Уважаемый Абырвалг, пожалуйста укажите ваши оперные пристрастия. Если можно. Если будет с комментами, то это в общем-то совсем хорошо.
Ох, сложно достаточно для меня написать оперные пристрастия. Не поверите, но я еще толком не разбираюсь в операх, об отдельных могу сказать, но общей картины нет.
Я довольно давно слушаю их, но постоянно сталкиваюсь с такими вещами, как различные вокальные оперные традиции, великие голоса, различные трактовки, постановки, редакции, сокращения, - а в этом я еще плаваю.
У меня сложности в одном: что именно мне нравится в опере? Вот в `Парсифале` однозначно музыка. В `Арабелле` Р. Штрауса очень красивая и душевная постановка Хайтинка меня трогает, а музыка не на первом месте. В `Дочери полка` Доницетти без ума от актерской игры Дессей и очень забавного сюжета, с удовольствием смотрю, в `Китеже` же не могу смотреть видео, хоть убей, а вот музыка продирает до мурашек. В `Снегурочке` также принципиально не смотрю видео, потому как ни одна певица не подходит на роль целомудренной главной героини, но музыка также пленяет. Все очень по-разному. И никаких рекомендации и советов я не могу дать по операм в целом, так как все сам на ощупь пробую. Но знаю только одно, что это исключительно увлекательное дело - оперы.
И никаких рекомендации и советов я не могу дать по операм в целом, так как все сам на ощупь пробую.
Однако. Вы их всё-же дали. А именно - относиться по разному. И действительно, они ведь как люди, все со своими характерами. `Каллироя` Детуша и `Пиковая дама` Петра Ильича тому подтверждение.
Трудно сказать. Нужно специально исследовать, сравнивать. Тот, кто загружал, просто лукаво бухнул на Мравинского. Который операми не дирижировал, целиком не записывал. Да ещё и с Госсимфом СССР. Не говоря уже о том, что запись немецкого оригинала в те времена в СССР была немыслима. Не из-за Германии именно, а из-за общей установки. Все импортные оперы шли только по-русски, так и записывались. Никакого низкопоклонничества ))
Делаю для Вас исключение, уважаемый Phalaenopsis; вообще-то я с форума слинял.
Phalaenopsis писал(а):Я Вам хочу предложить как-нибудь всенепременно послушать оперу-балет Римского-Корсакова `Млада`. Очень нравится мне это действо. Музыка.....ммммм(хватаюсь за щеку), сюжет...ммммм (хватаюсь за сердце), и про вечную любовь...(ах!).
Я Вам хочу предложить как-нибудь всенепременно послушать оперу-балет Римского-Корсакова `Млада`. Очень нравится мне это действо. Музыка.....ммммм(хватаюсь за щеку), сюжет...ммммм (хватаюсь за сердце), и про вечную любовь...(ах!).
Да, спасибо. Завтра вечером отрапортую первые впечатления.
Я Вам хочу предложить как-нибудь всенепременно послушать оперу-балет Римского-Корсакова `Млада`. Очень нравится мне это действо. Музыка.....ммммм(хватаюсь за щеку), сюжет...ммммм (хватаюсь за сердце), и про вечную любовь...(ах!).
Не откажите мне в любезности послушать одноактную комическую оперу `Нуш-Нуши` Пауля Хиндемита, к коему я питаю большую симпатию.
Посчитал это произведение интересным музыкально. Если учесть, что Хиндемит много и порой неразумно экспериментировал, то здесь всё скроено красиво.
Не откажите мне в любезности послушать одноактную комическую оперу `Нуш-Нуши` Пауля Хиндемита, к коему я питаю большую симпатию.
Посчитал это произведение интересным музыкально. Если учесть, что Хиндемит много и порой неразумно экспериментировал, то здесь всё скроено красиво.
Я все оперы его хорошо знаю и достаточно ценю. Вообще, это один из выдающихся оперных композиторов 20 века, но говорить, что он неразумно экспериментировал - я бы не стал. За исключением, может быть, коротких `Убийцы женщин` и `Сусанны`, все остальные вполне стандартные и выверенные, а со временем в некоторых операх Хиндемит сделал даже многочисленные изменения, чтобы несколько смягчить экспрессивность языка. Посмотрите, к примеру, видео `Кардильяка` на сайте - это 1-я версия, а есть 2-я - с внедренным целым разделом от оперы Люлли и дополнительными персонажами, но, на мой взгляд, она проиграла в эффектности 1-й редакции.
Советую `Новости дня` послушать, довольно веселая, искрометная опера про одну незадачливую пару, чей развод стал достоянием гласности и в режиме он-лайн оповещали через газеты (совершенно современный сюжет, не правда ли?).
Ну, много можно говорить про его оперы, дабы есть чего говорить.
Я все оперы его хорошо знаю и достаточно ценю. Вообще, это один из выдающихся оперных композиторов 20 века, но говорить, что он неразумно экспериментировал - я бы не стал. За исключением, может быть, коротких `Убийцы женщин` и `Сусанны`, все остальные вполне стандартные и выверенные, а со временем в некоторых операх Хиндемит сделал даже многочисленные изменения, чтобы несколько смягчить экспрессивность языка. Посмотрите, к примеру, видео `Кардильяка` на сайте - это 1-я версия, а есть 2-я - с внедренным целым разделом от оперы Люлли и дополнительными персонажами, но, на мой взгляд, она проиграла в эффектности 1-й редакции.
Советую `Новости дня` послушать, довольно веселая, искрометная опера про одну незадачливую пару, чей развод стал достоянием гласности и в режиме он-лайн оповещали через газеты (совершенно современный сюжет, не правда ли?).
Ну, много можно говорить про его оперы, дабы есть чего говорить.
Очень ценно, то что Вы написали. Только я неточно сказал про эксперименты. Они опер не касаются, а только фортепианных вещей. Так сказать пробовал всё, что ему казалось интересным.
Очень ценно, то что Вы написали. Только я неточно сказал про эксперименты. Они опер не касаются, а только фортепианных вещей. Так сказать пробовал всё, что ему казалось интересным.
Вы знаете, чем больше я слушаю Хиндемита, тем больше мне становится он интересен. Что касается его форт. вещи.... ну, был у него ранний период, когда он `рвал и метал` (сюита 1922, например), но этот период вообщем-то был довольно краткосрочный, дальше его бунтарство как-то сошло на нет и такие произведения как 3-я соната (в исполнении Гульда, кстати, - прекрасно), соната для 2-х фортепиано (Юдина) - замечательны по своей строгой красоте и пропорциям. Да-да, у него есть своя красота, но к ней нужно внимательно приглядеться. Хотя и не спорю, что в Людус Тоналис он суховат, гармоническая идея немного превалирует над посредственностью высказывания.
Если в общем о его творчестве говорить, то я не знаю, почему Хиндемита иногда обвиняют в тотальной сухости, возможно из-за его достаточно большого наследия - не всегда имеющего свежесть в музыке, но есть ряд совершенно потрясающих работ, высочайшего класса: ранняя камерная музыка, ряд сонат для скрипки и фортепиано, бостонская симфония, балет `Демон` и т.д. и т.д., а какие он фуги он сочиняет масштабные, да к его уровню может приближаться разве что Шостакович и то не по всем параметрам.
Это потрясающий, на самом деле, художник, просто его с первого налета не охватишь, приходится разбирать долго и где-то даже нудно его творчество, но те кто сумел поглубже вслушаться в его творчество - он равнодушных не оставляет.
Вы знаете, чем больше я слушаю Хиндемита, тем больше мне становится он интересен. Что касается его форт. вещи.... ну, был у него ранний период, когда он `рвал и метал` (сюита 1922, например), но этот период вообщем-то был довольно краткосрочный, дальше его бунтарство как-то сошло на нет и такие произведения как 3-я соната (в исполнении Гульда, кстати, - прекрасно), соната для 2-х фортепиано (Юдина) - замечательны по своей строгой красоте и пропорциям. Да-да, у него есть своя красота, но к ней нужно внимательно приглядеться. Хотя и не спорю, что в Людус Тоналис он суховат, гармоническая идея немного превалирует над посредственностью высказывания.
Если в общем о его творчестве говорить, то я не знаю, почему Хиндемита иногда обвиняют в тотальной сухости, возможно из-за его достаточно большого наследия - не всегда имеющего свежесть в музыке, но есть ряд совершенно потрясающих работ, высочайшего класса: ранняя камерная музыка, ряд сонат для скрипки и фортепиано, бостонская симфония, балет `Демон` и т.д. и т.д., а какие он фуги он сочиняет масштабные, да к его уровню может приближаться разве что Шостакович и то не по всем параметрам.
Это потрясающий, на самом деле, художник, просто его с первого налета не охватишь, приходится разбирать долго и где-то даже нудно его творчество, но те кто сумел поглубже вслушаться в его творчество - он равнодушных не оставляет.
Скажу проще. Мне он нравится. Пробовал примерять какой-то критерий, не получается. Его струны с моими в резонансе, так что ли. Вот взять сонаты, квартеты, это ж замечательно. Многого правда ещё не слушано, тот же упомянутый Вами балет.
По поводу `Млады`. Я где-то уже слышал фрагменты из этой оперы. Целый кусок торжественной музыки, как будто коронация московского государя. Ещё один чудный по красоте эпизод где-то приблизительно 1:48. Играет или кларнет, или гобой, потом подхватывает флейта. Класс. Вобщем оркестровка приличная, буду слушать.
Целый кусок торжественной музыки, как будто коронация московского государя.
Вообще-то, это опера - мистическая сказка, порой мрачная, но красивая, с подземными богами, с заклинаниями.
Я часто думаю, почему никто не додумался сочинить оперу на тему `Страшная месть` Гоголя. Можно такую фантазию музыкальную сочинить - аж мурашки по коже, одни покойники в главных ролях чего стоят. Мрачнейший колорит, низкие тембры, суровые краски, фантастическое звучание найти - да, дай только волю воображению.
Что то его некоторые сильно недолюбливают:
http://archives.colta.ru/docs/17061#fihtengolts
Для меня все эти некоторые - не имеют никакого значения и веса. Тем более, когда не знаешь степень компетентности этих господ в музыке, говорить о некой объективности по меньшей мере глупо. Я смотрю, и Бриттена уже в переоцененные зачислили, и бедного Карла Орфа причислили к `позорному столбу`.
Мы с Вами, наверное, единственные на сайте, кому Хиндемит нравится. Остальные сравнительно равнодушны, жаль.
Ну почему. Я не то, чтобы любитель Хиндемита, но тоже отдаю должное: `Художник Матис`, `Гармония мира`, симфония Serena, Бостонская симфония, Метаморфозы,Nobilissima Visione, `Камерные музыки`, особенно `Маленькая камерная музыка` для духовых, много интересных ансамблей, Ludus tonalis опять же (Рихтер!). Оперы, правда, мне не очень. В свое время пришлось преодолеть некий хиндемитовский барьер, связанный с интонацией его музыки, этой линеарностью. Между прочим я еще в молодости, говорил себе о Х.: `точно картон жуешь`, а потом, много лет спустя, увидел такое же точно определение в `Диалогах` ИФС. Удивительно так совпало. Потом с `картоном` как-то свыкся, `Матиса` просто люблю: какие-то изысканные пастельные тона...
Интересно от кого заказ.... Может, ему заказать бюстик самого себя? Буду как бюст Наполеона на чьем-нибудь фортепиано стоять и глядеть бесстыжими глазами на хорошенькую пианистку.
Интересно от кого заказ.... Может, ему заказать бюстик самого себя? Буду как бюст Наполеона на чьем-нибудь фортепиано стоять и глядеть бесстыжими глазами на хорошенькую пианистку.
Между прочим я еще в молодости, говорил себе о Х.: `точно картон жуешь`, а потом, много лет спустя, увидел такое же точно определение в `Диалогах` ИФС. Удивительно так совпало. Потом с `картоном` как-то свыкся, `Матиса` просто люблю: какие-то изысканные пастельные тона...
Если будет время, послушайте квартет №3. Хороший картон, с учётом того, что это 1920 год.
На одном сайте увидел такое: Густав Малер - опера `Аргонавты` (`Die Argonauten`) 1880 год. Что это? Мистификация?
Ну почему мистификация?
В педантично составленном списке сочинений Малера я нашел рубрику ``Утерянные сочинения``. Вот, что к этой рубрике отнесено.
1. «Эрнст, герцог Швабский» / „Herzog Ernst von Schwaben“, опера (не окончена). 1875?
2. Фортепианный квартет, ля минор (сохранилась лишь I часть и фрагмент скерцо; I часть исполняется в качестве самостоятельного сочинения). 1876-1878? (Нью-Йорк, 12 февраля 1964 г.).
3. «Аргонавты» / „Die Argonauten“, опера (не окончена). 1880
4. «Рюбецаль» / „Rubezahl“, опера (не окончена, сохранилось либретто). 1879-1883
5. Прелюдия с хором. 1883 (Кассель, 2 ноября 1883 г.)
6. «Трубач из Зеккингена» / „Der Trompeter von Sakkingen“, музыка к живым картинам по поэме Й.В.фон Шеффеля. 1883 (Кассель, 23 июня 1884 г.)
7. «Народная песня» / „Das Volkslied“. Слова С.Г.Мозенталя. 1885 (Кассель, 20 апреля 1885 г.)
В педантично составленном списке сочинений Малера я нашел рубрику ``Утерянные сочинения``. Вот, что к этой рубрике отнесено.
Ой, как плохо, что эти сочинения потерялись... Не понимаю, как такое могло приключиться. Есть ли надежда, что какая-то ветхая партитура одного из утерянных сочинений найдётся где-то на пыльном чердаке в стопке старых бумаг?
Ой, как плохо, что эти сочинения потерялись... Не понимаю, как такое могло приключиться. Есть ли надежда, что какая-то ветхая партитура одного из утерянных сочинений найдётся где-то на пыльном чердаке в стопке старых бумаг?
Ой, как плохо, что эти сочинения потерялись... Не понимаю, как такое могло приключиться. Есть ли надежда, что какая-то ветхая партитура одного из утерянных сочинений найдётся где-то на пыльном чердаке в стопке старых бумаг?
Это специально все делается. Чтобы не загордился человек. Люфт такой. Надо оставлять пробелы.
Я вот в другом месте фантазировал - сколько процентов музыки утеряно? И какова была эта музыка? Бог позавидовал?
Тут вот какое дело. В источнике говорится, что оперы незакончены. Стало быть есть недописанные варианты. Где? Если их нет, то это туфта должно быть.
какая-то ерунда с этими археологическими раскопками. Ну кому это нужно, кроме исторической справки. Вот кто-нибудь знает точное число вагнеровских опер? Уверен, что об это никто понятия не имеет.
какая-то ерунда с этими археологическими раскопками. Ну кому это нужно, кроме исторической справки. Вот кто-нибудь знает точное число вагнеровских опер? Уверен, что об это никто понятия не имеет.
13.
В отношении археологических раскопок Вы ошибаетесь. То, что выкапывается, занимает своё место в Истории, и тогда развитие одного музыкального жанра (в данном случае) выглядит более точным и логичным. Так, например, Глюк был не единственным оперным реформатором 18-го века. Хоть он и остался с короной самого видного реформатора, значительными произведениями того момента являются также `Антигона` Траэтты и `Амадис Галльский` Иоганна-Христиана Баха. Ни Глинка, ни Вагнер на врядли появились бы без `Вильгельма Телля` Россини. Археология выкапывает шедевры - забытые или зарытые нарочно (из политических соображений - `В.Т.`, `Юдифь` Серова; из-за общего непонимания - `Орестея` Танеева`). И даже прослушивание, скажем, менее удавшихся произведений позволяет оценить более удавшиеся.
- То, что выкапывается, занимает своё место в Истории, и тогда развитие одного музыкального жанра (в данном случае) выглядит более точным и логичным.
- ни Вагнер на врядли появились бы без `Вильгельма Телля` Россини.
- Археология выкапывает шедевры - забытые или зарытые нарочно (из политических соображений `В.Т.`, `Юдифь` Серова; из-за общего непонимания - `Орестея` Танеева`). И даже прослушивание, скажем, менее удавшихся произведений позволяет оценить более удавшиеся.
- Выкапывать-то надо, да все это имеет сугубо научный интерес. Все музыкальные шедевры давно уже представлены и записаны, очередные `Дон Жуаны` и `Гибель Богов` вряд ли будут обнаружены.
- Вы, очевидно, плохо знаете историю становления такой творческой личности как Вагнер. Сотни факторов играли роль - почему Вагнер стал Вагнером.
- `Юдифь` Серова и `Орестея` Танеева по определению никогда не будут претендовать на шедевры и не из-за политических или каких-то других соображений, а просто потому, что они действительно проигрывают своим `конкурентам` по многим вещам. Хотя сами по себе они не без достоинств.
Все музыкальные шедевры давно уже представлены и записаны,
Совершенно не согласен. Во всяком случае в России дела так не обстоят, проверял. Вы оперу Адриана Шапошникова, скажем, знаете? По Федору Сологубу, `Отравленный сад`. И это еще хоть запись есть. А `Клару Милич` Кастальского? и т.д.
Совершенно не согласен. Во всяком случае в России дела так не обстоят, проверял. Вы оперу Адриана Шапошникова, скажем, знаете? По Федору Сологубу, `Отравленный сад`. И это еще хоть запись есть. А `Клару Милич` Кастальского? и т.д.
Я совершенно о другом говорю: не среди малоизвестных публике имен, а среди известных авторов какие-либо шедевры вряд ли еще имеются.
А то, что среди мне неизвестных Шапошниковых и др. фамилий есть что-то стОящее - ничего утверждать не могу. Хотя так и хочется спросить, ну ежели это шедевр - то почему до сих пор об этом даже никакой информации у меня нет. Вы знаете, когда в пору увлечения операми Бриттена, я нарыл порядка 20 опер малоизвестных английских композиторов - его современников - имеющих в английской прессе статус чуть ли не шедевров, хотя записей по ним я так и не обнаружил, возможно они не имеют хождение за пределами самой Англии. Но все равно, хотя бы есть какое-то инфо. А про оперу Шапошникова я даже слыхом-не слыхивал. Откуда ж мне знать - что он там написал и шедевр ли это.
Насчет понятия шедевр я только знаю то, что знаю я. А именно: мне важно и интересно то, что мне важно и интересно. По каким правилам определяется, что шедевр - я не интересовался. И не знаю у кого даже. Насчет Шапошникова могу рассказать, но зачем, все равно тут вряд ли есть записи. И это много писать надо, а голова болит.
- Насчет понятия шедевр я только знаю то, что знаю я. А именно: мне важно и интересно то, что мне важно и интересно.
- Насчет Шапошникова могу рассказать, но зачем, все равно тут вряд ли есть записи. И это много писать надо, а голова болит.
- Разумеется. Все правильно сказали.
- Про музыку сколько ни рассказывай, но если записей нет - судить об чем либо невозможно. Но небольшое инфо - все равно не помешало бы, хотя бы для ориентира.
На радио есть трансляционная запись из Колонного зала, с концертного исполнения. - Я в деталях не всё помню. Адриан Шапошников учился в Питере, вроде как у Соколова, но, конечно, и университет закончил. Потом оказался в Москве. Тут у него пошлО более или менее, оперу эту принял к постановке, вроде бы, Зимин, а балет `Пир короля` был одновременно принят в ГАБТе. Но началась революция, и всё закончилось. Конкретно не знаЮ. но АШ бросил музыку, наверное, ввиду необходимости выживать с семьей, и вернулся к ней только то ли в конце 30-х, то ли уже даже в 40-х. Работал по какой-то серьезной специальности (по основному образованию, наверное - что-то такое технарское). Потом поехал в Туркмению, где стал местным классиком, у него там куча первых туркменских опер и балетов (я их не знаю). Пережил страшное землетрясение, кажется, потерял в нём близких. Дни закончил в Москве уважаемым, но, видимо. уже малопишущим человеком. Вышло так, что я в дружбе с его сыном Иваном Адриановичем (хотя знакомство случайное, по Рузе). Он 1918 года рождения, еще недавно был бодр и весел, но вот несколько лет я без связи с ним, так что не знаю. Но порядок обратный: не потому я пропагандировал АШ, что его сын мой друг, а наоборот, подружились в процессе. Кроме оперы, я еще организовал студийные записи его ф-ного концерта (записала Наташа Мухина, моя ученица, дирижировал Александр Михайлов)), ф-ные пьесы, отрывки из `Пира короля`, которые сохранились только в авторской 2-хрояльной транскрипции - партитуру в театре потеряли. У него есть известная и немало играемая соната для арфы с флейтой. Либретто оперы было, как я понимаю, написано Федором Сологубом специально под оперу. Если говорить о музыке, конечно, это модерн, но как-то не очень похожий на то, что было вокруг, вроде Штейнберга с Н.Черепниным. Скорее навевает ассоциации с ранним Гнесиным (вот еще надо раскопать оперу Гнесина `Юность Авраама` бы). Довольно суровый такой мир. Культура и качество, хоть он человек и молодой ещё был, меня весьма впечатлили в своё время. Сейчас не знаю, очень давно было дело это, то есть исполнение. Все эти записи должны быть на радио, хотя кто их там знает. Об АШ есть небольшая книжка, выпущенная в советское время, у меня ее нету, и не помню, кто автор. Там и семья весьма интересная, архитектор Мазырин, автор дома на Калининском проспекте, что с шишками, тьфу, то есть на новом Арбате, скажем. Дома всякая стОющая живопись тех лет - если только Ивана Адриановича вконец не обобрали ввиду его возраста и расположённости к человечеству. А сын тоже будь здоров - горел в танке в 42, что ли году, воевал на полную катушку как танкист, а в мирное время был деятелем в оборонке. Там, кажется, еще семья Дунаевских в родне. Такие дела. В общем, та интеллигенция русская, которая не была почему-то доистреблена интеллигенцией советской (по Венедикту Ерофееву).
... Насчет Шапошникова могу рассказать, но зачем, все равно тут вряд ли есть записи ...
С Вашей подачи создал персоналий с биографией: да, с записями его сложно, нашёл только сонату для флейты и арфы (1926) в двух разных видео-вариантах + один дубль в аудио (исполнения нашего времени, 2012-2013 гг).
На западе, есть интерес к его камерной музыке, исполнители американские.
В Ашхабаде, как понял, ставят ныне его оперы вновь, только не увидел их в записи и продаже.
Так, например, Глюк был не единственным оперным реформатором 18-го века. Хоть он и остался с короной самого видного реформатора, значительными произведениями того момента являются также `Антигона` Траэтты и `Амадис Галльский` Иоганна-Христиана Баха.
Интересно, что двигало этими мастерами, новаторство или какая-то сторона религии? И кто был более искренен в этом деле? Guglielmo Tell писал(а):
...на врядли появились бы без `Вильгельма Телля` Россини...
Уважаемый Джульельмо, не могли бы Вы подробно остановиться на операх-сериа Россини. Опера-буффа меня не очень устраивает.
И ещё, как Вы относитесь к операм Аскольдова могила Верстовского, Скупой Пашкевича и к операм Фомина?
... Вы оперу Адриана Шапошникова, скажем, знаете? По Федору Сологубу, `Отравленный сад`. И это еще хоть запись есть. А `Клару Милич` Кастальского? и т.д.
Миша Вы меня пугаете )))
А меня, как Вы знаете, трудно операми напугать!
Миша Вы меня пугаете )))
А меня, как Вы знаете, трудно операми напугать!
Я же немало времени по архивам посидел, Витя, завсегдатаем был там. Рукописи Поленова изучал, скажем. Из встреченного особенно жалею о неизвестности оркестровки Асафьева Хованщины. И возмутительно вне внимания сочинения Александра Варламова, с середины 19 века до сей поры ни у кого руки не дошли! (но это уже не об опере).
Интересно, что двигало этими мастерами, новаторство или какая-то сторона религии? И кто был более искренен в этом деле?
Уважаемый Джульельмо, не могли бы Вы подробно остановиться на операх-сериа Россини. Опера-буффа меня не очень устраивает.
И ещё, как Вы относитесь к операм Аскольдова могила Верстовского, Скупой Пашкевича и к операм Фомина?
Бум! Вы хотите, чтобы я Вам целую энциклопедию здесь написал! Ну ладно, вкратце.
Начну, пожалуй, с конца. `Аскольдова могила` точно уступает `Ивану Сусанину`. `И.С.`, написанный на год позже, открыл новую эпоху, `А.М.`, скорее, закрывает предыдущую - поисков и экспериментов. Вдохновением Верстовскому для `А.М.` послужил в немалой степени `Вольный стрелок` Вебера. Музыка сама по себе очень ничего, но немецкий вальс - пусть и красивый - совершенно не у места в опере, действие которой происходит в Киевской Руси в 10-м веке.
Этот предыдущий период начинается как раз с екатерининских композиторов. Екатерина их отдала на обучение итальянцам, а потом разгромила им всем жизнь - только один Бортнянский дожил до старости (1751-1825). Бортнянский писал оперы в итальянском стиле того времени (конец 18-го), даже если сегодня их и исполняют по-русски, в `Скупом` Пашкевича, может, больше русской искорки, хоть сюжет и на дворецкие темы. Фомин, пожалуй, был самым дерзким новатором того времени. И поплатился за это: Екатерина подсунула ему её собственное либретто `Новгородский богатырь Болеславич`, но опера Фомина (1786? года) ей не понравилась, и что произошло с Фоминым потом вроде до сих пор не совсем известно. Известно, что он родился в Тобольске ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО в 1760-1 годах, и умер в Тамбове ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО в 1800-м. `Ямщики на подставе` является уж слишком ясной попыткой синтезировать классицизм с русской народной музыкой - что, может быть, и не понравилось Екатерине. `Орфей и Эвридика` написана в стиле мелодрамы, появившейся в то время в Европе (главные персонажи являются говорящими ролями в сопровождении хора и оркестра; либретто Княжнина). `Американцы` (тоже с диалогами; либретто баснописца Крылова), может, и были написаны уже для развлечения какого-нибудь двора, но безусловно являются произведением композитора талантливого и знатока своего ремесла.
Теперь Россини: его оперы-буффа и -сериа синтезировались в `Вильгельме Телле`. Может быть, он не написал больше ничего после именно потому, что сам и увидел, какой получился шедевр и как трудно будет его превзойти. Все предыдущие - как те, так и эти - это репетиции, более или менее удачные в том и другом жанре. `Севильский цирюльник`, `Золушка` и `Сорока-Воровка` (ОЧЕНЬ рекомендую, несмотря на продолжительность 3.20 и намного меньшую известность, чем тех двух) являются успешными репетициями -буффа. `Эрмионе` является оперой-сериа, и я видел её аж на видео (Glyndebourne), но как произведением является уступкой (может, малость и насмешливой) ещё до-глюковским концепциям. По-масштабней и по-значительней являются `Семирамида` и `Магомет II` (`Осада Коринфа`). Также стоит разделять между тем, что Россини написал для Италии, и тем, что написал для Парижа (опять же в обоих жанрах). Французские балетные и хоровые массовки - превратившиеся в народ в `Немой из Портичи` Обера (её премьера в Брюсселе в 1830 году вылилась в бунт, закончившийся независимостью Бельгии) и в `В.Т.` - вводили в произведения итальянца соответствующие новые элементы. ПРЕД-последней оперой Россини является `Граф Ори` - опять же буффа, но уже на французский вариант (замечательные записи с Флоресом и намного короче - 1.50-1.55). Начало 19-го века это вообще переход от классицизма к романтизму, и скажем, `Семирамида` это своего рода психологизация (переход в 3D) сюжета типа барокко (`Путешествие в Реймс` и `Моисея` ещё не слышал; `Армида` это произведение ещё его итальянского периода и Рене Флеминг поёт её здорово). Вообще, даже в его серьёзных операх, всегда присутствует искорка его юмора. Реализм проник как в итальянскую оперу, так и во французскую, через комедию. Может быть именно поэтому Россини достиг такого артистического (не коммерческого) успеха с `В.Т.`
Наконец, мастера конца 18-го века: уж что, но религия здесь точно ни причём. Это эпоха Французской Революции (и Американской независимости). Социальный кризис превращается в художественный, вкусы старого властвующего класса становятся чопорностью, любая Революция порождает своё искусство. Глюк (кстати, сын дровосека), написав почти 100 опер для избалованных вельмож, у которых и в Европе было не больше культуры чем у Недоросли, решил сплотить музыку и текст в одно - драматическо-музыкальное искусство, и покончить таким образом с модными капризами. Тоже стоило ему это нервов: аж театры пришлось перестроить (зимой скрипачи играли аж в перчатках - вообразите себе звук). Умер в Вене 15 ноября 1787 года от второго кровоизлияния в мозг. И как я сказал раньше, в начале 19-го было несколько попыток покончить с его завоеваниями: в музыке, и в частности в опере - Симон Майр; в общественно-политическом плане - та же Французская после-наполеоновская Реставрация, когда даже хотели ввести обратно парики (музыкальным реакционером этого времени был Луиджи Керубини, завладевший Парижской Консерваторией). Как Глюк и прочие в его время, Россини и Обер предвосхитили следующую Революцию - 1830-го года, покончившую с париками навсегда.
Я же немало времени по архивам посидел, Витя, завсегдатаем был там. Рукописи Поленова изучал, скажем. Из встреченного особенно жалею о неизвестности оркестровки Асафьева Хованщины. И возмутительно вне внимания сочинения Александра Варламова, с середины 19 века до сей поры ни у кого руки не дошли! (но это уже не об опере).
Знаю, завидую. Оркестровку Асафьева я бы тоже посмотрел. У Шостаковича много хорошего, но проблем хватает. Начало во `Враг человеков` точно надо переоркестровывать, совсем дохлые кларнеты там, не артикулируется музыка. Вообще, с оркестровкой вокальной музыки у него всё было очень странно. `Песни и пляски смерти`, по-моему, ужасно оркестрованы. И свою музыку он зачем-то наоркестровал, причём чем она лучше (Микеланджело и Еврейская поэзия), тем хуже звучит у него в оркестре после фортепианного оригинала.
Сорри, заговорился. Да, насчёт Варламова очень жаль. А вот Поленова то, что я слыхал, совсем не произвело. И уж точно на уровень `Московского дворика` близко не лежало. Может разве что к домашнему театру кукол? Этого я не слыхал.
Я не могу вспомнить источники: упорные слухи были, что не Верстовский, а Варламов эту оперу написал. Я когда-то, заинтересовавшись, стал искать музыку Верстовского. И ни гугу. Может быть, она только в каких-то закрытых архивах, не знаю, но я ничего не нашел. Верстовский был крупный чиновник, директор ГАБТа. Варламов задыхался в нищете, его таланты были всем известны. Вот и все, что я могу сказать, жаль, что забыл источник сомнений.
Интересно, что двигало этими мастерами, новаторство или какая-то сторона религии? И кто был более искренен в этом деле?
Уважаемый Джульельмо, не могли бы Вы подробно остановиться на операх-сериа Россини. Опера-буффа меня не очень устраивает.
И ещё, как Вы относитесь к операм Аскольдова могила Верстовского, Скупой Пашкевича и к операм Фомина?
P.S. о Верстовском: `А.М.` была его одной из первых (или первой) оперой, но последней была `Громобой` 1857-го года, и о которой я читал (вроде в сайте belcanto), что это уже произведение другой категории. Сюжет сходен с `Демоном` Лермонтова и затем Рубинштейна, который в свою очередь сильно схож с сюжетом `Ганса Гейлинга` Маршнера (1833 год) и конечно с `Фаустом` (не умаляю талант наших, но несколько легенд прочно завладели всей Европой во времена романтизма). `Громобоя` были записаны только фрагменты после войны, и вроде с переименованием персонажей (здесь этих фрагментов вроде пока нет). Другим произведением русского `экспериментального` периода с каким было бы интересно познакомиться, является `Лунная ночь, или Домовые` Алябьева - на Интернете есть где-то сюжет.
P.S. о Верстовском: `А.М.` была его одной из первых (или первой) оперой, но последней была `Громобой` 1857-го года, и о которой я читал (вроде в сайте belcanto), что это уже произведение другой категории. Сюжет сходен с `Демоном` Лермонтова и затем Рубинштейна, который в свою очередь сильно схож с сюжетом `Ганса Гейлинга` Маршнера (1833 год) и конечно с `Фаустом` (не умаляю талант наших, но несколько легенд прочно завладели всей Европой во времена романтизма). `Громобоя` были записаны только фрагменты после войны, и вроде с переименованием персонажей (здесь этих фрагментов вроде пока нет). Другим произведением русского `экспериментального` периода с каким было бы интересно познакомиться, является `Лунная ночь, или Домовые` Алябьева - на Интернете есть где-то сюжет.
Первая часть моего ответа Phalaenopsis на стр. 28.
Я не могу вспомнить источники: упорные слухи были, что не Верстовский, а Варламов эту оперу написал. Я когда-то, заинтересовавшись, стал искать музыку Верстовского. И ни гугу. Может быть, она только в каких-то закрытых архивах, не знаю, но я ничего не нашел...
Но при этом список его театральных работ огромен ведь. И не только `А.М.`, но и `Громобой`, и `Вадим` были вполне репертуарные оперы. Думаю, если бы липа какая-то была - выяснилось бы до сего дня. Если сотрудничество - то он ведь его - например, с Алябьевым - не скрывал. Не знаю, как-то не очень монтируется...
Вообще, хорошие были времена в этом смысле. Сейчас архив Мариинки, например, только платный и по ценам труднодоступен.
Но это прогресс? Не помню, чтоб я туда ходил иначе, как с партитурой моей оперы (которая там, кстати, лежит, как и орк. голоса), а слух такой, что туда вообще не попасть было никак. Теперь, значит, хоть за дорого да можно. Надо мне им клавир тоже подарить. А то смешно вышло, в ГАБТЕ потеряли партитуру, а в Мариинке нет, наоборот, клавира.
Насчет Поленова - род шутки, там самодеятельность полнейшая (детскую оперу некую я его смотрел в ГЦММК). У Асафьева нарочито скупо оркестровано, думаю, не слишком будет звучаще. `Камерно`. Но интересно, как такой аскетизм бы пошел к Хованщине, привыкшей к звуковым пышностям РК и ДШ. Я помню, как мне пытались заказать новую оркестровку Картинок с выставки, я ужаснулся и отказался. Может, и напрасно. Заодно скажу, что есть интересная оркестровка Песен и плясок смерти у Раскатова, но, мне кажется, Саша глубоко неправ, введя туда свои интерлюдии (как бы не послушав концерт с Гайдном и прослойками - моими 7 библейскими эпиграфами? но я точно не знаю) и изменив конец Полководца. Запись у меня где-то есть, если интересно, но выкладывать я не буду - то, что не приемлю, я не могу себя заставить выложить, прошу простить. Исполнение блестящее и по оркестру, и по вокалу (Лондон). У Шостаковича, мне кажется (на слух) хорошо оркестрован английский цикл, причем это чуть ли не последние касания пером бумаги у него. Евр.цикл в оркестре не видел и не слышал, с Микеланджело согласен, хотя, так как я сам его играл с Нестеренко, тут ещё и личное примешивается, могу быть неправ.
Но это прогресс? Не помню, чтоб я туда ходил иначе, как с партитурой моей оперы (которая там, кстати, лежит, как и орк. голоса), а слух такой, что туда вообще не попасть было никак. Теперь, значит, хоть за дорого да можно. Надо мне им клавир тоже подарить. А то смешно вышло, в ГАБТЕ потеряли партитуру, а в Мариинке нет, наоборот, клавира.
Подарите-подарите. А они его будут нищим студентам-дипломникам или таким же нищим диссертантам за непомерные деньги показывать. Лучше в Публичку подарите.
Пока что (на всякий случаю сообщаю) все сочинения в бумажном виде мной отданы в библиотеку Московской консерватории. А в их фонотеке есть все записи, даже и неприличные по качеству, но и изданные диски тоже отдал. Всё это затребовал ректор, А.С.Соколов. Началось с того. что я заходил к нему по каким-то делам и притаскивал свои новые опусы (Саша когда-то моей музыкой интересовался до какой-то степени), и вот последствие такое.
Кстати, хорошая идея!
Была бы изобретателем придумала какой-нить муз.утюг, и он , скажем, реагировал бы на плотность материи. Гладишь шелковую вещь- раздается музыка Дебюсси, на синтетику отвечал бы Пуленком , а на батист- Люлли:))
Кстати, хорошая идея!
Была бы изобретателем придумала какой-нить муз.утюг, и он , скажем, реагировал бы на плотность материи. Гладишь шелковую вещь- раздается музыка Дебюсси, на синтетику отвечал бы Пуленком , а на батист- Люлли:))
Кстати, хорошая идея!
Была бы изобретателем придумала какой-нить муз.утюг, и он , скажем, реагировал бы на плотность материи. Гладишь шелковую вещь- раздается музыка Дебюсси, на синтетику отвечал бы Пуленком , а на батист- Люлли:))
А вот раньше, помню, из каждой кухонной кастрюльки: Рихтер, Рихтер. И ничего, терпелось нормально. И Вы привыкните скоро, еще немного и привыкните...
Вы что-то замешкались, дорогой, со своей гитарой. К восклицаниям `Рихтер, Рихтер!` я привык еще тогда когда Вы пешком под столом прогуливались. Ныне же кастрюльки уже не дребезжат, ибо всем давным-давно и всё ясно - кто есть кто.
Вам тогда, кажется, надо срочно послушать что-то откровенно-,прямолинейно- гитарное. Начните, пожалуй, с `Платеро и я` М.Кастельнуово- Тедеско`(по прелестным мотивам прелестной же книжицы Хуана Хименеса). Кажется, в архиве имеется. И тогда кривизна Вашего чересчур(на мой взгляд) офортепьяненного муз. пространства начнет постепенно выпрямляться. А что касательно упоминаний соотношения вОзрастов, то в виртуальном мире классик-он-лайн возраст тостующего никак не отражается ни на чем, даже на качестве реплик( Мазурка- несчастливое исключение.:))
Я дам, но он сдох, вероятно, кто-то один выложил. Жалко. И `Дон Жуана` Лоузи нашла в качестве Блю-рей, с отличным звуком - тоже мертвый. Жалко. Любителей оперы там мало.
Считается, что прародителем увертюры является Жан-Батист Люлли. Затем она была подхвачена Пёрселлом. Ну собстно, и пошло-поехало. Важное развитие этой формы провёл Кристоф Виллибальд Глюк в Альцесте. Моцарт (ну как же без него)предложил модель увертюры, заглядывая уже в 19 век, а Россини развил эту тему, и наконец поставил точку он же в своей опере Вильгельм Телль. Этим воспользовался с большим успехом Вагнер. У Бетховена увертюра проходит как отдельный жанр.
Вот несколько интересных увертюр для меня:
Волшебная флейта
Вольный стрелок
Травиата
Лоэнгрин
Медея
Орфей и Эвридика
Енуфа
P.S. Кстати в некоторых увертюрах прослеживается симфонизм. Это Моцарт и Глюк например.
Пожалуйста высказывайтесь, друзья.
На мой взгляд, увертюры Керубини (которые б/м тут есть) вообще все заслуживают, но я том, собственно, что есть еще очень увертюры Мегюля, ну, скажем, `Двое слепых из Толедо`. То же о Вебере. А Проданная невеста? А Рассвет на Москве реке? Как и в Медее, мне кажется, тут сказано суммарно то, что в опере, и даже если не больше. Собрано лупой в поджигающе-огнеобразующий луч. Навел - и задымило оперное действие. Такая функция.
Сам термин `увертюра` во время барокко, т.е. в 17-м и 1-ю половину 18 века, имел неоднозначное значение, не то, которое означает в наше время. Тогда увертюра определялась как некое инструментальное вступление к любому сценическому произведению.
Да собственно и термин `опера` до 2-й половины 18 века не имел хождение, а имели совершенно другие жанровые наименования (музыкальная драма, трагедия, мелодрама и т.д.), а отсюда большое количество жанровых наименований и самих увертюр, называвшихся иногда симфониями, интродукциями, интрадами и т.д. Просто слово `увертюра` началось применяться именно во Франции, в то время как в Италии всякие вступления назывались `симфониями`. Раньше было принято считать, что первой специально написанной увертюрой была Токката к `Орфею` Монтеверди, но потом, как всегда, это утверждение оспорили, нашли что-то и в 16 веке, но в любом случае, Монтеверди первым зафиксировал в партитуре вступительную симфонию.
Кстати, вплеск интереса к оперному делу в Италии в 1-й половине 17 века был связан с папой Урбаном восьмым, который был поистине фанатом всех этих сценических представлений, и такая любовь прокатилась валом по всем городам `южного сапога`. Главное, он не жалел
никаких денег на всякие постановки, и еще главнее это то, что понтифик, в общем-то, не
требовал от композиторов создавать оперные сюжеты только на религиозные темы. Можешь
писать и про любовь пастушки, но чтоб - красиво. Папа, видимо, был настолько яркой
личностью, что после его смерти главным оперным городом в Европе стала Венеция, и именно здесь и сложились все оперное искусство и сформировались в общих чертах все
увертюрные конструкции. И если до, примерно, 1660 года увертюры (у итальянцев это были
симфонии) были сравнительно небольшими по размеру и в них по большей части было
аккордовое письмо, то после 1660 года вступительные симфонии укрупнились, в них активно вводили имитационную полифонию и развитие, схему `быстро-медлнно-быстро` утвердили, которые затем в таком виде победным маршем прокатились уже и в Неаполе и во Франции в лице того самого Люлли. Но у Люлли увертюра приобрела исключительно свою неповторимую окраску, и стала называться именно `французской увертюрой` как новая разновидность оперных вступлений. Его увертюры - это двухчастные композиции, при этом отличительными особенностями
является торжественная первая часть (интродукция) с многочисленными пунктирными ритмическими фигурами, и имитационно-полифонической 2-й части, которая к тому репризируется.
Т.е. здесь схема `медленно-быстро`. Хотя иногда эта интродукция у него вполне подвижна и на слух весьма динамична. А почему? А потому что Люлли темповые обозначения не делал.
Кстати, такая истоки такой схемы `медленно-быстро` некоторые усматривают в популярной во
Франции парных танцев `павана-гальярда`, т.е. медленная павана и более оживленная гальярда.
А другие говорят об `аллеманде-куранте`, что тоже имело хождение, но больше в балетных
номерах.
Вот такая история ранней увертюры.
Кривой немного текст получился, т.к. писал не в окне, а в Ворде, а затем текст переносил сюда.
оперные пристрастия. Если можно. Если будет с комментами, то это в общем-то совсем
хорошо.
я еще толком не разбираюсь в операх, об отдельных могу сказать, но общей картины нет.
Я довольно давно слушаю их, но постоянно сталкиваюсь с такими вещами, как различные
вокальные оперные традиции, великие голоса, различные трактовки, постановки, редакции,
сокращения, - а в этом я еще плаваю.
У меня сложности в одном: что именно мне нравится в опере? Вот в `Парсифале` однозначно
музыка. В `Арабелле` Р. Штрауса очень красивая и душевная постановка Хайтинка меня
трогает, а музыка не на первом месте. В `Дочери полка` Доницетти без ума от актерской игры
Дессей и очень забавного сюжета, с удовольствием смотрю, в `Китеже` же не могу смотреть
видео, хоть убей, а вот музыка продирает до мурашек. В `Снегурочке` также принципиально не
смотрю видео, потому как ни одна певица не подходит на роль целомудренной главной героини,
но музыка также пленяет. Все очень по-разному. И никаких рекомендации и советов я не могу
дать по операм в целом, так как все сам на ощупь пробую. Но знаю только одно, что это
исключительно увлекательное дело - оперы.