которые, оказывается, не забылись. Я-то его наугад спросил, нечто предполагая; и именно то, чего ожидал, и ...
Очень, очень интересно. Но всё-таки - какое странное пересечение культур. Всё-таки в еврейских танцах и песнях - настоящие восточные мотивы, а откуда они у цыган? Какой загадочный народ, эти цыгане!
этнографы собирают долгое время песни и издают транскрипции. у меня есть изданный примерно в середине 80-х гг. сборник с аутентичными нотными записями народных цыганских песен.
Женя - а Вы можете это исполнить - на гитаре? И сюда выложить, а? Вот это был бы кайф!
Очень, очень интересно. Но всё-таки - какое странное пересечение культур. Всё-таки в еврейских танцах и песнях - настоящие восточные мотивы, а откуда они у цыган? Какой загадочный народ, эти цыгане!
Да, Виктор, это точно. Но вот сколько в нас самих востока - это трудно даже посчитать (я сейчас не беру нашу с Лёшей и Макси `сугубость` ;)). Недаром европейцам нас не понять. Мы слишком сложная помесь запада и востока :).
Да ничего там интересного нет. Пишу совершенно разрозненные главки на разные темы, это не последовательное изложение. Публиковать невозможно, слишком болезненные там есть вещи, не хочу никого обижать. У кого-то здОрово устроена роботехника, раз так глубоко на мой сайт залезли, но я не возражаю. На то он и интернет.
В связи с М.Штейнбергом. Уже те треки, которые тут есть, говорят о некотором легкомыслии автора: тут нам и `Гайда, тройка!`, и про Царя, ну, а позднее и про Турксиб. К этому надо добавить то, что у Штейнберга имеется и романсная продукция времен Серебряного века. Музыка многонотно-декоративная, но и качественная, и небезынтересная. Пожалуй, из ряда стандартных авторов, он лучший (худший, на мой вкус - Николай Черепнин). Но вот кто вне любого ряда - это Кузмин, и конкретно его Александрийские песни, которые меня поразили до того, что я мгновенно запомнил кое-что оттуда наизусть (сидя в РГБ) и, придя домой, принялся показывать жене, при том, что у меня память прямо плохая. Почему-то совсем не оцененный композитор. А впечатление не просто так: я довольно напраленно занимался изучением музыки того времени и того направления, ибо имелся некий (неосуществленный) проект. - В целом же надо сказать о том, что в нашей стране отношение к тому, что мы создали, уникально по безобразию. За границей интересуются, говорю это совершенно предметно, и этим, и Анатолием Александровым и не знаю еще чем, и ничего у нас нет! Ноты получить нельзя, т.к. РГБ запрещает копирование нот ввиду проблем по авторским правам, аудиозаписей нет вовсе. Непонятно, куда стучаться со всем этим. С другой стороны, диски с русской же музыкой, изданные на Западе, у нас не продаются (скажем, мой Балакирев не продавался).
Решил рассказать немного о том, как в нашем университете проходит процесс обучения. Кроме обычных экзаменов и зачетов (которые тоже имеют разные интересные особенности), у нас есть система маленьких классных вечеров. Каждый профессор обязан провести таких 2 в течение семестра, причем каждый это организует как хочет.
Вот у нас завтра такой концерт. Программа:
++++++++
the small studio concert of Kollontay #24
December 5, 2012, 19:30 – 21:15
Studio A108
Jury: Prof. Lin Ying-Chien
Prof. Mikhail Kollontay
the students’ average mark (это значит, что студенты тоже ставят оценки, и их средний балл идет как один профессорский - итоговая оценка есть средняя из трёх)
Xavier (это который Хуан Шиче - в архиве он играет Загния)
Beethoven. Sonata in E flat, op.81a
Amy
Bach. Prelude and fugue in G, WTC, vol. 2
Ms Wang (в архиве играет Ляпунова: Ван Исинь)
Bach. Prelude and fugue in C sharp minor, WTC, vol. 2
Mozart. Sonata in D, KV 576
Alice
Rakhmaninov. Etude-tableau in D, op.39 No.9
Mr Kollontay
Tchaikovsky. The Seasons, op.37a (Nos.7-12)
Benjamin (Чен Пеншуан - играет мой этюд в архиве на видео)
Chopin:
a) Bolero op.19
b) Nocturne in F sharp minor, op.48 No.2
Tina
Chopin. Polonaise in A flat, op.53
Stephanie
Chopin. Two Nocturnes, op.55
total – 1 hour 40 min. approx.
Signature (not for students) ___________________________
++++++++
Ну вот и посмотрим. А две недели назад был большой, публичный классный вечер в серьезном зале, где артдиректором является Хуан Шиче:
++++++++
Эми:
Моцарт. Соната Си-бемоль мажор (№3)
Тина:
Дебюсси. Маски.
Алиса:
Чайковский. Думка.
Коллонтай:
Прокофьев. Соната №7.
- - -антракт- - -
Чен Пеншуан:
Бетховен. Соната №4.
Хуан Шиче:
Лист. Реминисценция о `Норме` Беллини.
+++++++
А через две недели еще один маленький классный вечер, подобный первому.
И плюс к тому поощряется сольная деятельность вообще. Скажем, Тина будет весной играть сольный концерт:
Шопен
Полонез Ля бемоль мажор
12 этюдов ор.10
Лист
Соната си синор
- что не исключает остальной программы, скажем, уже в середине января ей играть 28 сонату Бетховена на экзамене, а в июне - опять все будет совершенно новое.
И как мне жаль, что вся эта безумная и радостная работа уходит в песок.
вряд ли `уходит в песок`, обученные так люди, неизбежно повлияют на будущее...
Им очень сложно влиять хотя бы от того, что в профессии они уже не могут быть востребованы, и студенты это понимают, шансов работать по музыкальной специальности 0.001, так что все это только если внуков нянчить.
И как мне жаль, что вся эта безумная и радостная работа уходит в песок.
Нет, Михаил Георгиевич, нет, конечно, не уходит! Во-первых, потому, что она радостная. Что может быть прекраснее радостной работы? И во-вторых, работа талантливого преподавателя - а Вы безусловно талантливый преподаватель, потому что талантливы во всем,- никогда не уходит в песок. Неважно, кто Ваши студенты - китайцы, зулусы или русские. Все равно Вы их - рождаете. Возможно, не все и не большинство, но пусть даже единицы - всегда будут Вашим продолжением!
Продолжу отчет о пед.работе. Вчера опять был маленький концертик для внутреннего употребления:
the small studio concert of Kollontay #25
December 26, 2012, 19:00 – 21:20
Studio A109
Jury: M.A. Lin Yu-Ying
Prof. Mikhail Kollontay
the students’ average mark
Li Ming-yu - Beethoven. Concerto No.2, in B flat, op.19; 1st movement.
Mikhail Kollontay - Beethoven. Variations in E flat, op.35
Wang - Beethoven. Sonata in C,op.53
Tai Li-Ting - Beethoven. Sonata in A,op.101
Huang Shih Che - no show
Hsu Sho-Hui - Bartok. Suite, op.14
Weng Yu Ching - Grieg. Ballade in G minor,op.24
Chen Bang-Shiuan - Bach. Prelude and Fugue in F minor, WTC, vol.1 +
Taneev. Prelude and Fugue in G sharp minor, op.28
Горячая тема. Только что моя бывшая студентка шлет смс: чьи записи сонат Моцарта купить? Я ответил - никакие. Есть знающие люди? я настолько этим исполнительством не интересуюсь, что правда не знаю ответ.
.. Только что моя бывшая студентка шлет смс: чьи записи сонат Моцарта купить? Я ответил - никакие. Есть знающие люди? я настолько этим исполнительством не интересуюсь, что правда не знаю ответ.
В общем-то, правильно ответили. Я бы тоже не знал, что порекомендовать, кроме отдельных частей или даже кусков у разных людей. А так, чтоб целиком - и некого, по-моему. С Концертами дела обстоят как-то получше, да?
Витя, проблема в том, что я не в состоянии слушать записи исполнителей вообще, поэтому просто ничегошеньки не знаю в том, что за окном происходит. Так что о концертах Моцарта тоже никакого представления не имею. Как только запись (почти любую) включаю, сразу бегу к тазу. Кажется, что просто повальная глухота на свете к тому, что автор имел в виду, уж не говоря об исполнительском мастерстве. Такой вот нигилизм. И опять - нисколько не претендую на утверждения, но вот такие ощущения, не врать же. С сочиняемой людьми музыкой дело, наоборот, обстоит весьма оптимистично и живо. Хотя и не повально у всех.
..о концертах Моцарта тоже никакого представления не имею. Как только запись (почти любую) включаю, сразу бегу к тазу...
Да я старые записи имею в виду: Хаскил, Фишера. Шифф из более поздних. Ну Юдина, понятно. Да и Рихтер, особенно B-dur 92-го, кажется, года, совсем поздняя. Нет, Концертов адекватных наберётся. Сонат - вряд ли.
Андраш Шифф, кажется, не музей. Кое-что Моцарта играли Утида, Плетнёв, Перайя - не совсем музейные исполнители)
У Плетнёва я слыхал живьём все Концерты, правда давно, лет 25 назад; резко не понравилось. Шифф не музей, конечно, я и написал - поближе (или попозже?). Но всё-таки возраст уже есть. Перайя и Учида в сонатах? Не слыхал, спасибо, учту. Ну, Ля мажорная в Архиве прекрасная есть Егорова из Минска, я записывал. А на CD не так давно он же - неудачно, увы... У Горовица в сольном Моцарте замечательные вещи есть. Помнится, и у Шнабеля были, то же Рондо а-moll.
тут выложены некоторые концерты в исп. Плетнёва, явно не двадцатипятилетней давности. весьма недурственно, рекомендую
ОК, спасибо, со временем. А тогда он свои каденции играл, они тоже были нехороши большей частью. Это было во времена его собственного запредельного Фортепианного концерта; значит, год 86-й примерно, может чуть раньше или чуть позже, не помню уже. Я вообще-то к Плетне очень хорошо отношусь, местами и люблю. Но с теми впечатлениями довольно объективен, думаю.
victormain писал(а):Я тут исхожу из интересов молодежи. Когда приехал, скажем, они в основном слушали Артура Рубинштейна, от таких влияний, конечно, мне было тошненько, уж не буду расписывать как ип очему. А сейчас они стали умнее, пытаются ходить на концерты пианистов. слушать записи, и не было случая, чтоб были довольны. Уши стали острее. Авдеева, Леонская, Зильберштейн, Погорелич, Учида, Аргерич, Ланлан, Ли Юнди, Кисин, многое другое обсуждается, но никакого впечатления не вызывает, несмотря даже на мои уговоры постараться полюбить хоть что-то и кого-то. Времена стремительно меняются, людей не устраивает то, какие огромные интерпретационные условности накопились в мире. Плетнева воспринимают больше, хотя и осторожно. Из старших наблюдал уважение к Аррау, к Липатти, к Гилельсу, вот таким благородного разбора музыкантам.
Плетнева воспринимают больше, хотя и осторожно. Из старших наблюдал уважение к Аррау, к Липатти, к Гилельсу, вот таким благородного разбора музыкантам.
А Рихтера не упомянули нарочито? А как насчёт Поллини - нет? Так что же ищет мОлодёжь в современных исполнителях? Точность передачи собственного понимания исполняемого произведения?
Михаил, а Вы не записываете эти ваши `концертики`? А то ведь было бы очень и очень любопытно их послушать - хоть с YouTube.
Я бы рад, но у меня нет аппаратуры, как ее купить и как пользоваться - не знаю. Здесь всё по-китайски, проблемы огромные. Просить помогать бесполезно: пожмут плечами, улыбнутся и всё. Я уже об этом писал применительно к самому себе. Правда ребята здОрово играют иной раз. И старые кое-каие все же есть записи, но я не умею работать с мпегами.
И как мне жаль, что вся эта безумная и радостная работа уходит в песок.
Вот - я именно об этом - почему это должно уходить в песок, вместо того, чтобы всё это записывать и здесь выставлять? Вот это мне совершенно непонятно!
Так что же ищет мОлодёжь в современных исполнителях? Точность передачи собственного понимания исполняемого произведения?
Если бы они знали что-то позитивно. В этих поисках и проводим время. Можно послушать нескольких моих тут, может, это что-то объяснит, хотя всё это и незрело, разумеется. - Но вот они точно знают, что `не`.
Вот - я именно об этом - почему это должно уходить в песок, вместо того, чтобы всё это записывать и здесь выставлять? Вот это мне совершенно непонятно!
`Большие` классные вечера все записывают, но мне не дают копию. Я же тут никто и звать меня никак, наемная рабсила, так что никто не считается даже с простейшими просьбами. То есть у ребят диски есть, но мне они недоступны.
Я бы рад, но у меня нет аппаратуры, как ее купить и как пользоваться - не знаю. Здесь всё по-китайски, проблемы огромные. Просить помогать бесполезно: пожмут плечами, ...
Да какая аппаратура, Боже ж ты мой? Вы посмотрите, как записывают концерты - на какой-нибудь i-phone. Я шучу, конечно, но это же не должно быть студийной записью. Ну неужели Ваши обеспеченные тайванцы (помнится, Вы говорили), наверняка напичканные аппаратурой, не могут это организовать? Михаил, здесь что-то не то. Скажите им, что у Вас есть международный сайт, на котором люди очень заинтересованы услышать их выступления - Вы увидите, какой у них появится энтузиазм! Я Вам точно говорю! Людям же, тем более молодёжи, всегда приятно, когда другие могут оценить результаты их труда, тем более - такого прекрасного!
Я же тут никто и звать меня никак, наемная рабсила, так что никто не считается даже с простейшими просьбами. То есть у ребят диски есть, но мне они недоступны.
Как это? Это какая-то фигня, прошу пардону! Ничего не понимаю! Как это возможно такое? Михаил, как это - у преподавателя нет дисков?! Вам явно там не хватает моей пробивной силы.
Это не вызывает интереса. Даже Микеланджели не очень.
Рихтер не идёт? Этого я уже не понимаю. А Вы их на этот сайт не `загоняли`? Вот где можно слушать-то. Пусть заплатят денюжку через MoneyGram - и вперёд.
молодёжи, всегда приятно, когда другие могут оценить результаты их труда
Им совершенно безразлично. Другая ментальность. Они не выходят за пределы личной жизни никуда. Интернет нужен для общения, то есть строенья глазок на предмет сами понимаете. Айфона у меня нету. Аппаратура у них у всех есть своя, да. Сайт этот они прекрасно знают, я их сюда отсылаю, если что надо послушать.
Просто я не китаец, какая пробивная сила. Раз так, меня не уважают и не любят, только ждут, когда уеду, чтоб на мое место своего родственника пристроить. Это К И Т А Й. Результат моего труда не имеет ни малейшего значения тоже.
Им совершенно безразлично. Другая ментальность. Они не выходят за пределы личной жизни никуда. Интернет нужен для общения, то есть строенья глазок на предмет сами понимаете. ...
Это как-то странно! Ну Вы с ними именно по этому поводу разговаривали - не абстрактно запись - а вот для заинтересованной публики?
Раз так, меня не уважают и не любят, только ждут, когда уеду, чтоб на мое место своего родственника пристроить. Это К И Т А Й. Результат моего труда не имеет ни малейшего значения тоже.
Это очень печально. Очень. Не знаю, как можно в такой обстановке работать. Я бы не смогла. А, может быть, Вам так только так кажется? Может быть, они на самом деле Вас очень уважают и любят - просто это не принято там так прямо это выражать?
Здесь не подходят наши прямоугольные понятия просто. Они и уважают, и не уважают совсем не по-русски. Работаю я с удовольствием, отношения со многими людьми, в том числе студентами, очень близкие и едва не родственные. Но они таковы только до известной какой-то точки и в силу не всегда мне ясных причин. насчет `кажется`, ну как, если студенты прямо мне это не раз говорили. Если определить просто: отношения у всех со всеми по принципу кто кого сможет сожрать или обмануть. Как в животном мире. Уважается сила и только сила. А за мной нет главного: родственных связей и знакомств, `блата`.
Заинтересованной публикой тут являются родители и только они: куда-то засунуть чад, чтоб занять делом. Учеба как таковая интересует меньше всего. Некоторые перестают детей поддерживать деньгами уже лет в 15-16 - живите как хотите, поэтому уже тут начинается поиск частных уроков или еще чего. Вот один у меня нашел мецената, с ним спит, с родителями больше вообще не общается. Тоже вариант. Другая ездит только на один день в году, и ненавидит этот день - китайский Новый год, - потому что пьяный отец (конечно, миллионер) до сих пор ее лупит, просто так, от нечего делать, хотя даме уже 30. Все браки решаются только родителями, потому что - деньгинаследство. Другой мир, не знаю, как еще объяснять.
http://classic-online.ru/ru/production/22119 (второй на сегодня там трек)
- и наконец понял интерес Рихтера к Лобанову. Все трое, Бриттен, Лобанов и Рихтер тут
замечательны. Но слышно, как Рихтер, играющий 2-ю партию, по сути аккомпанируя Васе,
вбирает в себя его флюид, бестелесно-безвыразительный, что ли, свойственный и близкий и
СТ, но не нашедший у Рихтера такого, что ли, открытого воплощения. Рихтер как бы добирает,
подзаряжается этой родной ему псевдомузыкой, псевдозвуком. Нот не видел, но, похоже,
невдалеке от завершения, в аккордах именно Рихтер не успевает! не реагирует! не догоняет!
Хотя, конечно, хуже=труднее ансамбля, чем двухрояльный, не существует. Люди друг друга и
не слышат, и не видят, так все далеко географически, а аттакка роялей - достаточно резкая.