ФОРУМ



ak57(25.10.2014 09:19)
abyrvalg писал(а):
...Вот такая история ранней увертюры.
Кривой немного текст получился, т.к. писал не в окне, а в Ворде, а затем текст переносил
сюда.
Замечательно!
Большие тексты надо обязательно писать в каком-либо редакторе, иначе возможна их потеря
во время набора в окне Форума. Такое нередко происходит.


evc(25.10.2014 09:39)
ak57 писал(а):
Большие тексты надо обязательно писать в каком-либо
редакторе, иначе возможна их потеря во время набора в окне Форума.
Согласен, только
есть такой нюанс, тексты скопированные с Ворда некрасиво форматируются здесь.


ak57(25.10.2014 09:55)
evc писал(а):
Согласен, только есть такой нюанс, тексты скопированные
с Ворда некрасиво форматируются здесь.
Ну, можно писать(большие тексты) и в Блокноте.


evc(25.10.2014 09:57)
ak57 писал(а):
Ну, можно писать(большие тексты) и в Блокноте.
Да
простит Phalaenopsis за отступление в его теме:
Пользуюсь Akelpad, нечто типа Notepad, но пофункциональнее.


musikus(25.10.2014 11:36)
Phalaenopsis писал(а):
Вот несколько интересных увертюр для меня:
Волшебная флейта
Вольный стрелок
Травиата
Лоэнгрин
Медея
Орфей и Эвридика
Енуфа
Все таки стоило бы разделять понятия `увертюры` и `вступления` (интродукции).
Ни `Травиата`, ни `Лоэнгрин` никак не тянут на увертюру. Типичные монотематические
вступления без характерного для увертюры развития в виде экспликации основных тем оперы.
Тем более это относится к `Енуфе` с ее, в сущности, очень коротким введением к 1-й
картине, когда почти сразу начинают солистка. Яначек вообще не писал увертюр к операм.


Niksti(25.10.2014 15:59)
musikus писал(а):
Типичные монотематические вступления
Термин
`монотематизм` не следует путать с однотемностью.Однотемно вступление к `Енуфе`, а
вступления к `Травиате` и к `Лоэнгрину` даже не однотемны, а двухтемны. В `Травиате`-тема
болезни и тема любви, В `Лоэнгрине`-тема Грааля и тема прощания. В обоих случаях темы не
являются производными друг от друга, они различны интонационно и ритмически.


musikus(25.10.2014 16:32)
Niksti писал(а):
Термин `монотематизм` не следует путать с
однотемностью.
Это у Вас что-то в духе арифметического пуризма. Я ведь не о `точном`
количестве задействованных тем, а о принципиальной форме. Сравните УВЕРТЮРЫ к `Риенци`,
Летучему голландцу` или к `Майстерзингерам` со ВСТУПЛЕНИЯМИ к `Лоэнгрину`, `Тристану` или
`Парсифалю`. Наверное, будет ясно, о чем тут речь.


Niksti(25.10.2014 18:11)
musikus писал(а):
Это у Вас что-то в духе арифметического
пуризма.
Я тоже о принципиальной форме.Дело в том, что термин `монотематизм` и его
производное `монотематический` не имеют отношения к объяснению разницы между увертюрой и
вступлением. Применительно к названным Вами вступлениям (`Енуфа`, `Травиата`, `Лоэнгрин`,
`Парсифаль`) этот термин неуместен, поскольку там нет явления монотематизма. А если Вы
вкладываете в этот термин свой, особенный смысл, то он, как видно, расходится с
общепринятым.


abyrvalg(25.10.2014 18:42)
musikus писал(а):
Тем более это относится к `Енуфе` с ее, в сущности,
очень коротким введением к 1-й картине, когда почти сразу начинают солистка. Яначек вообще
не писал увертюр к операм.
Да, наверное, Вы правы. Я все оперы Яначека знаю, но
всегда увертюры оставляют впечатления не совсем полноценных что-ли. К Енуфе однозначно это
- наподобие инструментального вступления. У `Макропулоса`, правда, есть более-менее
развернутое симфоническое начало, но ведь и сами оперы у него, в принципе,
нестандартные.... Фактически, это полуторачасовые симфонические полотна в сопровождении
омузыкаленной человеческой речи. И увертюры уже изначально вплетены в общее-целое
партитуры, без какой-либо самостоятельной роли.


musikus(25.10.2014 19:05)
Niksti писал(а):
А если Вы вкладываете в этот термин свой, особенный
смысл, то он, как видно, расходится с общепринятым.
Это я, конечно, виноват, что не
могу донести до Вас некоторые простые вещи. Но послушайте еще раз хотя бы прелюд
(`вступление`) к `Тристану`, в котором господствуют одно движение, одно настроение и -
именно в этом смысле - одна тема (см. `тристановский аккорд`!). И - в противовес -
увертюру к `Майстерзингерам`, где в сложнейшей разработке (которой не бывает в более
простых по форме `вступлениях`!) обыграны, переплетены, играют всеми красками девять тем.
Но принципиальная разница даже не в количестве тем, а - само наличие разработки, есть она
или нет. Для меня важен именно этот признак формы, а не столь существенное для Вас
значение слова `моно`.


Mikhail_Kollontay(25.10.2014 19:11)
musikus писал(а):
не могу донести
Не знаю, может, так будет
понятнее: монотематизм - тупой музыковедческий термин, имеющий конкретное и узкое
значение, в том числе стилистическое. Это как бы такой жаргон. Поэтому для музыковеда тут
четкая грань употребления и неупотребления.


musikus(25.10.2014 19:27)
abyrvalg писал(а):
оперы Яначека знаю, но всегда увертюры оставляют
впечатления не совсем полноценных
В том-то и дело, что это, как форма, не увертюры.


Aelina(25.10.2014 19:49)
Phalaenopsis писал(а):
Лучшие оперные увертюры.
Лучшая из лучших
-увертюра к опере ` Князь Игорь `Бородина (разумеется, пока, исходя из личного небольшого
слушательского опыта)
Очень нравится совсем небольшое вступление к о. Сен-Санса ` Самсон и Далила` и о. `
Руслан и Людмила` Глинки.

А что касаемо увертюр, как отдельного симфонического жанра , предпочитаю следующие :
1.У Мендельсона - ` Гебриды` , ` Рюи Блаз` , ` Прекрасная мелузина`(любимая), ` Сон в
летнюю ночь`, ` Морская тишь и счастливое путешествие`
2. У Шумана -` Мессианская невеста` , ` Герман и Доротея`
3.у Глинки ` Арагонская хота`
4.у Чайковского -увертюру-фантазию ` Ромео и Джульетта`


victormain(25.10.2014 20:13)
Phalaenopsis писал(а):
...
P.S. Кстати в некоторых увертюрах прослеживается симфонизм. Это Моцарт и Глюк например.
Пожалуйста высказывайтесь, друзья.
Лучшие увертюры на мой вкус у Моцарта и Россини.
Превосходная у Глюка в `Ифигении в Авлиде`, у Бетховена - 3-я Леонора замечательная (при
том, что опера так и не удалась, увы, несмотря на замечательные ансамбли в 1-м акте).
Очень хороша в `Тангейзере` и . Интродукции в `Орфее` Монтеверди, в `Китеже`, в
`Лоэнгрине`, `Тристане` и `Хованщине`, Иоланте, Пиковой и Онегине, в Травиате и Аиде, в
Кармен. В русской музыке чистые увертюры лучшие, видимо, в `Руслане` и в `Царской`.
Увертюру к `Игорю` всегда не переносил, даже когда и не знал ещё, что это Глазунов. В
`Майстерзингерах` увертюра очень здорово написана, но не без чрезмерности по масштабам.
Интереснее другой вопрос: есть ли плохие оперы с удачными увертюрами? Так, чтобы саму
оперу заслуженно забыли, а увертюру играли по сей день, как пьесу? Что-то такое есть, но
сходу не вспоминается...


Phalaenopsis(25.10.2014 20:22)
Niksti писал(а):
Термин `монотематизм` не следует путать с
однотемностью.Однотемно вступление к `Енуфе`, а вступления к `Травиате` и к `Лоэнгрину`
даже не однотемны, а двухтемны. В `Травиате`-тема болезни и тема любви, В `Лоэнгрине`-тема
Грааля и тема прощания. В обоих случаях темы не являются производными друг от друга, они
различны интонационно и ритмически.
Совершенно согласен о Енуфе и Лоэнгрине с
Травиатой.


Aelina(25.10.2014 20:26)
victormain писал(а):
Превосходная у Глюка в `Ифигении в
Авлиде`
Согласна!!!! А также превосходны и вс.ч. к о.о. ` Ифигения в Тавриде`, `
Альцеста`,` Елена и Парис`, ` Триумф Клелии` , ` Аэций`. Да ?
Об увертюре к ` Орфею и Эвридике `помалкиваю.Самая любимейшая:)))


Aelina(25.10.2014 20:30)
victormain писал(а):
Так, чтобы саму оперу заслуженно забыли, а
увертюру играли по сей день, как пьесу? Что-то такое есть, но сходу не
вспоминается...
Вроде совсем недавно увертюру к Ундине слушали.


Phalaenopsis(25.10.2014 20:35)
victormain писал(а):
Интереснее другой вопрос: есть ли плохие оперы с
удачными увертюрами? Так, чтобы саму оперу заслуженно забыли, а увертюру играли по сей
день, как пьесу? Что-то такое есть, но сходу не вспоминается...
Есть такая опера.
`Абу Гассан` Вебера. Увертюра очень удачная, в симфоническом ключе.


victormain(25.10.2014 20:38)
Phalaenopsis писал(а):
Есть такая опера. `Абу Гассан` Вебера.
Увертюра очень удачная, в симфоническом ключе.
Помню, да, хорошая. Кстати, к
`Фрайшютцу` то увертюра замечательная, забыл. Вот к другим (Оберон, Эврианта) спокоен,
хотя сделаны очень хорошо.


Phalaenopsis(25.10.2014 20:52)
Aelina писал(а):
Об увертюре к ` Орфею и Эвридике `помалкиваю.Самая
любимейшая:)))
Молчите, молчите!
Не трогайте струны,
а то опять уйду в упоение,
с собой не в силах совладать!

Увертюра к Орфею и Эвридике для меня полнейшая радость. Она сама по себе сдержанно
красивая, но по ходу многократного прослушивания, я понимаю, что целые ноты (аккорды) с
шестого такта, это скрытый смысл доброго конца всей истории. И артикуляция этих аккордов
выставлена предельно точно - сфорцандо! Потрясно.


Phalaenopsis(25.10.2014 21:24)
musikus писал(а):
Ни `Травиата`, ни `Лоэнгрин` никак не тянут на
увертюру. Типичные монотематические вступления без характерного для увертюры развития в
виде экспликации основных тем оперы.
Это совсем не обязательно. Иногда увертюра
описывает общий характер оперы, не касаясь совершенно тем. Лоэнгрин, Самсон и Далила,
Сельская честь. В противовес к примеру Руслану и Людмиле, где все темы обыгрываются. Это
просто мощный стимул - свобода творчества и уход от однообразия.


Niksti(25.10.2014 21:24)
musikus писал(а):
не могу донести до Вас некоторые простые
вещи.
До меня не нужно доносить те простые вещи, которые Вы имеете в виду. В посте
15.59 я предложила однотемность в противовес Вашему монотематизму. А от однотемности через
двухтемность и до многотемности недалеко.Вы же почему-то прошли мимо.


abyrvalg(25.10.2014 21:27)
Увертюра `Вильгельм Телля` Россини хороша, да и знаменита. Помните, известную тему в 3-й
части увертюры:
`Сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто ГРААААААААММ - сто грамм - сто грамм!`


Phalaenopsis(25.10.2014 21:31)
abyrvalg писал(а):
Увертюра `Вильгельм Телля` Россини хороша, да и
знаменита. Помните, известную тему в 3-й части увертюры:
`Сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто грамм - сто грамм - сто грамм - сто грамм,
сто ГРААААААААММ - сто грамм - сто грамм!`
Сегодня опять вспоминал. Ха-ха! Кстати в
этом есть одна особенность. Музыка то почти немецкая. Удалось это Россини.


musikus(25.10.2014 21:37)
Niksti писал(а):
До меня не нужно доносить те простые вещи, которые
Вы имеете в виду. В посте 15.59 я предложила однотемность в противовес Вашему
монотематизму. А от однотемности через двухтемность и до многотемности недалеко.Вы же
почему-то прошли мимо.
Похоже,Вы так и не поняли о чем я, или, может, не хотите
понять. Не буду настаивать.


musikus(25.10.2014 21:45)
Phalaenopsis писал(а):
описывает общий характер оперы, не касаясь
совершенно тем.
Вы правы, если под `темой` понимать конкретный (чаще - мелодический)
материал. Но это нетипично. Обычно все же увертюра - на темы оперы. Кроме того, `тему`
можно понимать расширительно, как выражение того, что Вы называете `общим характером
оперы`.


Phalaenopsis(25.10.2014 21:47)
Друзья мои, Юрий Константинович и Никсти, вы так и не поймёте друг друга, ибо совершенного
понятия увертюра не существует, так же как не существует точного определения термина
полифония. Давайте сойдёмся на вступлении к операм.
О Енуфе ещё. Вступление к ней хоть и небольшое, но как мне показалось поразительно
современно звучит, либо у Чарльза Маккерраса такая интерпретация.


abyrvalg(25.10.2014 22:13)
Phalaenopsis писал(а):
Вступление к ней хоть и небольшое, но как мне
показалось поразительно современно звучит,
Поразительно звучит начало `Золото Рейна`
- 2-я половина 20 века, а не 19 век.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:15)
abyrvalg писал(а):
Поразительно звучит начало `Золото Рейна` - 2-я
половина 20 века, а не 19 век.
А вот этого ещё не слушал, но большой интерес.


musikus(25.10.2014 22:21)
Phalaenopsis писал(а):
О Енуфе ещё.
Обожаю Яначека и хочу кстати
заметить, что существуют - отсутствующие в Архиве - симфонические композиции в виде сюит
из шести опер Я. Это аранжировки Петера Брейнера: `Енуфа`, `Вылеты пана Броучека`, `Катя
Кабанова`, `Средство Макропулоса`, `Лисичка-плутовка` и `Из мертвого дома`. Есть три диска
NAXOS с Новозеландским оркестром п/у Брейнера.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:23)
abyrvalg писал(а):
Если поставить рядом с ведром воды мешок
сахара, то через некоторое время вода переместится в мешок.
Вот так и `Млада` перемещается в меня, почти диффузионно. Композитору вообще то не мешало
бы дать орден за заслуги перед отечеством, посмертно.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:25)
musikus писал(а):
Обожаю Яначека
А то!


musikus(25.10.2014 22:30)
Phalaenopsis писал(а):
А вот этого ещё не слушал, но большой
интерес.
Обязательно послушайте. Это потрясающая картина Вечного Рейна. Обязательно
слушайте не только оркестровое вступление (вступление, а не увертюру! См. предыдущие
посты), но и песни дев Рейна. Неотделимо.


abyrvalg(25.10.2014 22:33)
musikus писал(а):
- Обожаю Яначека
- и хочу кстати заметить, что существуют - отсутствующие в Архиве - симфонические
композиции в виде сюит из шести опер Я. Это аранжировки Петера Брейнера:
- Ну тык, и
я люблю, меньше всего `Макропулос`, а остальные - на ура! Кстати, очень нравится `Из
мертвого дома` - офигенная музыка, в духе последних сочинений Яначека. Хочу Вас спросить,
а какая сценическая постановка `Енуфы` Вам больше нравится? У меня есть такая.
- Это у меня есть, могу выложить.


musikus(25.10.2014 22:34)
Phalaenopsis писал(а):
`Млада` перемещается в меня
`Ночь на горе
Триглав` замечательна.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:34)
musikus писал(а):
Обязательно послушайте. Это потрясающая картина
Вечного Рейна. Обязательно слушайте не только оркестровое вступление (вступление, а не
увертюру! См. предыдущие посты), но и песни дев Рейна. Неотделимо.
Спасибо. На
следующей неделе буду внимать.
В скобочках узрел Ваше упорство, улыбнуло)


abyrvalg(25.10.2014 22:35)
Phalaenopsis писал(а):
Вот так и `Млада` перемещается в
меня,
Понравилась? Говорите как на духу, что именно понравилось....Хочу знать. Вы в
восторге?


Phalaenopsis(25.10.2014 22:37)
musikus писал(а):
Обязательно послушайте. Это потрясающая картина
Вечного Рейна. Обязательно слушайте не только оркестровое вступление (вступление, а не
увертюру! См. предыдущие посты), но и песни дев Рейна. Неотделимо.
А кстати, на
русском она выходила?


musikus(25.10.2014 22:39)
abyrvalg писал(а):
- какая сценическая постановка `Енуфы` Вам больше
нравится?
- Это у меня есть, могу выложить.
- Разные постановки не видел, не могу
сравнивать. Только фонограммы. Воочию видел только реализацию `Енуфы` (`Её педчерицы`) у
нас в БТ, со Зд.Халабалой, давно уже.
- А сюиты обязательно выложите!


Phalaenopsis(25.10.2014 22:43)
abyrvalg писал(а):
Понравилась? Говорите как на духу, что именно
понравилось....Хочу знать. Вы в восторге?
В восторге. Только после первого раза не
думал, что это будет. Прекрасная музыка, очень насыщенная. Но я ещё не пресытился, чтобы
сделать какие то опорные точки. Я обязательно сделаю маркеры для себя и поделюсь. Мне
интересно наше с Вами совпадение или не совпадение. Сейчас пока могу сказать, что
инструментальные места весьма хороши.


musikus(25.10.2014 22:45)
Phalaenopsis писал(а):
А кстати, на русском она
выходила?
`Золото Рейна`, как раз, ставили в БТ, мой приятель Саша Ломоносов пел
Логе. Но к стыду своему не помню - по-русски или по-немецки, скорее всего - в русском
переводе.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:45)
musikus писал(а):
`Ночь на горе Триглав` замечательна.
А это
что? Поясните.


Phalaenopsis(25.10.2014 22:47)
musikus писал(а):
`Золото Рейна`, как раз, ставили в БТ, мой приятель
Саша Ломоносов пел Логе. Но к стыду своему не помню - по-русски или по-немецки, скорее
всего - в русском переводе.
Блин, как хотелось бы на русском, чтоб потом напевать,
как допустим арии Далилы.


abyrvalg(25.10.2014 22:53)
musikus писал(а):
- Разные постановки не видел, не могу сравнивать.
Только фонограммы. Воочию видел только реализацию `Енуфы` (`Её педчерицы`) у нас в БТ, со
Зд.Халабалой, давно уже.
- А сюиты обязательно выложите!
Кстати, не знаю смотрели Вы или нет, но если нет,
то обязательно посмотрите спектакль Андре Анжеля `Быстроушка` или `Лисичка-плутовка`. В
роли лисички блистательнейшая Елена Цаллагова, это видео на сайт выложил Victormain.
Так вот, этот Анжель хоть и француз, но спектакль получился просто на удивление чешский,
герои как будто бы сошли со знаменитых иллюстраций Йозефа Лады к `Похождениям бравого
солдата Швейка`
Видеоряд идеально соответствует музыке, смотреть и слушать одно удовольствие. Если кто
еще не смотрел - СМОТРЕТЬ НЕМЕДЛЕННО!!
Два часа кайфа обеспеченно.

- Сюиты выложу обязательно!


Phalaenopsis(25.10.2014 22:56)
musikus писал(а):
`Ночь на горе Триглав` замечательна.
Так ария
называется?


musikus(25.10.2014 22:57)
Phalaenopsis писал(а):
Блин, как хотелось бы на русском, чтоб потом
напевать, как допустим арии Далилы.
Ну, это трудно... Ведь не Сен-Санс. Там и
кантилены-то нет. Разве что потрясающий монолог Доннера в финале. У Вас бас?


musikus(25.10.2014 22:59)
Phalaenopsis писал(а):
Так ария называется?
Не-е-ет. Это целая
большая сцена из 3-го акта, замечательная по музыке в духе муз. живописи НАРК. Плетнев
даже симфонические извлечения из нее играет.


Phalaenopsis(25.10.2014 23:02)
musikus писал(а):
Ну, это трудно... Ведь не Сен-Санс. Там и
кантилены-то нет. Разве что потрясающий монолог Доннера в финале. У Вас бас?
Баритон.


Phalaenopsis(25.10.2014 23:04)
musikus писал(а):
Не-е-ет. Это целая большая сцена из 3-го акта,
замечательная по музыке в духе муз. живописи НАРК. Плетнев даже симфонические извлечения
из нее играет.
Это не там, где начинает кларнет, потом перехватывает флейта-пикколо и
музыка идёт далее уже без солистов?


Aelina(25.10.2014 23:05)
Phalaenopsis писал(а):
допустим арии Далилы.
Возможно, пора
поговорить в Вашей теме и о самых красивейших ариях?
О самых самых любимых, которые жить и дышать помогают?

Юрий Константинович, Георгий Великолепный, черкните, пожалуйста, пару строк. Откройте
завесу над своими предпочтениями:)


Phalaenopsis(25.10.2014 23:06)
Aelina писал(а):
Возможно, пора поговорить в Вашей теме и о самых
красивейших ариях?
О самых самых любимых, которые жить и дышать помогают?

Юрий Константинович, Георгий Великолепный, черкните, пожалуйста, пару строк. Откройте
завесу над своими предпочтениями:)
Требуем!


abyrvalg(25.10.2014 23:20)
abyrvalg писал(а):
то обязательно посмотрите спектакль Андре Анжеля
`Быстроушка` или `Лисичка-плутовка`. В роли лисички блистательнейшая Елена Цаллагова, это
видео на сайт выложил Victormain.
На всякий случай пишу, что на ютюбе эта же опера
полностью, что и на сайте, но только с русскими субтитрами.
http://www.youtube.com/watch?v=z_eyDhq1ipQ


Aelina(25.10.2014 23:22)
abyrvalg писал(а):
На всякий случай пишу, что на ютюбе эта же опера
полностью, что и на сайте, но только с русскими субтитрами.
http://www.youtube.com/watch?v=z_eyDhq1ipQ
Спасибо :)


musikus(25.10.2014 23:32)
Aelina писал(а):
о самых красивейших ариях?
Элиночка, я ведь не
опероман. Я могу только говорить о том, что, вот, мелодия хороша. В этом никакой особости
нет. Люблю, прежде всего, кантилену, без нее - какая ж мелодия... Тут упомянули Далилу.
Да! Очень люблю и могу напеть без ошибки все три арии. Если же обобщать, то самые красивые
арии для меня и вообще вокал, включая и выразительный речитатив, это - Пуччини и вообще
веристы (итальянские). Порой, слушая из них любимое, хочется вслед за певцом страстно
горланить, хрипя, как тот, потерявший голос, бывший певчий из Чеховской `Степи`. Веристы
лучше всех понимали природу настоящего бельканто.


Aelina(25.10.2014 23:35)
musikus писал(а):
Порой, слушая из них любимое, хочется вслед за
певцом страстно горланить, хрипя, как тот, потерявший голос, бывший певчий из Чеховской
`Степи`.
:)))) !!!!!


Phalaenopsis(25.10.2014 23:42)
В книге Друскина `100 опер` издания 1968 года указывается только одна опера Яначека - `Её
падчерица`. Это нормально для 68 года? Повлияли ли события этого года на родине
композитора на включение его в эту книгу?


OlgaKz(25.10.2014 23:49)
Phalaenopsis писал(а):
В книге Друскина `100 опер` издания 1968 года
указывается только одна опера Яначека - `Её падчерица`. Это нормально для 68
года?
Это для любого года нормально, если книга называется `100 опер`.


abyrvalg(25.10.2014 23:53)
Aelina писал(а):
Георгий Великолепный, черкните, пожалуйста, пару
строк. Откройте завесу над своими предпочтениями:)
Такой вроде бы простой вопрос и
такой сложный.
У меня много есть арии, от которых действительно я могу тащиться, но также есть и просто
какие-то оперные эпизоды, от которых мурашки по коже. Ну для примера, Ария Кутузова в
исполнении Ведерникова, или Ария `Да, час настал` из `Орлеанской девы` в исполнении
Преображенской - могу слушать, замерев дыхание. Ведь я предпочитаю еще не просто какие-то
арии, но и в каком-то определенном исполнении. Вот есть удивительно красивая ария
любовного дуэта Октавиана и Софи из `Кавалера роз`, но я замираю только от одного
исполнения: Штих-Рэндал и Кристы Людвиг. Есть замечательное исполнение Бергансы каватины
Розины из `Севильского цирюльника`, ну и т.д.
Но арии-то сами по себе еще не вся опера и не во всех операх есть арии. От `ковки меча`,
например, в `Зигфриде` тоже крышу сносит (во всяком случае у меня точно), от воинственного
пения главного героя - в неописуемый восторг приходишь.
Так что, тем и хорош жанр `опера`, что тащишься от много чего. Или от всего понемногу.


abyrvalg(25.10.2014 23:55)
Phalaenopsis писал(а):
В книге Друскина `100 опер` издания 1968 года
указывается только одна опера Яначека - `Её падчерица`. Это нормально для 68
года?
Какие 100 опер....
На свете сотни замечательных опер.


musikus(26.10.2014 00:09)
Phalaenopsis писал(а):
Это не там, где начинает кларнет, потом
перехватывает флейта-пикколо и музыка идёт далее уже без солистов?
Что кларнет и
пикколка...Просто слушайте 3-е действие от начала и далее: хороводы, дУши усопших,
купальские венки, восходящая луна, злые духи, кикиморы...


musikus(26.10.2014 00:15)
abyrvalg писал(а):
Какие 100 опер....
На свете сотни замечательных опер.
Когда в ходу `сотни`, то весь жанр идет пеной,
замыливается.


abyrvalg(26.10.2014 00:39)
musikus писал(а):
Когда в ходу `сотни`, то весь жанр идет пеной,
замыливается.
Ну, в ходу или не в ходу, оперному жанру почти 400 лет - и по самой
идее, меньше ста штук никак не может быть. Тем более, еще вопрос, что конкретно относить к
операм. Я и музыкально-сценические произведения Курта Вайля тоже отношу к операм, хотя и
весьма условно.
Но я знаю оперных фанов, которые ограничиваются 20-30 операми и им хватает для полного
счастья.


victormain(26.10.2014 00:59)
Phalaenopsis писал(а):
А кстати, на русском она выходила?
В
Москве в Большом театре по-русски шла, рубеж 70-х - 80-х гг. примерно. Симонов делал. 100
оркестровых репетиций.


musikus(26.10.2014 01:10)
abyrvalg писал(а):
я знаю оперных фанов, которые ограничиваются 20-30
операми и им хватает для полного счастья.
Я их понимаю. У меня в старом оперном
справочнике две с половиной сотни либретто, но, положа руку на сердце, две трети из них -
мне, по крайней мере - слушать никогда не захочется, тем более, что там десятки опусов
советской шелухи. В другом справочнике, переводном, сотни полторы. И этого уже - под
завязку.


Phalaenopsis(26.10.2014 01:16)
OlgaKz писал(а):
Это для любого года нормально, если книга называется
`100 опер`.
Я не про то. Либо Яначека обделили, либо просто мало знали. У Сметаны в
той книге четыре оперы.


abyrvalg(26.10.2014 01:22)
musikus писал(а):
Я их понимаю. У меня в старом оперном справочнике
две с половиной сотни либретто, но, положа руку на сердце, две трети из них - мне, по
крайней мере - слушать никогда не захочется, тем более, что там десятки опусов советской
шелухи. В другом справочнике, переводном, сотни полторы. И этого уже - под завязку.
Я
соглашусь в одном, что одну-то оперу послушать, да тем более неизвестную, - надо время
специальное выкроить, часа три найти хотя бы. А чтоб осиливать уже двадцать, сорок или
пятьдесят опер - надо вообще забыть про личную жизнь, про работу и т.д. Как-то не хочется.
Поэтому многое чего из опер нам попросту неизвестно. Я вот месяц назад случайно послушал
`Дальний звон` Шрекера и офигел, нет - я просто обалдел от этого сочинения, это просто
шедевр. А мог бы и не узнать ничего, т.к. она в нашей стране вообще неизвестна.


abyrvalg(26.10.2014 01:26)
Phalaenopsis писал(а):
Я не про то. Либо Яначека обделили, либо
просто мало знали. У Сметаны в той книге четыре оперы.
Яначек - фигура малоизвестная
до сих пор у нас. Хотя на Западе его оперы уже давно-давным завоевали вес площадки, у нас
все к ним принюхиваются чего-то. Ребята рассказывали ,что были в Мариинке на премьере
`Средство Макропулоса` и чуть ли не ушли с середины оперы, настолько отвратная постановка
была, да и певцы как вареные мухи пели и двигались. Ну что это такое?! Просто не поняли
сочинение.


OlgaKz(26.10.2014 01:27)
Phalaenopsis писал(а):
Я не про то. Либо Яначека обделили, либо
просто мало знали. У Сметаны в той книге четыре оперы.
Ясное дело, обделили, но малый
объем выборки по умолчанию будет несправедлив к кому-то. Друскин вряд ли не знал всех опер
Яначека, да еще в 68 году - в Чехословакии Леош чрезвычайно популярен, его оперы шли и
идут. Просто, наверное, Друскин не любил Яначека, который, кстати, был русофилом.


musikus(26.10.2014 01:45)
abyrvalg писал(а):
`Дальний звон` Шрекера и офигел
Я Вас
понимаю. Музыка замечательная. Но думаю, что Вы `обалдели` не столько от ОПЕРЫ `Дальний
звон`, сколько от музыки Шрекера как таковой (опера это или не опера - не суть), которая
по-первости воспринимается как одно из внезапно обретенных `недостающих` звеньев от Малера
к нововенцам, особенно Шёнбергу Gurre-Lieder и Бергу. Там, в промежутке, кроме Шрекера,
еще Цемлинский, Корнгольд... Так что речь не об оперном жанре, а - о музыке.


musikus(26.10.2014 01:47)
OlgaKz писал(а):
в Чехословакии Леош чрезвычайно популярен, его оперы
шли и идут.
Что оперы... Попадая в Прагу, в каждой пивной слышишь то Симфониетту, то
Глаголическую мессу...


OlgaKz(26.10.2014 02:12)
musikus писал(а):
Что оперы... Попадая в Прагу, в каждой пивной
слышишь то Симфониетту, то Глаголическую мессу...
Надо отдать должное чехам - они
почти все, поголовно, любят, знают, близко к сердцу принимают своих классиков. В самых
порой неожиданных местах можно с академической музыкой столкнуться. Однако все очень
органично и со вкусом!


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 08:25)
OlgaKz писал(а):
Друскин не любил Яначека, который, кстати, был
русофилом.
А Сметана русофобом.


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 08:35)
Phalaenopsis писал(а):
издания 1968 года указывается только одна
опера Яначека
Это жалкая попытка унизить, типично союзкомпозиторский трюк.
Какого-нибудь выдающегося мастера посадить в самую незначительную комиссию, чтоб знал
место у параши, а `своих` сделать секретарями с хорошими окладами, то же самое. Но не
вовсе уничтожить, не вовсе не упомянуть. Яйцо Сидрера.


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 08:49)
Phalaenopsis писал(а):
сойдёмся на вступлении к операм
Нет, так
неправильно, есть увертюра, есть вступление, разные вещи это. В Мейстерзингерах какое же
вступление, не знаешь, когда оно кончится наконец. Или в Руслане.


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 08:53)
abyrvalg писал(а):
сто грамм
Граммов, надо точнее переводить с
французского, значит, у Россини триоли. Что значительно усложняет задачу.


victormain(26.10.2014 08:53)
Mikhail_Kollontay писал(а):
А Сметана русофобом.
А Мусоргский
стебался над поляками и чехами вообще. Но с годами прошло, как будто. Особенно когда
куранты у Монюшко подтырил))


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 09:28)
victormain писал(а):
А Мусоргский стебался над поляками и чехами
вообще. Но с годами прошло, как будто. Особенно когда куранты у Монюшко подтырил))
Я
еще до Монюшко не добрался, только что-то чуть-чуть, впечатление, что хороший композитор.
Знаю, что, кажется, дружил с Кюи. Может, подробнее расскажете?


abyrvalg(26.10.2014 10:19)
musikus писал(а):
- Я Вас понимаю. Музыка замечательная. Но думаю,
что Вы `обалдели` не столько от ОПЕРЫ `Дальний звон`, сколько от музыки Шрекера как
таковой
- Там, в промежутке, кроме Шрекера, еще Цемлинский, Корнгольд... Так что речь не об
оперном жанре, а - о музыке.
- Естественно, что музыка имеется в виду, сюжет-то сам
по себе довольно типичный для начала 20 века, как в советские времена сказали бы -
буржуазно-упаднический.

- Цемлинский мне не очень как-то. Все хвалят его `Карлик` и `Флорентийскую трагедию`, но,
во-первых, ни сюжет ни музыка меня почему-то не цепляет. В `Трагедии`, например, музыка
вовсе скучна, и только последние минут десять она интересна и волнующа, чересчур длинные
монологи (или диалоги) утомляют, а в `Карлике` мне совсем не нравится сюжет; Цемлинский,
кажется, сделал чересчур автобиографичным сюжет и отсюда свежесть восприятия музыки у меня
почему-то теряется.
Но у него есть одна шикааарная по музыке опера - `Одежда делает человека`, все красочно,
пышно, и комедийный сюжетик вдобавок, - чудненько, одним словом.


musikus(26.10.2014 10:43)
abyrvalg писал(а):
- Цемлинский мне не очень как-то.
Для меня он
интереснее как симфонист: `Лирическая симфония`, Цимбелин-сюита, симф. фрагменты из опер и
т.п.


abyrvalg(26.10.2014 11:10)
musikus писал(а):
Для меня он интереснее как симфонист: `Лирическая
симфония`, Цимбелин-сюита, симф. фрагменты из опер и т.п.
Какие-то музыковеды видят в
его кларнетовом трио (в 1-й части) все признаки будущего 3-го концерта Рахманинова и тоже
в 1-й части. Я прислушивался, вроде - да, что-то есть интонационно, мелодия немного
напоминает, и тональность ре-минор та же. Но, кажется, музыковеды все же перегибают палку.


Phalaenopsis(26.10.2014 12:47)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Нет, так неправильно, есть увертюра, есть
вступление, разные вещи это. В Мейстерзингерах какое же вступление, не знаешь, когда оно
кончится наконец. Или в Руслане.
Всё-таки в аннотации к этим операм (Лоэнгрин и
Руслан и Людмила) чёрным по белому сказано - увертюры. Интересно, как считали сами
композиторы, а то может бодаемся попусту.


Phalaenopsis(26.10.2014 12:52)
musikus писал(а):
Для меня он интереснее как симфонист: `Лирическая
симфония`, Цимбелин-сюита, симф. фрагменты из опер и т.п.
Поддерживаю, Цемлинский
хороший симфонист. Ну как же, компания то была приличная - сначала Брамс, потом Шёнберг и
Малер, укаравший у него одну ценную вещь.


Phalaenopsis(26.10.2014 13:23)
evc писал(а):
Да простит Phalaenopsis за отступление в его теме:
Пользуюсь Akelpad, нечто типа Notepad, но пофункциональнее.
Для Вас полцарства не
жалко.)


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 14:07)
Phalaenopsis писал(а):
в аннотации
Ну ведь мы немало тоже чего
пишем. Проще всего открыть ноты и посмотреть, форшпиль там или увертюра или вообще что?
Это же композитор пишет сам. Нас учили на сей счет вполне просто, мне кажется, в данном
случае основательно?


abyrvalg(26.10.2014 14:22)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Ну ведь мы немало тоже чего пишем. Проще
всего открыть ноты и посмотреть, форшпиль там или увертюра или вообще что? Это же
композитор пишет сам. Нас учили на сей счет вполне просто, мне кажется, в данном случае
основательно?
Если уж идти дальше, то мы ж не говорим увертюра ко 2-му или 3-му акту
(или действию), а говорим - `вступление`, а оно может по длительности быть и дольше, чем
сама увертюра.
Увертюра в современном понимании, вещь растяжимая, это и увертюра сама по себе, и
вступление, и концертная увертюра. Ведь увертюры бывают и в кантатно-ораториальных
сочинениях, и в инструментальных циклических произведениях и т.д. Так что - что именно
вкладывается в понятие `увертюра` зависит от самого композитора. Может быть, он эту
увертюру сочинил с двумя целями: как вступление к опере, и как самостоятельная вещь для
концертного исполнения. Ведь увертюру-вступление к `Енуфе` явно не сыграешь в отрыве от
оперы, значит он не подразумевал ее в качестве самостоятельного значения. А увертюру
`Тангейзер` охотно играют отдельно, значит подход Вагнера был двояким.


Mikhail_Kollontay(26.10.2014 14:39)
abyrvalg писал(а):
мы ж не говорим увертюра ко 2-му или 3-му акту
(или действию), а говорим - `вступление`
Антракт даже.


musikus(26.10.2014 15:06)
abyrvalg писал(а):
Какие-то музыковеды видят в его кларнетовом трио
(в 1-й части) все признаки будущего 3-го концерта Рахманинова и тоже в 1-й части. Я
прислушивался, вроде - да, что-то есть интонационно, мелодия немного напоминает, и
тональность ре-минор та же. Но, кажется, музыковеды все же перегибают палку.
Пустое
всё это, ловля блох.


musikus(26.10.2014 15:08)
Phalaenopsis писал(а):
Всё-таки в аннотации к этим операм (Лоэнгрин и
Руслан и Людмила) чёрным по белому сказано - увертюры.
В аннотациях часто пишут
ерунду.


abyrvalg(26.10.2014 15:18)
musikus писал(а):
Пустое всё это, ловля блох.
Да, на дешевую
сенсацию больше тянет.


Phalaenopsis(26.10.2014 19:48)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Граммов, надо точнее переводить с
французского, значит, у Россини триоли.
В том месте по-моему две шестнадцатых в
слабой доле. Триолей вроде нет. Наведите на место в партитуре, если я ошибаюсь.


victormain(26.10.2014 23:02)
Mikhail_Kollontay писал(а):
Я еще до Монюшко не добрался, только
что-то чуть-чуть, впечатление, что хороший композитор. Знаю, что, кажется, дружил с Кюи.
Может, подробнее расскажете?
Только в личке, ибо это, в общем-то, открытие, пока ещё
не обнародованное в печати. Кюи у него учился в 15-летнем возрасте, потом всё время
присылал музыку на отсмотр и т.д.


victormain(27.10.2014 06:54)
Phalaenopsis писал(а):
Всё-таки в аннотации к этим операм (Лоэнгрин и
Руслан и Людмила) чёрным по белому сказано - увертюры. Интересно, как считали сами
композиторы, а то может бодаемся попусту.
У Вагнера в партитуре Лоэнгрина - Vorspiel.
Это Прелюдия. Или Пролог. Вступление также будет правильным русским аналогом.


Phalaenopsis(27.10.2014 06:58)
victormain писал(а):
У Вагнера в партитуре Лоэнгрина - Vorspiel. Это
Прелюдия. Или Пролог. Вступление также будет правильным русским аналогом.
Значит
издатели не правы. Повнимательней нужно быть, а то лепят что попало, а нам приходится на
форумах истину выяснять.


Mikhail_Kollontay(27.10.2014 07:36)
Phalaenopsis писал(а):
Триолей вроде нет.
Там 6/8, если верить
верному переводу с французского - я ошибся.


Phalaenopsis(27.10.2014 21:55)
День без оперы. Ничего страшного.
Вы знаете как Пуанкаре решал задачи, которые казались очень многим не по зубам? Он просто
откладывал её на время. Между тем, мозг без его участия думал о ней, подходил к ней с
разных сторон, нащупывал. Как только был заметем хоть слабенький огонёк, челюсти Пуанкаре
захлапывались, и уже решение было почти готово.
Некоторые оперы мне не по зубам с первого раза. Применяю тактику Пуанкаре. Как у Вас с
этим делом.


abyrvalg(27.10.2014 22:25)
Phalaenopsis писал(а):
Некоторые оперы мне не по зубам с первого
раза.
Есть одна замечательнейшая опера, которая всем по зубам, но про которую никто
не говорит. Хотя это истинный шедевр.


moon_river(27.10.2014 22:34)
abyrvalg писал(а):
Есть одна замечательнейшая опера, которая всем по
зубам, но про которую никто не говорит. Хотя это истинный шедевр.
заинтриговали,
какая?


Phalaenopsis(27.10.2014 23:18)
abyrvalg писал(а):
Есть одна замечательнейшая опера, которая всем по
зубам, но про которую никто не говорит. Хотя это истинный шедевр.
Чтой-то мне
знакомое, так так...


abyrvalg(27.10.2014 23:29)
Phalaenopsis писал(а):
Чтой-то мне знакомое, так
так...
Подсказка: премьера была в самом начале 20 века.


Niksti(27.10.2014 23:43)
abyrvalg писал(а):
Подсказка: премьера была в самом начале 20
века.
М.б., `Русалка` Дворжака?






Наши контакты