Имамьяр Гасанов
ИМАМЬЯР ГАСАНОВ (КЯМАНЧА)




Выводить по: популярности | алфавиту



Последние комментарии к записям

Igor2 (05.11.2012 18:14) не в сети не в сети
Кяманча - персидский струнный смычковый музыкальный инструмент. Считается, что именно этот
инструмент является родоначальником всех остальных видов струнных смычковых. В наши дни
этот инструмент распространен в Центральной Азии и Среднего Востока.
`Кеманча` в переводе с персидского означает `небольшой смычковый инструмент`. Кяманча
возникла в 19 веке, в эту эпоху историк констатируют период расцвета исполнительского
искусства игры на кяманче. Это связано с развитием искусства профессиональных певцов
ханенде.
Ханенде — это азербайджанские народные певцы. Они обладали не только прекрасными
голосами, но и редким умением импровизировать. Ханеде пользовались большим уважением.
Именно эти певцы «вывели в свет» кяманчу.
Первые инструменты были изготовлены из выдолбленной тыквы или индийского ореха. Как
правило, они богато украшались слоновой костью.
Корпус кеманчи круглый. Шейка - деревянная, прямой и округлой формы с крупными колками.
Дека сделана из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с
конским волосом.
Согласно одному из предположений о возникновении кяманчи, она появилась на основе
смычкового гопуза. Гопуз — азербайджанский народный струнный музыкальный инструмент. Это
двух- или трехструнный инструмент, чем-то напоминающий гитару.
Знания о кяманче дополняются сведениями из классической поэзии и изобразительного
искусства. Благодаря этому можно составить представление о ней. Так, например, кямнача
упоминается в поэме «Хосров и Ширин» персидского поэта Низами Гянджави. Он сравнивает игру
на кяманче с божественной музыкой, которая стонет и пылает.
Чтобы представить себе, как выглядит кяманча, достаточно взглянуть на миниатюры
средневековых азербайджанских художников. Там она изображена в составе ансамбля.
Дополнить сведения о кяманче можно, ознакомившись с трудом теоретика музыки Абдулгадира
Мараги. Многие путешественники также описывали этот необычный инструмент. Немецкий
путешественник Э. Кемпфер посетил Персию в 17 веке. Благодаря ему мы знаем, что кяманча –
это трех - и иногда четырехструнный инструмент. Кемпфер также отмечает тембр кяманчи и
восхищается его красотой.
Кяманча не всегда ограничивалась четырьмя струнами. Известны также пятиструнные
разновидности кяманчи, экземпляр которой находится в этнографическом фонде Музея Истории
Азербайджана. Здесь же выставлен инструмент известного азербайджанского композитора
Зульфугара Гаджибекова. Это трехструнная кяманча, украшенная натуральным перламутром.
Особое внимание к этому инструменту привлекает его манера изготовления. Часть корпуса
сработана из вертикального среза древесины, на которую натянут верх из кожи.
Существуют двухструнные кяманчи (в Курдистане), трёхструнные (в Турции) и
четырёхструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) инструменты.
Классическая кяманча состоит из трех частей - корпуса, грифа и шпиля, проходящего сквозь
внутреннюю часть корпуса наружу и соединяющего обе половины корпуса. Все эти части
изготавливаются на специальном станке. На корпус натягивается верх из кожи осетра.
Особую важность при изготовлении инструмента играют точные расчеты. Здесь необходимо
соблюсти точное расстояние между грифом и струнами. От этого зависит качественное звучание
инструмента.
Инструмент отличается компактными размерами. Его длина примерно семьсот миллиметров, а
высота корпуса и его ширина не превышают двухсот миллиметров.


 
     
Правообладателям | По всем вопросам пишите на classic-online@bk.ru