...полифоническое переплетение лейтмотивов в конце 2-го действия, например, сделано мастерски. Полифония просто в уши не лезет, когда написана неграмотно...
Когда полифония написана неграмотно, она как раз таки именно лезет в уши.
Китай: опять же интересно, артистически удачно это то, что основано на национальных традициях.
Я говорил о `классике`. Тань Дун с Лан Ланом. Пекинскую/кантонскую оперу там народ стесняется, думают,что это дико и некультурно (упрощаю). Так вот, если о национальных традициях, зачем тогда Орестея нужна?
Приходилось читать в воспоминания, что вел.кн. Елена Павловна, курировавшая вопросы искусства, была очень по характеру похожа на отца/деда. Импульсивная, мало предсказуемая, притом добрая и добросовестная, так что многое сделано ей или благодаря ее поддержке.
1) ЛОЖЬ, или продукт полного невнимания;
2) Бородин написал 2 оперы - широко известный `Князь Игорь` и полностью зарытые `Богатыри`. Оба были талантливы, но на `Князе`, так же как и на Глинке, Чайковском и Р-К, `поженилась` вся советская после-военная театральная и политическая бюрократия. Да, хорошо, что хоть эти композиторы спаслись, иначе бы Вы сейчас писали о них тоже самое, что и о Серове. Царская бюрократия презирала всё русское вообще - для неё `талант` существовал только на Западе.
1) простите, это не ложь. Это то, что слышно. Я слышу куски чужих идей, чужих технических приёмов, взятых не по принципу отбора материала для конкретной цели, а просто потому, что они понравились автору или так принято делать у итальянцев, французов, венцев или даже МИГи. Причём эти приёмы не интегрированы авторской волей в единый стиль, а использованы точно так, как они использованы в первоисточнике. Вообще, Серов здесь не пишет оперу (на мой взгляд), а показывает, как её надо писать, и - естественно - на чужих примерах.
2) Про Богатырей не знаю, а Кн. Игорь не написана. Хотя материал ярко талантлив.
О Глинке и пр. я ничего такого бы не написал. Это максимально великолепные композиторы
Царская бюрократия презирала всё русское вообще - для неё `талант` существовал только на Западе.
Да нет, что Вы. Это все издержки советской пропаганды, что царизм зажимал все русское талантливое музыкальное. История показывает, что именно благодаря царской семье многое было сделано, создано и поставлено на ноги в музыкальной сфере. Вспомните только один факт из истории, что именно благодаря Великой княгине Елене Павловне была поддержана, например, идея учреждения РМО и консерватории, она потом финансировала этот проект, внося крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей принадлежавших бриллиантов. А еще раньше открытия и начала деятельности консерватории она организовывала начальные музыкальные классы в 1858 году. И таких примеров очень много. Но естественно, что в любом обществе есть свои интриги, поклонники, фавориты, кого-то не заметили, что-то отвергли, но это в любом обществе. Конечно, были и заскорузлые пристрастия тогдашней аристократии к всему западному, в частности, итальянскому и сами гестарбайтеры с Запада рвались к нам, вот сейчас даже мало кто помнит, что оперу `Иван Сусанин` первый сочинил в России не Глинка, а Кавос, у которого были позиции в нашей стране куда крепче, чем у Михаила Ивановича. Но это опять же нормальная ситуация для общества, которое бурно развивается.
Да нет, что Вы. Это все издержки советской пропаганды, что царизм зажимал все русское талантливое музыкальное. История показывает, что именно благодаря царской семье ...
`Царская бюрократия`и царизм, о которой писал Guglielmo Tell, - совершенно не относящеися к царской семье явления, по крайней мере в конкретных реакциях на события и людей, и быстроте таких реакций.
`Царская бюрократия`и царизм, о которой писал Guglielmo Tell, - совершенно не относящеися к царской семье явления, по крайней мере в конкретных реакциях на события и людей, и быстроте таких реакций.
Царь был, на минуточку, владелец всея земли русской, так что царизм и бюрократия - это, как говорят церковные люди, две ипостаси одного лица.
Пока слушаешь вступление, ждёшь ещё чего-то, потому что: ну - вступление, ну, может, разойдётся ещё
Серов написал вступление, символизируя именно ожидание. Ожидание евреев своей гибели и ожидание помощи Господа. Удивительно точное попадание в музыке. Далее он его повторяет перед самым приходом Юдифи, так как евреи ещё не знают о грядущей радости. Ожидание, оно и Вас задело, хоть и было другой природы.
abcz писал(а):
1) простите, это не ложь. Это то, что слышно. Я слышу куски чужих идей, чужих технических приёмов, взятых не по принципу отбора материала для конкретной цели, а просто потому, что они понравились автору или так принято делать у итальянцев, французов, венцев или даже МИГи. Причём эти приёмы не интегрированы авторской волей в единый стиль, а использованы точно так, как они использованы в первоисточнике. Вообще, Серов здесь не пишет оперу (на мой взгляд), а показывает, как её надо писать, и - естественно - на чужих примерах.
Примеры, плиз.
Тут было множество бесед о том, кто у кого что взял. Естественно.
Я Вам предлагал послушать инструментальные места, в надежде на конструктивный разговор. Подобные приёмы я слышал у Глюка, Вебера, Керубини, Моцарта, Сен-Санса, Вагнера, Чайковского. Ещё раз повторюсь - это естественно. Если бы было по другому, то получилось бы либо совсем плохо, либо по-новаторски необычно.
Очень хорошая опера, с обилием хоровых и дуэтных партий и с шикарным мелодизмом, полностью отвечающим идее.
Не надо делать выводы на основании того, что она Вам не понравилась. Мне, допустим не нравится `Кармен` Бизе. Что ж я по вашему должен сказать, что Жорж отвратительный композитор?
счастье, если оно есть, основано не на этом.
то высказывание, на которое Вы ответили, говорит о моём механическом выборе, как само собой разумеющееся - 1+0=1.
А, так это Антон Лубченко у которого почти провалилась опера `Доктор Живаго`, поставленная в Германии. Понятно. Сегодня шумели по `Культуре`
Я послушаю его обязательно.
Царь был, на минуточку, владелец всея земли русской, так что царизм и бюрократия - это, как говорят церковные люди, две ипостаси одного лица.
Возможно, что он был на минуточку владельцем... Только ипостаси ли царизм и царская бюрократия одного лица? - разговор не на минутку и едва ли может вестись в церковных терминах; а вот, что касается личности, то не властен абсолютно каждый человек в самом себе. Порой, бывает, ему приходится скрывать под явной личиной(!) подлинное лицо; в этом дисгармония всей земной жизни, если хотите. Что касается церковной трактовки понятия `ипостась`, то тут, как Вы знаете, ипостась - проявление одного из основных, по мнению человека, качеств и сути бесконечно гармоничного Творца.
Серов написал вступление, символизируя именно ожидание.
Примеры, плиз.
Я Вам предлагал послушать инструментальные места, в надежде на конструктивный разговор. Подобные приёмы
Очень хорошая опера,
я же говорил о своём ожидании: `авось музыка где-нибудь да появится`
дело не в подобиях приёмов, просто, когда кто-то там дуэтом страдает о скорой смерти нации, а оркестр мне в другое ухо наигрывает `тише-тише, уж близок час...`, у меня само собой образуется нервное хихиканье, а когда с размаху в лоб въезжает хоровое фугато, за которое восторженному студенту 1-курснику можно совершенно ответственно ставить 5-ку, слушать дальше не ёрничая уже совсем не получается. А зачем?
счастье, если оно есть, основано не на этом.
то высказывание, на которое Вы ответили, говорит о моём механическом выборе, как само собой разумеющееся - 1+0=1.
я пошутил. На самом деле, не могу себе представить такого читателя. Возможно, Вам нет необходимости что-то читать?
Мне, допустим не нравится `Кармен` Бизе. Что ж я по вашему должен сказать, что Жорж отвратительный композитор?
вообще-то я не называл Серова отвратительным. Хотя, уровень профессионализма Бизе существенно выше, надо признать, не говоря уже о яркости материала. Тут, просто, земля и небо.
вообще-то я не называл Серова отвратительным. Хотя, уровень профессионализма Бизе существенно выше, надо признать, не говоря уже о яркости материала. Тут, просто, земля и небо.
Перевод на мой пример с упором на Бизе - изящный уход от темы. Вы в этом деле виртуоз.
При чём тут Бизе?
А, так это Антон Лубченко у которого почти провалилась опера `Доктор Живаго`, поставленная в Германии.
Разве провалилась? Премьеры ещё не было. Был скандал по-поводу того, что в представлении режиссёра все персонажи должны перманентно пить водку. Хорошо, что там медведя не водят по сцене. Не знаю, что там за музыка, я не поклонник композитора Лубченко, хотя дирижёр он хороший. Но в данном случае он прав. Ведь достало уже!
Просто скандальчик.
http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=primorye24.ru%2Fnews%2Fnews_feed%2F48809-v-german ii-nazrevaet-skandal-vokrug-premery-opery-antona-lubchenko.html&lr=76&rpt=story
Разве провалилась? Премьеры ещё не было. Был скандал по-поводу того, что в представлении режиссёра все персонажи должны перманентно пить водку. Не знаю, что там за музыка, я не поклонник композитора Лубченко, хотя дирижёр он хороший. Но в данном случае он прав. Ведь достало уже!
http://primopera.ru/about/press/511/view/
В новостях говорили, что на грани провала. Лубченко давал интервью. Что видел, то и написал.
. Вы о ком и что достало?
Я не хочу развивать эту тему, простите. Видел видеокадры. Мужики с бабами сидят за столами, похоже керосинят. Певичка поёт кабацкую песню, на щеках румяна. Вульгарно как-то, как и Ваше слово - `хренулечки`
Хотелось бы послушать оперу Василия Дмитриевича Поленова `Призраки Эллады`. Да-да, опера сочинена тем самым прекрасным живописцем!
В Воронеже в 2012 году исполнили сию оперу. Увы, записи нет. Редкая опера, впервые исполнена - и нет никакой возможности её прослушать! Не понимаю этого.
Я не хочу развивать эту тему, простите. Видел видеокадры. Мужики с бабами сидят за столами, похоже керосинят. Певичка поёт кабацкую песню, на щеках румяна. Вульгарно как-то, как и Ваше слово - `хренулечки`
Предлагаю русским оперным режиссёрам обдумать введение правила - в `Майстерзингерах` и в `Лоэнгрине` все персонажи должны ходить с пивными кружками, постоянно отхлёбывая из них. В `Риголетто` все ходят с тарелками макарон, а в `Богеме` постоянно глотают лягушачьи лапки.
Хотелось бы послушать оперу Василия Дмитриевича Поленова `Призраки Эллады`. Да-да, опера сочинена тем самым прекрасным живописцем!
В Воронеже в 2012 году исполнили сию оперу. Увы, записи нет. Редкая опера, впервые исполнена - и нет никакой возможности её прослушать! Не понимаю этого.
http://news36.ru/52831
Да, нужно ставить всех русских композиторов. И Ипполитова-Иванова, и Направника (хоть наполовину чех), Кавоса (наполовину итальянец), Ребикова, Черепнина. Многих других.
В Германии не заморачиваются ставить или нет, ставят всех своих соотечественников.
Предлагаю русским оперным режиссёрам обдумать введение правила - в `Майстерзингерах` и в `Лоэнгрине` все персонажи должны ходить с пивными кружками, постоянно отхлёбывая из них. В `Риголетто` все ходят с тарелками макарон, а в `Богеме` постоянно глотают лягушачьи лапки.
Да, нужно ставить всех русских композиторов. И Ипполитова-Иванова, и Направника (хоть наполовину чех), Кавоса (наполовину итальянец), Ребикова, Черепнина. Многих других.
В Германии не заморачиваются ставить или нет, ставят всех своих соотечественников.
Да, конечно! Нужно обязательно ставить. Ну почему оно всё не доступно!?
Но странно же всё-таки, что опера Поленова не доступна для прослушивания. Нельзя было что ли записать и на CD издать! Эх...
Да, конечно! Нужно обязательно ставить. Ну почему оно всё не доступно!?
Но странно же всё-таки, что опера Поленова не доступна для прослушивания. Нельзя было что ли записать и на CD издать! Эх...
У Ипполитова-Иванова послушал бы `Руфь`.
Да много интересного у всех.
Ну я же простой слушатель! Смешно призывать меня к записи оперы!
я думаю, смешно призывать к записи оперы кого угодно. Уж очень дорогое мероприятие. Но если кому действительно очень хочется, я думаю, тот найдёт средства, организует постановку, запись и всё такое прочее. Но это, конечно, очень хотеть надо.
я думаю, смешно призывать к записи оперы кого угодно. Уж очень дорогое мероприятие. Но если кому действительно очень хочется, я думаю, тот найдёт средства, организует постановку, запись и всё такое прочее. Но это, конечно, очень хотеть надо.
Мероприятие дорогое, но государство могло бы деньги выделить! Всё-таки развитие культуры! Или на это деньги не нужно тратить?
Убыточный он или нет - судить уже после его воплощения. Так что нужно сначала воплотить проект в жизнь.
что убыточный - любому экономисту ясно заранее. Но это не просто убыточный, а катастрофически убыточный: постановка обойдётся в миллионы, а продано записей будет хорошо, если десяток тысяч, да и зал будет всегда полупуст или пуст.
что убыточный - любому экономисту ясно заранее. Но это не просто убыточный, а катастрофически убыточный: постановка обойдётся в миллионы, а продано записей будет хорошо, если десяток тысяч, да и зал будет всегда полупуст или пуст.
Вячеслав, не буду с Вами спорить:) Сам понимаю, что на премьеру какой-то редкой оперы народ идёт не охотно. Им лучше подавай что-то заезженное! Но постановку можно и не делать, а просто в студии записать.
Возможно, что он был на минуточку владельцем... Только ипостаси ли царизм и царская бюрократия одного лица? - разговор не на минутку и едва ли может вестись в церковных терминах; а вот, что касается личности, то не властен абсолютно каждый человек в самом себе. Порой, бывает, ему приходится скрывать под явной личиной(!) подлинное лицо; в этом дисгармония всей земной жизни, если хотите. Что касается церковной трактовки понятия `ипостась`, то тут, как Вы знаете, ипостась - проявление одного из основных, по мнению человека, качеств и сути бесконечно гармоничного Творца.
Ну Вы прекрасно понимаете, что если сейчас мы будем цепляться и копаться в терминологиях - то концу края нашим дискуссиям никогда не будет. Бюрократия ли, царизм ли..... одним словом, была соответствующая эпоха со всеми присущими ей политическими и социальными чертами, в которой происходил процесс варки отечественных композиторов и музыкантов.
Вячеслав, не буду с Вами спорить:) Сам понимаю, что на премьеру какой-то редкой оперы народ идёт не охотно. Им лучше подавай что-то заезженное! Но постановку можно и не делать, а просто в студии записать.
можно, конечно. Раньше традиция была (начиналась, т.е.) - концертные исполнения опер. Но всё равно очень дорого всё это. Т.е., конечно, можно урезать бюджет Большого всего лишь раза в 2 и сделать за этот счёт десяток записей Серова и Ко., но, боюсь, большинство публики такое решение не поймёт.
а почему `даже`, Слава? Серов в Глинке толк большой знал, его разбор `Жизни за Царя` классичен и великолепен по части анализа выращивания целой оперы из одной серии. Что до `Руслан и Русланисты`, так это он уже счёты сводил, затравили они его напрочь, Кюи со Стасовым.
Предлагаю русским оперным режиссёрам обдумать введение правила - в `Майстерзингерах` и в `Лоэнгрине` все персонажи должны ходить с пивными кружками, постоянно отхлёбывая из них. В `Риголетто` все ходят с тарелками макарон, а в `Богеме` постоянно глотают лягушачьи лапки.
Зато как в Хованщине оттянутся)) Сам князь говорит: `Я ль виноват, что зелена вина упились?!` Это вам не скромная поллитра в `Живаго` Лубченко, из-которой такой скандал разгорелся.
...
Но странно же всё-таки, что опера Поленова не доступна для прослушивания. Нельзя было что ли записать и на CD издать! Эх...
А зачем Вам опера Поленова, Дима? к спектаклям знаменитого домашнего кукольного театра он вполне симпатичную прикладную музыку писал, но опера... Впрочем, надо узнать. Я знаком с внучкой Поленова, она так и живёт в усадьбе.
А зачем Вам опера Поленова, Дима? к спектаклям знаменитого домашнего кукольного театра он вполне симпатичную прикладную музыку писал, но опера... Впрочем, надо узнать. Я знаком с внучкой Поленова, она так и живёт в усадьбе.
А Дима любой опере рад, при условии, что это не Моцарт, Верди или Вагнер :)
А Дима любой опере рад, при условии, что это не Моцарт, Верди или Вагнер :)
Думаешь, Дима рад Пуччини или Бергу? Сомневаюсь я... Дима, кажется, больше всего любит то, что с антресолей сваливается. Синдром Мендельсона) Ну что, тоже неплохо, вдруг финала Хованщины рукопись найдёт :)
13 февраля в Мариинском театре пройдёт мировая премьера оперы Петра Геккера `ПрОклятый Апостол`. Будет дано концертное исполнение.
Кто-нибудь знает этого автора, его музыку?
Зато как в Хованщине оттянутся)) Сам князь говорит: `Я ль виноват, что зелена вина упились?!` Это вам не скромная поллитра в `Живаго` Лубченко, из-которой такой скандал разгорелся.
В `Травиате` тоже хлещут шампанское. Но не все же время. Представил себе Жермона с фужером на `бросил ты Прованс родной`... или нет, у Жермона не шампанское, а прованское в фужере. А на блюдечке непременно лягушачьи лапки. :-)
Мероприятие дорогое, но государство могло бы деньги выделить! Всё-таки развитие культуры! Или на это деньги не нужно тратить?
ОТВЕТЫ ВСЕМ (за последние 2 страницы):
...но выбрал этот комментарий для цитаты, потому что об этом и твержу с начала этого обсуждения.
Естественно, abcz, возрождение будет провалом, если делается по-дилетантски - мы уже это обсудили с Михаилом. И из его последнего откровения я сделал вывод, что он уже стал жертвой подобного мероприятия. Для того, чтобы произведение или ряд произведений - последнее лучше как раз из бюджетных соображений - стали успехом, нужно их возродить в первую очередь в (со)знании публики. Нужно сказать, что они существуют, нужно опубликовать биографии композиторов, историю создания произведений, историю их отношений с `известными` творителями, артистами, личностями их эпох и т.д. В отношении Серова выполняет эту роль книга о сыне Валентине - художнике - которой, повторяю, к сожалению, не скопировал ссылки. Если объявите `Юдифь` в Большом, да ещё скажете публике, что произведение дрянь - чего, думаете, можно будет ожидать?
Противником Серова в его время был его лицейский друг Стасов. История их отношений - в том числе премьера `Юдифи` - заслужила бы даже создания фильма.
Опять же должен заметить, что этот феномен `забытья`, а точнее, `зарывания`, ИСПОЛЬЗУЯ НЕЗНАНИЕ И САМОУНИЖЕНИЕ В КАЧЕСТВЕ ПРЕДЛОГА - не исключителен для России. Я уже писал Ph о кощунственном - иначе не назовёшь - убийстве здесь на Кубе оперы `Рабыня`, написанной в 1918 году композитором Хосе Маури Эстеве - первой оперы, написанной на материал афро-кубинской музыки. Опера была исполнена в последние разы в 1978 и 1980 годах, НЕ была записана, а новая постановка, которая готовилась на сезон 2007-08 годов была остановлена анонимным бюрократом, когда уже были сделаны декорации и далеко продвинулись репетиции - под тем же самым предлогом, мол, `опера неизвестная, и не завлечёт публику`. И это при том, что оперные представления здесь ВСЕГДА проходят с полу-пустым залом - даже весьма солидная постановка `Летучего Голландца` Вагнера в конце 2013 года, сделанная одним немецким режиссёром. Недорослям, управляющим здесь Институтом Радио и ТВ, плевать на весь разговор о необходимости повысить культурный уровень передач, который опять же был восстановлен здесь как притча во языцех.
В Латинской Америке ситуация не лучше. За частичным исключением Бразилии и Аргентины, всё зарыто под слоями пыли. Люди и не знают, что на континенте были написаны оперы и сарсуэлы. Общая публика, конечно, находится под давлением ежедневных политических и экономических событий, но хотел бы я знать - и не знаю - знает ли Флорес об опере `Ольянтай` композитора Валье-Риестра - вроде даже автора Гимна Перу - и о которой советская энциклопедия `Латинская Америка` пишет чудеса.
Исполняются в мире произведения бразильского композитора Карлоса Гомеса. Имел возможность прослушать недавнюю запись его оперы `Сальваторе Роса` (автор либретто Гисланцони - автор либретто `Аиды`) и остался о ней среднего мнения. Но самый известный - казалось бы - бразильский композитор это Эйтор Вила-Лобос. Даже музыканты, по всей видимости, не знают, что он написал оперы и балеты.
И даже в Испании, и даже Пласидо Доминго, говорят, стоило борьбы возродить некоторые испанские оперы. Там тоже царит уничтожающий комплекс само-унижения. Во время диктатуры Франко, в Испании царила поговорка: `Африка кончается Пиренеями`. Также как и Толстой с его почти оскорблением в адрес Танеева по поводу `Орестеи`, испанский писатель Бенито Перес Гальдос выразился приблизительно так: `Опера не нашла в Испании своих корней. Наш национальный лирический жанр это сарсуэла, здесь она осела прочно, и никогда не перешагнула через Пиренеи` - гнуснейшая ложь по всем пунктам. Во-первых, Фаринелли был фаворитом испанского двора, где проработал долгое время. Доменико Скарлатти работал там же в то же время, где написал свои знаменитые инструментальные сонаты, и где натренировал местных композиторов и исполнителей (в Мадриде и в Лиссабоне). Так что, ни Испания, ни Португалия не были такими уж `провинциями`, по крайней мере, в культурно-европейском плане.
Сарсуэла - это испанская родственница евро-континентальной оперетты и англо-американского мьюзикла. И ещё что появилось раньше. Произведение `Ветер это счастье любви` композитора Хосе де Небра (18 век; есть здесь на сайте) считается уже сарсуэлой. Сарсуэлы писались приблизительно до 1950-ых годов и Пласидо Доминго, Альфредо Краус, Тереса Берганса и Виктория де лос Анхелес записали их кучу (здесь нет) - настоящие артисты этим комплексом не страдают. Несмотря на свою `провинциальность`, Испания создала выдающуюся литературу - Сервантес, Лопе да Вега, в 19 веке театр - Себастьян Руис де Аларкон, Антонио Гарсия Гутьеррес (по драме которого, кстати, написан `Трубадур`), авторы романов - тот же Перес Гальдос, затем Бласко Ибаньес, драматург и писатель Мигель де Унамуно, затем Лорка, Хуан Рамон Хименес (первый, но не последний испанский нобелевский лауреат); живопись - Веласкес, Гойя и т.д. Но есть одно имя, которое существует только в энциклопедиях: каталонский композитор Фелипе Педрель (1841-1922). Он один оставил национальное наследие (не знаю испанское или каталонское по нынешним меркам) - оперы, сарсуэлы, симфонии, инструментальные произведения, теоретические трактаты. Я даже видел видео-запись `Леди Макбет Мценского уезда` из Барселонского Лицея, но Педреля, насколько вижу, не было записано ни ноты даже инструментальных произведений. В чём дело? Слишком велик Педрель для своры франкистских бюрократов, которые до сих пор гонят деньгу на этом комплексе само-унижения? (вопрос остаётся открытым).
Возвращаясь к темам русской политической и театральной сцены, aleks и abryvalg правильно разделяют царей или цариц и царизм. Это тоже всеобщий феномен. В одной недавней испанской историко-приключенческих теле-серий один из испанских королей был показан как фактически заложником его двора и католических лицемеров. Серов был призван в присутствие царя Александра II по случаю премьеры `Рогнеды` дважды и получил пожизненное жалованье (друзьями его молодой жены были нигилисты и народники, которые Александра II потом же и убили). Но навряд ли Императорские Театры уехали бы далеко без Направника, хоть он и едва не уничтожил `Орестею` (зато продирижировал премьерами почти всего остального). Но если бы Направник (чех по национальности) был в лагере про-французских и про-итальянских вельмож, то иная была бы картина даже нынче.
Да-с, abcz, Серов показал как надо писать оперу и то, что он сам может писать оперы, о чём свидетельствует та глава о детстве Валентина, которую я как шахтёр выкопал на русском Интернете - но на СОБСТВЕННЫХ примерах. Серов, Рубинштейн и Танеев считались и считаются продолжателями в России линии западной классики идущей от Баха, Генделя, Глюка, Моцарта и т.д. якобы в противоположность русскому национализму. Насколько вижу, особенно Серов платит за это до сих пор. Стасов тоже, по всей видимости, считал своего друга `дилетантом`, но поплатился за это чуть ли не рассудком на премьере `Юдифи` (между ними ещё образовались разноречия и по личным делам). Всё это фальшь, но естественно останется `правдой`, пока не выкопают партитуру `Вражьей Силы` с её балалайками, и не напечатают в программках откровения Римского-Корсакова о влиянии на него Серова, с одной стороны, и тех же западных классиков, с другой (Мусоргский тоже признал влияние Серова - явно в инструментовке басовыми инструментами). Вы, abcz, слышите детали, но работу с лейтмотивами - общую картину - не услышите пока не послушаете произведение целиком. Опять же спасибо Чистякову - Царствие ему Небесное - за то, что несмотря на вырезки (его собственные или ему приказанные?) выжал из произведения всё - и лейтмотивы и психологию персонажей. И с какими исполнителями.
`Кармен`, которая не нравится Ph, тоже является блестящим примером техники лейтмотивов.
Пикассо сказал: `Плохие артисты подражают, хорошие артисты воруют`. Так вот, несмотря на лейтмотивы, `Юдифь` И БЛИЗКО не является подражанием Вагнеру - самым близким Серову иностранным влиянием. И даже, хоть Серов и обалдел от `Тристана`, первый акт которого сам Вагнер проиграл ему на фортепьяно, он явно отстранился от вагнеровской `беспрерывной` драмы, ясно разделяя действие на большее количество актов и в `Рогнеде` и во `Вражьей Силе` ещё на картины.
Говоря о воровстве, опять же хочу привлечь внимание на тот факт, что начало `Ивана Сусанина` - это копия начала `Вильгельма Телля` - оперы Россини, по сравнению с которой `Цирюльник`, `Золушка` и пр. являются лишь репетициями, пусть и удавшимися. Глинка взял драму `ВТ` и перекроил её на Сусанина - с несомненным успехом. Если считать Глинку `провинциалом`, то остаётся провинциальным всё последующее. И я не считаю НИКАКУЮ культуру `провинциальной` - только если подражает.
Что касаемо `рыла` (victormain и Михаил), то даже неоспоримые гении ошибались. Менделеев `дал в рыло` шведу Аррениусу, когда последний предложил идею ионов. Аррениус почувствовал себя очень разбитым: расколола его такая личность. В конце концов, вся нынешняя наука и техника существуют и на периодической таблице, и на ионах. Когда Эдвин Хаббл установил, что Вселенная движется и расширяется, Эйнштейн воскликнул: `Нет, нет, Вселенная не движется`. Но - увы, движется. Позже Эйнштейн счёл свою `силу отталкивания` `самой крупной ошибкой` его научной жизни, но сейчас все идеи о `тёмной материи` на ней держатся (ещё не подтверждены).
Об исполнительских качествах Михаила судить не буду, так его как такового просто не знаю. Я нахожусь в отколе от нынешней российской исполнительской сцены, и если здесь на сайте есть Ваши - Михаил - записи, или других выдающихся исполнителей нынешней российской сцены - какого угодно инструмента - то можете посоветовать. Я знаю Анну Нетрёбко, потому что она достигла максимального международного размаха и потому что опера является моим главным интересом (повторяю, если она не запишет Юдифь, это будет преступлением). Также не знаю китайскую классику, о которой Вы пишете, Михаил. С Ипполитовым-Ивановым, `Сном на Волге` Аренского, ВСЕМ Рубинштейном нужно проделать всю эту длинную и основательную исследовательскую работу.
В конце концов - и опять - `Орестея`: также как и `Юдифь`, несмотря ни на всё, она является несомненно русской оперой. Но ценности, которые преследовал Танеев, являлись обще-человеческими, как и в любом произведении, основанном на на древне-греческом или библейском сюжете. Концепция правосудия в `Орестее` может стать оспоримой даже сегодня, сюжет её кровавый и даже сегодня может вызвать отвращение. Это, в свою очередь, является дополнительной сложностью в деле постановки. В этом `Орестея` превосходит `Юдифь` и `Бориса`, но, повторяю, только потому что была написана позже. В начале 20-го века древне-греческие и библейские сюжеты вернулись в оперу громом, но повторяю, может сравниться с ней по-моему только `Эдип` Энеску и скажите, какое произведение ещё. `Саул и Давид` Нильсена, повторяю, на сравнение с `Орестеей` не потянет (а `Энеида` Лысенко - кто-нибудь знает?)
В `Травиате` тоже хлещут шампанское. Но не все же время. Представил себе Жермона с фужером на `бросил ты Прованс родной`... или нет, у Жермона не шампанское, а прованское в фужере. А на блюдечке непременно лягушачьи лапки. :-)
Вообще-то, если по-честному, то всё время. В Травиате не просыхают вообще. Надо же, я только сейчас это понял. А финал ещё и оттого так печален, что пьют хорошее теперь только за окном, а в дому - сплошную микстуру.
а почему `даже`, Слава? Серов в Глинке толк большой знал, его разбор `Жизни за Царя` классичен и великолепен по части анализа выращивания целой оперы из одной серии. Что до `Руслан и Русланисты`, так это он уже счёты сводил, затравили они его напрочь, Кюи со Стасовым.
естественно. `Даже` здесь потому, что - одно дело таскать у целой школы, другое - у одного человека.
Думаешь, Дима рад Пуччини или Бергу? Сомневаюсь я... Дима, кажется, больше всего любит то, что с антресолей сваливается. Синдром Мендельсона) Ну что, тоже неплохо, вдруг финала Хованщины рукопись найдёт :)
`Богема` - постановка 1988 года (дирижёр Северини).
Дима, а эта постановка в архиве есть? Я сама-то привыкла к исполнению Самосуда с Козловским - у меня с давних пор оно на виниле. Тоже на русском языке. Вполне сносно.
Дима, а эта постановка в архиве есть? Я сама-то привыкла к исполнению Самосуда с Козловским - у меня с давних пор оно на виниле. Тоже на русском языке. Вполне сносно.
Ой, Ольга Николаевна, вроде бы не нашёл данную постановку на сайте... Я послушаю Самосуда с Козловским :)
`Тоска` мне нравится на русском языке (оркестр п/у Е.Светланова). `Богема` - постановка 1988 года (дирижёр Северини).
- Да, это запись 1967 года с Милашкиной и Анджапаридзе в партиях. Милашкина, кстати, идеально подходит на эту роль. Кстати, потом была запись Милашкиной с Эрмлером, но уже на итальянском языке, с великолепным составом: Атлантов, Мазурок. Но еще посоветую слушать караяновскую запись: после его `Тоски` трудно слушать какую-нибудь другую, Караян здесь достигает поистине невероятных высот. Из солистов особенно выделяется Каррерас.
Правда, еще очень хорош (ну очень хорош) был Фьораванти в партии Скарпиа в записи 1960 года под управлением Верницци.
- А в `Богеме` есть одна непревзойденная запись: Караян с Паваротти 1972 года. Умереть - не встать. Роскошь, не поддающаяся оценке, запись-жемчужина.
- Ой, Ольга Николаевна, вроде бы не нашёл данную постановку на сайте...
- Я послушаю Самосуда с Козловским :)
- Да, я тоже поискала, как только прочитала Ваш пост. Но увы! А у Вас эта запись есть? Не хотите загрузить? С удовольствием бы послушала.
- Поделитесь впечатлениями?
- Да, я тоже поискала, как только прочитала Ваш пост. Но увы! А у Вас эта запись есть? Не хотите загрузить? С удовольствием бы послушала.
- Поделитесь впечатлениями?
- Да, конечно загружу. Завтра только, наверное. Сегодня готовлю премьеру: исполнения на блокфлейте фрагмента из папируса)
- Поделюсь обязательно, как прослушаю.
Естественно, abcz, возрождение будет провалом, если делается по-дилетантски
Да-с, abcz, Серов показал как надо писать оперу и то, что он сам может писать оперы, о чём свидетельствует та глава о детстве
Стасов тоже, по всей видимости, считал своего друга `дилетантом`, но
Вы, abcz, слышите детали, но работу с лейтмотивами - общую картину - не услышите пока не послушаете произведение целиком.
я не жду здесь никакого возрождения. Не тот уровень.
глава, возможно, свидетельствует. Но лучше бы свидетельствовала опера.
моё согласие относилось к правописанию. Серов не дилетант, это слышно
в этом нет необходимости: я не вижу никакого достоинства в наличии системы лейтмотивов. Есть и есть... Технологический аспект. То же, что я уже прослушал не вызывает никакого желания слушать ещё.
Конечно порядок! Виктор Николаевич, Вы же знаете, что я не только редкости так всякие слушаю. Я и самое-самое известное также слушаю.
А `Турандот` в каком исполнении посоветуете?
конце 2-го действия, например, сделано мастерски. Полифония просто в уши не лезет, когда
написана неграмотно...
лезет в уши.